Дело № 2а-1779/20
43RS0003-01-2020-002004-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 05 августа 2020 года
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Никонова К.Ф. при секретаре Голяшевой А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Харюшина С.А. к ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении
УСТАНОВИЛ:
Харюшин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. В обоснование требований указано, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области были нарушены условия содержания административного истца, выразившиеся в перенаселенности, затрудненном доступе к местам общего пользования, в том числе к санитарным помещениям (умывальнику, туалету), недостаточном количестве сантехнического оборудования, отсутствии бытовых комнат и помещений для проведения воспитательных мероприятий с осужденными и их личных занятий (чтения, письма, самообразования, просмотра телепередач), ненадлежащем материально-бытовом обеспечении, плохих санитарно-гигиенических условиях, плохом питании, неудовлетворительных условиях для сна, отдыха и прогулки на свежем воздухе, ограниченном доступе к упражнениям на свежем воздухе, отсутствии качественной и современной медицинской помощи. На основании изложенного с учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по обеспечению надлежащих условий содержания Харюшина С.А. в исправительном учреждении (ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области), приведшим к нарушению прав административного истца не подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении) и присудить Харюшину С.А. за счет казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области) в размере 700000 руб.; возместить Харюшину С.А. расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 руб.
Административный истец Харюшин С.А. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть без его участия.
Представитель административного истца на основании доверенности Петров Р.Н. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах объективно препятствующих явке в судебное заседание сведений не представил.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области на основании доверенностей Юрьев А.С. просил в удовлетворении иска отказать, сославшись на отсутствие фактов нарушения прав административного истца, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Министерство финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Жалобы содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Общие положения и принципы исполнения наказания, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом РФ.
Судом установлено, что Харюшин С.А., {Дата} года рождения был осужден на основании приговора Кировского областного суда от {Дата} по ст. {Номер}, ч. 4 п. «б», {Номер} УК РФ к 5 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
С {Дата} по {Дата} Харюшин С.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, содержался в отряде {Номер} (л.д. 10-11, том 1).
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров.
Частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В силу статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Согласно ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии со ст. 63 КАС РФ судом из прокуратуры Нижегородской области истребованы сведения о проведенных проверках ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
В период с 2014 по 2018 Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по {Адрес} в ходе проведенных проверок выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в части условий содержания осужденных.
В соответствии со ст. 24 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора является актом прокурорского реагирования на допущенные нарушения закона, выявленные в ходе проведенных проверок.
Исходя из положений ст. 32 указанного закона органы прокуратуры в частности осуществляют надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Представлением Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от {Дата} {Номер} установлено, что в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по {Адрес} в нарушение ч. 3 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не выполняются требования закона о минимальной норме жилой площади на одного осужденного (2-х кв.м.).
Согласно Приложению 1 к Приказу Федеральной службы исполнения наказаний от {Дата} {Номер} спальные места должны быть обеспечены мебелью, а именно рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных. В отряде {Номер} на 101 осужденного имеется всего 7 рукомойников.
В нарушение ч. 3 ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отряде {Номер} численность осужденных превышает 100 человек, в то время как согласно требованиям ч. 3 «Положения об отряде осужденных исправительного учреждения» (утв. Приказом Минюста РФ от {Дата} {Номер} численность осужденных в отряде устанавливается в пределах 50-100 человек); в нарушение требований ст. 99, ч. 3 ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и п. 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденного приказом Минюста РФ от {Дата} {Номер} во всех отрядах ИК-11 помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а именно используются для проживания осужденных (л.д. 102-106, том 2).
Представлением Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от {Дата} {Номер} установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отряде {Номер} не соблюдается установленная норма жилой площади на одного осужденного вместо положенных 2-х кв.м на одного осужденного в отряде приходится 1,79 кв.м.
Осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками, напольными чашами (унитазами); в нарушение требований ст. 99, ч. 3 ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и п. 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденного приказом Минюста РФ от {Дата} {Номер} во всех отрядах ИК-11 помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а именно используются для проживания осужденных (л.д. 158-164, том 2), то есть выявлены те же нарушения, что и представлением Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от {Дата}.
Также представлением Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от {Дата} {Номер} вновь установлено, что осужденные в том числе отряда {Номер} не обеспечены по установленной норме рукомойниками. В отряде {Номер} отсутствует комната отдыха, кухня, кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комната быта, постирочная, кладовая для спортинвентаря, комната для хранения хозинвентаря ( л.д. 236-242, том 2).
Представлением Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от {Дата} {Номер} установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отряде {Номер} не соблюдается установленная норма жилой площади на одного осужденного; помещение отряда {Номер} не обеспечено рукомойником из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных; в нарушение ч. 3 ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в ряде отрядов, в том числе {Номер} численность осужденных превышает 100 человек, в то время как численность осужденных в отряде устанавливается в пределах 50-100 человек (л.д. 30-32, том 3).
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в дело доказательства, принимая во внимание, что допущенные нарушения носят систематический характер, суд приходит к выводу о том, что в период отбывания Харюшиным С.А. наказания администрацией ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области допущено бездействие по не обеспечению надлежащих условий содержания Харюшина С.А.
В ходе рассмотрения административного дела представителем административных ответчиков по доверенности Шагаловой Е.А. заявлено о пропуске административным истцом срока давности при подаче данного административного иска.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 27.01.2020 введена в действие ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Статьей 5 Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано, что в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Таким образом, учитывая, что данное административное исковое заявление направлено в суд {Дата}, а поступило в Первомайский районный суд г. Кирова {Дата} установленный законом срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Рассматривая требования Харюшина С.А. о присуждении компенсации за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении, суд приходит к следующему.
Статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы РФ представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно ч. 5 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в отношении административного истца были допущены нарушения условий его содержания.
При установленных обстоятельствах, суд считает заявленные требования Харюшина С.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению, и определяет размер компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в период с {Дата} по {Дата} подлежащей взысканию с главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в размере 80000 руб.
Из материалов дела также следует, что Харюшиным С.А. понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д. 33, том 1) и расходы по оплате юридических услуг в размере 15000 руб. (л.д. 16, том 1).
В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей (ст. 106 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Статьей 112 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
С учетом указанных положений, принципа разумности, справедливости, сложности и характера спора, объема выполненной работы, отсутствия личного участия представителя в судебных заседаниях, суд приходит к выводу о снижению расходов по оплате юридических услуг до 5000 руб.
На основании изложенного с Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Харюшина С.А. подлежит взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., по оплате юридических услуг в размере 5000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227.1 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившееся в ненадлежащем обеспечении условий содержания в исправительном учреждении Харюшина С.А..
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Харюшина С.А. компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в период с {Дата} по {Дата} в размере 80000 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., по оплате юридических услуг в размере 5000 руб.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Харюшина Сергея Анатольевича по следующим реквизитам:
счет получателя - {Номер}
Кировское отделение № 8612 ПАО Сбербанк
ИНН банка получателя {Номер}
БИК банка получателя {Номер}
корреспондентский счет {Номер}
КПП {Номер}
SWIFT-код SABRRUMM
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда в части удовлетворении требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Кирова в течение одного месяца после изготовления мотивированного решения суда.
судья К.Ф. Никонов
мотивированное решение составлено 10.08.2020
судья К.Ф. Никонов