Решение по делу № 33-261/2010 от 17.06.2010

14664.html

К

КАССАЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 июня 2010 года г. Новосибирск

ЗАПАДНО - СИБИРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД

в составе: председательствующего - председателя судебного состава Шестопалова В.А, судей: Лебедева А.Г. и Таранова В.А.,

при секретаре - М.,

с участием: представителя заявителя О. по доверенности И. и представителя командира и жилищно-бытовой комиссии в/ч ... капитана юстиции Л.,

рассмотрел гражданское дело по кассационной жалобе представителя командира в/ч ... на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 21 мая 2010 года, которым удовлетворены требования бывшего военнослужащего в/ч ... прапорщика запаса

О.

о признании незаконными действий командира и жилищно-бытовой комиссии в/ч ... (далее - ЖБК), связанных со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заслушав доклад председателя судебного состава Шестопалова В.А., выступление представителя воинского должностного лица, чьи действия обжалуются, поддержавшего доводы кассационной жалобы, и представителя заявителя, возражавшего против ее удовлетворения, окружной военный суд

УСТАНОВИЛ:

О. проходил военную службу по контракту в в/ч ... и уволен с 23 февраля 2010 года в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Решением ЖБК в/ч ... от 23 декабря 2008 года (протокол № 15) О. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Заявитель с семьей - женой и сыном 2006 года рождения проживает в трехкомнатной квартире № ... общей площадью 58,7 кв.м. в доме № ... в мкр. ... в городе .... Квартира принадлежит ему и его сестре на праве личной собственности в равных долях.

22 апреля 2010 года ЖБК в/ч ... приняла решение (протокол № 8) на основании п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ о снятии его с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Командир воинской части утвердил решение.

Посчитав свои права нарушенными, заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными указанные действия ЖБК и командира в/ч ... и обязать их отменить принятые решения.

Гарнизонный военный суд, рассмотрев дело по существу, требования заявителя удовлетворил. Действия ЖБК и командира в/ч ..., касающиеся О., суд признал неправомерными и обязал восстановить его права, отменив решение об исключении из числа очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В кассационной жалобе представитель командования воинской части выражает несогласие с решением и считает, что оно принято с нарушением норм материального права.

Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса РФ, закона «О статусе военнослужащих», приказа МВД РФ от 12 февраля 2010 года № 75 и директивы Командующего ВВ МВД РФ от 09 июня 1994 года № Д-18, автор жалобы делает вывод, что воинская часть по месту службы не должна обеспечивать О. жильем. Такая обязанность, по мнению представителя, возложена на органы местного самоуправления по месту жительства заявителя.

Кроме этого, в жалобе обращается внимание на то, что суд руководствовался не подлежащими применению нормативными актами.

Так, приказ МВД РФ от 12 февраля 2010 года вступил в силу 07 мая 2010 года, а директива от 09 июня 1994 года № Д-18 действовала до 07 ноября 2007 года.

В заключении кассационной жалобы представитель ответчика просит решение отменить, принять по делу новое, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.

В возражениях на кассационную жалобу представитель по доверенности И. просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд находит решение суда 1-й инстанции законным и обоснованным.

Вопреки утверждению автора жалобы гарнизонный военный суд надлежащим образом исследовав собранные достаточно полно для принятия решения доказательства, пришел к правильному выводу.

Это решение должным образом мотивировано и базируется на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемый вопрос. При этом, в нем даны соответствующие ответы на доводы представителя ответчика.

О. в период военной службы по контракту, имея в собственности квартиру и не скрывая этого, подал рапорт о постановке его на учет в качестве военнослужащего, нуждающегося в получении жилья. Учетная норма для внесения военнослужащего в число очередников составляла на тот период 12 кв.м. на человека и не изменилась до настоящего времени. На каждого из членов семьи О. в имеющейся квартире приходится 9,78 кв.м. общей жилой площади. Рассмотрев 23 декабря 2008 года представленные документы, ЖБК и командир в/ч ... приняли решение об удовлетворении рапорта военнослужащего О.. После увольнения в запас он остался в списках военнослужащих названной части, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такая ситуация, при наличии согласия увольняемого, законом допускается.

16-17 апреля 2010 года офицерами Главкомата ВВ МВД РФ проводилась проверка состояния жилищного учета в в/ч ..., по итогам которой был сделан вывод о неправильном включении О. в число военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В качестве обоснования комиссия указала следующее.

Членами ЖБК не было принято во внимание при рассмотрении рапорта О. положение п. 4 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), при переводе на новое место службы в другую местность предоставляются в данной местности служебные жилые помещения или общежития, т.е., в случае наличия в собственности военнослужащих индивидуальных жилых домов (квартир) в населенном пункте по месту прохождения военной службы по контракту данная категория военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не принимается.

Данное обоснование применительно к ситуации с О. следует признать неверным, поскольку оно предполагает обеспеченность военнослужащего и его семьи жильем по нормам, превышающим учетные, установленные в конкретном населенном пункте. Учетная норма для постановки на очередь для получения жилья как по месту нахождения квартиры, так и по месту службы заявителя, составляет 12 кв.м.

Размер общей жилой площади у О. и членов его семьи, как установил суд, меньше названной учетной нормы. Следовательно, по этому параметру О. не мог быть исключен из списков нуждающихся.

В решении гарнизонного военного суда с достаточной полнотой аргументирован вывод о наличии обязанности именно командования обеспечить бывшего военнослужащего жильем по установленным нормам, а не органов местного самоуправления. С таким выводом суд 2ой инстанции согласен, поскольку он основан на нормах действующего законодательства.

Директива Командующего ВВ МВД России от 09 июня 1994 года «Об упорядочении учета и распределения жилой площади во внутренних войсках МВД России» действовала до 07 ноября 2007 года. Суд об этом знал и указал в решении.

После этого ЖБК продолжали свою деятельность в том же порядке, что свидетельствует о распространении существовавших правил на жилищные правоотношения, возникшие между О. и командованием с момента, когда решался вопрос о наличии у военнослужащего права на улучшение жилищных условий.

Согласно пункту 1 статьи 15 закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Так как О. заключил первый контракт до 01 января 1998 г., то суд кассационной инстанции приходит к выводу, что заявитель относится к категории военнослужащих, которые через пять первых лет военной службы вправе претендовать на получение за счет МВД России жилья, пригодного для постоянного проживания, на общих основаниях.

Одним из условий получения жилого помещения в таком порядке является признание военнослужащего, нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с положения военно-административного законодательства.

По изложенным выше мотивам судом кассационной инстанции отклоняются доводы представителя ответчика о том, что О. должен обеспечиваться жилым помещением на условиях гражданского законодательства, поскольку в силу ст.52 ЖК РФ жилищный учет после 01 марта 2005 г. осуществляют органы местного самоуправления, являются беспредметными, поскольку как жилищный учёт, так и предоставления жилого помещения военнослужащим, к категории которых относится заявитель О., вопреки доводам кассационной жалобы, как указано выше, должно осуществляться в порядке не гражданского, а военно-административного законодательства органом исполнительной власти, где предусмотрена военная служба (МВД России), т.е. за счет жилой площади, выделенной войсковой части ... для последующего распределения его жилищно-бытовой комиссией между очередниками в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в соответствующие списки на получение жилья.

Приказ МВД РФ от 12 февраля 2010 года № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» начал действовать с 07 мая 2010 года.

Согласно ч. 2 ст. 4 ГК РФ, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируется в соответствии со ст. 422 ГК РФ.

В ч. 2 ст. 422 ГК РФ закреплено, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Контракт на военную службу, а также оставление О. в числе очередников на получение жилья после увольнения в запас, возможно расценивать как договорные правоотношения.

Названный приказ МВД России от 12 февраля 2010 года каких-либо иных обязательных правил, не действовавших ранее, для участников спорных правоотношений по данному делу не установил, а продублировал жилищное законодательство и ранее действовавшие ведомственные нормы.

Поскольку на день принятия решения приказ вступил в законную силу, суд имел право на него сослаться.

При таких обстоятельствах выводы гарнизонного военного суда соответствуют нормам материального права, а оснований для отмены принятого судебного постановления в материалах дела и кассационной жалобе не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 361 и 366 ГПК РФ, окружной военный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 21 мая 2010 года по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ... прапорщика запаса О. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя командира этой же воинской части - без удовлетворения.

Подлинное за надлежащими подписями.

Председательствующий В.А. Шестопалов

33-261/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Обух Сергей Петрович
Ответчики
командир в/ч 3287
Другие
Иванов Вячеслав Михайлович
Лавренов Александр Сергеевич
Суд
Западно-Сибирский окружной военный суд
Судья
Шестопалов Вадим Анатольевич
29.06.2010Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее