Р Е Ш Е Н И Е № 2-552/2024
именем Российской Федерации
01 ноября 2024 года село Актаныш
Актанышский районный суд Республики Татарстан в составе судьи Х.Х.Янгирова, при секретаре Э.Х.Хурматуллиной, с участием представителя ответчика А.Г.Гараевой, помощника прокурора Актанышского района И.А.Габидуллина, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хазиевой Гульсины Габидуллиновны к Хурматуллину Ильназу Фанисовичу о возмещении вреда, причиненного преступлением;
у с т а н о в и л:
Хазиева Г.Г. (далее истец) обратилась в суд с иском к Хурматуллину И.Ф. (далее ответчик), в обосновании указав следующее:
Дата обезличена около 19.30 часов, точное время не установлено, Хурматуллин И.Ф., находясь во дворе частного <адрес>, будучи в состоянии алкогольного опьянения, действуя умышленно, причинил ее сыну ХР побои и телесные повреждения различной степени тяжести.
Приговором <данные изъяты> от Дата обезличена Хурматуллин Ильназ Фанисович, Дата обезличена года рождения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «г» части 2 статьи 112 Уголовного кодекса РФ.
Истец как мать ХР, пережила не только нравственные страдания, но и физическую боль, которую невозможно выразить словами. В настоящее время невозможно оценить последствия перенесенного эмоционального стресса на ее здоровье, как эти страдания скажутся в будущем, каковы будут их последствия.
На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика в свою пользу 200000 рублей, в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением.
В судебном заседании истец не участвовала, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что на сегодняшний день потерпевший ХР умер, компенсация морального вреда не наследуется, моральный вред связан с личностью потерпевшего, право на получение компенсации морального вреда другому лицу не передается.
Выслушав доводы представителя ответчика, заключение помощника прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими отказу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Как указано в ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения, и являются неотчуждаемыми.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на_ результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Судом установлено, что приговором <данные изъяты> от Дата обезличена Хурматуллин Ильназ Фанисович признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «г» части 2 статьи 112 Уголовного кодекса РФ.
Согласно указанному приговору Дата обезличена около 19 часов 30 минут, точное время не установлено, Хурматуллин И.Ф., находясь во дворе частного <адрес> Республики Татарстан, будучи в состоянии алкогольного опьянения, действуя умышленно, с целью причинения физической боли и телесных повреждений ХР, из личных неприязненных отношений, вызванных противоправным поведением потерпевшего, группой лиц совместно с установленным лицом, нанес руками и ногами около 20 ударов по различным частям тела ХР, причинив тем самым последнему физическую боль и согласно заключению эксперта <N> от Дата обезличена, телесные повреждения в виде: <данные изъяты> которые в соответствии с требованиями п. 9 Приказа М3 и СР РФ № 194н от 24.04.2008 «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» вреда здоровью ХР не причинили.
Исковые требования ХР к Хурматуллину И.Ф. о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в результате совершения преступлений, оставлены без рассмотрения, данный вопрос передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно материалам дела, Хазиева Г.Г. является матерью ХР.
Из содержания искового заявления следует, что требования о компенсации морального вреда заявлены истцом в связи с тем, что лично ей в связи с причинением телесных повреждений различной степени тяжести сыну ХР причинены нравственные страдания.
Как следует из приговора от Дата обезличена, непосредственным очевидцем причинения ХР телесных повреждений различной степени тяжести истец не была, потерпевшей по уголовному делу не признавалась.
Согласно свидетельству о смерти ХР умер Дата обезличена. Причинно-следственная связь между полученными ХР телесными повреждениями и его смертью судом не установлена.
Истица лицом, которому причинен вред здоровью, не является, у ответчика обязанность по выплате ХР денежной компенсации морального вреда на момент его смерти отсутствовала.
Доказательств того, что причиненные ХР травмы повлекли изменения в привычном образе жизни семьи Х, со стороны Хазиевой Г.Г. потребовалось нести заботу о пострадавшем сыне, испытывать переживания за судьбу пострадавшего и состояние его здоровья, действиями Хурматуллина И.Ф. нарушено право Х на родственные и семейные связи, суду не представлено.
Кроме того, право на компенсацию морального вреда вследствие причинения вреда здоровью связано с личностью лица, которому причинен вред, имеет личный характер и в силу взаимосвязанных положений п. 1 ст. 150 и п. 2 ст. 1112 ГК РФ не переходит по наследству к правопреемникам умершего.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Хазиевой Г.Г..
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.11.2024.
░░░░░: .
. ░.░. ░░░░░░░