Судья Коваленко Е.Н. дело № 33-11324/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29июня 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьиВеркошанской Т.А.,
судей Козловской Е.В., Нагиной О.Ю.
при секретаре Григорьевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению Кондрашовская средняя общеобразовательная школа о понуждении к устранению нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической безопасности,
по апелляционной жалобемуниципального бюджетного образовательного учреждения Кондрашовская средняя общеобразовательная школа на решение Иловлинскогорайонного суда Волгоградской областиот 27апреля 2017 года,
которым исковыетребования прокурора Иловлинского района Волгоградской области удовлетворены, на администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области,муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кондрашовская средняя общеобразовательная школа возложена обязанность установить ограждение по всему периметру земельного участка, установив срок исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.
С муниципального бюджетного образовательного учреждения Кондрашовская средняя общеобразовательная школа взыскана в доходмуниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Веркошанской Т.А., объяснения прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Скуратовой И.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
у с т а н о в и л а:
прокурор Иловлинского района в интересах неопределённого круга лицобратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, МБОУ Кондрашовская СОШо понуждении к устранению нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической безопасности.
Свои требования мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищённости образовательных учреждений Иловлинского района установлено, что ограждение по периметру территории МБОУ Кондрашовская СОШ частично отсутствует.
Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства негативно влияют на состояние защищенности территории образовательного учреждения, создают угрозу жизни и здоровью учащихся, сотрудников, а также неопределенного круга лиц, посещающих учреждение.
Просил суд обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области, МБОУ Кондрашовская СОШ в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу установить ограждение по всему периметру земельного участка, используемого МБОУ Кондрашовская СОШ.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МБОУ Кондрашовская СОШоспаривает законность и обоснованность принятого решения, просит его изменить, а именно, продлить период исполнения возложенных на образовательное учреждение обязанностей на срок до одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, МБОУ Кондрашовская СОШ, отдела образования и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам жалобы.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности и противодействия терроризму в образовательных учреждениях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания, в здания с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
Приказом Федерального агентства по образованию от 1 сентября 2008 года № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Иловлинского районаВолгоградской области была проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической безопасности в деятельности МБОУ Кондрашовская СОШ, расположенного по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с. Кондраши, ул. Молодежная, д.30.
По результатам указанной проверки было выявлено, что МБОУ Кондрашовская СОШ не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов – по периметру земельного участка, используемого МБОУ Кондрашовская СОШ, нарушена целостность ограждения, то есть ограждение образовательного учреждения не соответствует требованиям пункта 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10.
Отсутствие соответствующего ограждения участка образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта.
Из материалов дела также усматривается, что МБОУ Кондрашовская СОШ является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем образовательного учреждения является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области, администрация Иловлинского муниципального района является собственником имущества, переданного в оперативное управление школе.
Указанное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из необходимости обеспечения безопасности обучающихся и работников, находящихся в учреждении путем принятия профилактических мер, направленных на противодействие терроризму.
С таким выводом суда соглашается и судебная коллегия, поскольку факт отсутствия надлежащего ограждения в МБОУ Кондрашовская СОШ нашел подтверждение в судебном заседании и не отрицался ответчиками, а осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие надлежащего ограждения может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, правильно применив вышеприведенные нормы действующего законодательства, обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, возложив на администрацию Иловлинский муниципальный район Волгоградской области, МБОУ Кондрашовская СОШ обязанность установить ограждение по всему периметру земельного участка, установив срок исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.
Ссылка в апелляционной жалобе на невозможность исполнения решения суда в установленный судом шестимесячный срок ввиду того, что для проведения ремонта ограждения территории образовательного учреждения необходимо дополнительное финансирование из бюджета Иловлинского муниципального района Волгоградской области, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку действующее законодательство не связывает обеспечение безопасности учащихся с наличием или отсутствием финансирования. Недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения юридического лица независимо от его организационно-правовой формы от исполнения обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологической безопасности.
Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, а также подрывающих правильность выводов суда первой инстанции или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 27апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобумуниципального бюджетного образовательного учреждения Кондрашовская средняя общеобразовательная школа – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: