Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
22 ноября 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре Зайцеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1840/2019 по административному исковому заявлению Александрова Д.Т. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
Александров Д.Т. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 612,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости определена по состоянию на 06 июня 2011 года и составляет 26 593 354 рубля 13 копеек.
Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью нежилого здания, считает её завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы как плательщика налога на имущество.
Согласно отчёту РѕР± оценке РѕС‚ 14 августа 2019 РіРѕРґР° в„– в„–, подготовленному независимым оценщиком РћРћРћ «РЕГРРћРќВ», рыночная стоимость нежилого здания СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ состоянию РЅР° 06 РёСЋРЅСЏ 2011 РіРѕРґР° составляет 8 395 566 рублей.
При таких обстоятельствах, Александров Д.Т. полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в судебном порядке.
На основании изложенного, административный истец просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления, а также установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 612,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 8 395 566 рублей.
Р’ судебном заседании представитель административного истца Дубинина Р®.Р’., действующая РЅР° основании доверенности, изменила Рё уточнила административные исковые требования, просила СЃСѓРґ установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости РІ соответствии СЃ заключением эксперта РћРћРћ «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСРВ» РѕС‚ 30 октября 2019 РіРѕРґР° в„– в„– РІ размере 10 056 000 рублей. Доводы, изложенные выше, поддержала.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых оставил разрешение заявленных административных исковых требований по существу на усмотрение суда.
Рные участвующие РІ деле лица письменных возражений РІ адрес СЃСѓРґР° РЅРµ направили.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
РР· материалов дела следует, что Александрову Р”.Рў. РЅР° праве собственности принадлежит нежилое здание СЃ кадастровым номером в„–, площадью 612,2 РєРІ.Рј., расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, что подтверждается РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј купли-продажи недвижимого имущества РѕС‚ 06 августа 2018 РіРѕРґР° в„– в„–, актом приема-передачи недвижимого имущества РѕС‚ 12 сентября 2018 РіРѕРґР°, выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках Рё зарегистрированных правах РЅР° объект недвижимости РѕС‚ 19 сентября 2018 РіРѕРґР°.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области», и, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 2 июля 2019 года, по состоянию на 06 июня 2011 года составляет 26 593 354 рубля 13 копеек.
Административный истец, будучи собственником спорного объекта недвижимости, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет городского округа Самара. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь собственником указанного выше нежилого здания, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого здания, Александров Д.Т. 06 сентября 2019 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.
РР· материалов дела следует, что результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости РЅР° территории Самарской области утверждены Постановлением Правительства Самарской области в„–118 РѕС‚ 14.03.2012 РіРѕРґР°.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15.04.2012 г., дата определения кадастровой стоимости указанного объекта - 06.06.2011 г., что подтверждается соответствующей Выпиской из ЕГРН от 02.07.2019 г.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением - 06.09.2019 г.
Поскольку на момент обращения Александрова Д.Т. в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом РІ обоснование СЃРІРѕРёС… требований представлен отчёт РѕР± оценке РѕС‚ 14 августа 2019 РіРѕРґР° в„– в„–, подготовленный оценщиком РћРћРћ «РЕГРРћРќВ», РёР· которого усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание СЃ кадастровым номером в„–, итоговая величина рыночной стоимости которого РїРѕ состоянию РЅР° 06 РёСЋРЅСЏ 2011 РіРѕРґР° составляет 8 395 566 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица – Администрации городского округа Самара о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорного нежилого здания.
Согласно заключению эксперта РћРћРћ «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСРВ» РѕС‚ 30 октября 2019 РіРѕРґР° в„– в„–, рыночная стоимость нежилого здания СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ состоянию РЅР° 06 РёСЋРЅСЏ 2011 РіРѕРґР° составляет 10 056 000 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд принимает во внимание, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утверждённым приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №№ 297-299, ФСО № 7 «Оценка недвижимости», утверждённому приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.
В данном случае судебная экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями в области исследований, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в установленном процессуальным законом порядке.
Оценивая экспертное заключение РћРћРћ «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСРВ» РѕС‚ 30 октября 2019 РіРѕРґР° в„– в„– РїРѕ правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения материалов административного дела, РіРґРµ представлена необходимая Рё достаточная информация РѕР± объекте оценки. Определённая РІ экспертном заключении итоговая рыночная стоимость РЅРµ является произвольной, РїСЂРё оценке нежилого здания эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки, заключение эксперта базируется РЅР° достоверных правоустанавливающих документах РѕР± объекте, РІ заключении приведены источники информации, нормативные документы Рё материалы, используемые РїСЂРё проведении экспертизы.
Ркспертное заключение содержит анализ существующей методологии РїРѕ определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных Рё количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, Р° также внешних факторов, влияющих РЅР° его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки РІ рамках сравнительного РїРѕРґС…РѕРґР°, обоснование выбора используемого РїРѕРґС…РѕРґР° Рє оценке объектов исследования Рё обоснование отказа РѕС‚ применения РґРѕС…РѕРґРЅРѕРіРѕ Рё затратного РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ, согласование результатов расчётов, объективный вывод, дающий исчерпывающий ответ РЅР° поставленный РІРѕРїСЂРѕСЃ СЃ возможностью проверки его обоснованности.
Рксперт пришел Рє выводу, что итоговая рыночная стоимость СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ объекта недвижимости РїРѕ состоянию РЅР° 06 РёСЋРЅСЏ 2011 РіРѕРґР° составляет 10 056 000 рублей.
Каких-либо доказательств в опровержение выводов указанного выше заключения судебной экспертизы не представлено. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертиз сторонами и заинтересованными лицами не заявлено.
Таким образом, СЃСѓРґ полагает, что кадастровая стоимость нежилого здания СЃ кадастровым номером в„– подлежит определению РІ соответствии СЃ экспертным заключением РћРћРћ «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСРВ» РѕС‚ 30 октября 2019 РіРѕРґР° в„– в„– РІ размере 10 056 000 рублей, Р° требования Александрова Р”.Рў. - удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
РР· материалов административного дела следует, что датой обращения Александрова Р”.Рў. РІ СЃСѓРґ является 06 сентября 2019 РіРѕРґР°, что подлежит указанию РІ резолютивной части настоящего решения СЃСѓРґР°.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административный иск Александрова Д.Т. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 612,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 10 056 000 рублей.
Датой подачи Александровым Д.Т. заявления в суд считать 06 сентября 2019 года.
Решение может быть обжаловано Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 ноября 2019 года.
Судья: Ласковская С.Н.