дело № 12-190/17
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Волгоград 01 марта 2017 года
Судья Дзержинского районного суда г. Волгограда Гринченко Е.В., рассмотрев жалобу ТСЖ «Жилгородок» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ,
У с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Жилгородок» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 50 0000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ТСЖ «Жилгородок» подало жалобу, в обоснование которой указало, что ТСЖ «Жилгородок» является некоммерческой организацией, созданной собственниками жилья для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, основным видом деятельности которого является управление многоквартирным домом №а по <адрес>, субъектом малого или среднего бизнеса не является, в связи с чем не обязано осуществлять учет по обращению с отходами производства и потребления, составлять паспорта отходов, а также производить расчет платы и производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. Доказательств того, что от непосредственной деятельности ТСЖ, как юридического лица образуются отходы I-IV классов опасности, не имеется, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Также указал на возможность применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения ТСЖ «Жилгородок» от административной ответственности с объявлением устного замечания, поскольку ТСЖ «Жилгородок» является юридическим лицом, в штате которого состоит четыре человека, от которых отходы составляют мизерное количество. В связи с чем просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители ТСЖ «Жилгородок» ФИО2 и ФИО3 доводы жалобы поддержал, просили суд отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить.
Представители комитета природных ресурсов и экологии <адрес> ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании просили постановление оставить без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, в отношении которых ведется административное производство, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, на основании ст. 30.6 ч. 2 п. 8 КоАП РФ, судьей проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
По настоящему делу судом установлено.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> № от 21.03.2016г., с учётом внесенных изменений в приказ от 01.06.2016г. № в отношении ТСЖ «Жилгородок» была проведена плановая выездная проверка с целью выявления нарушений требований природоохранного законодательства.
По результатам проведенной проверки составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением требований ст.16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением от 20.07.2016г. ТСЖ «Жилгородок» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Рассматривая доводы жалобы и законность принятого постановления, судья приходит к следующему.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическими требованиями (требования в области охраны окружающей среды, природоохранные) признаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статья 58 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Абзац 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ):
внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы;
плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определены следующие понятия:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечении ТСЖ «Жилгородок» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.41 КоАП РФ послужил факт невнесения ТСЖ «Жилгородок» платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за 3-4-й кварталы 2015г. и 1-й квартал 2016 года в сроки, установленные приказом Ростехнадзора от 08.06.2006г. № «Об установлении сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду» (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал).
При этом, факт образования и накопления отходов за 3,ДД.ММ.ГГГГг., 1 квартал 2016 года подтверждается договорами №№, 9450/14 от 25.11.2014г., заключенными с ООО «ЭкоАльянс» на оказание услуг по транспортировке отходов производства и потребления в твердой фазе по вывозу твердых бытовых отходов 4,5 класса опасности; договорами от 01.11.2015г., заключенными с ООО «Веста» на оказание услуг по транспортировке отходов производства и потребления в твердой фазе по вывозу твердых бытовых отходов 4,5 класса опасности; договором от 06.02.2014г. с ООО НПЭК «ЭкоКаскад» на оказание услуг по транспортировке отходов производства и потребления 1 класса опасности, актами об оказании услуг по вывозу ТБО, данными учета в области обращения с отходами.
Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что со дня вступления в силу названного Закона (то есть с ДД.ММ.ГГГГ) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (объекты НВОС), в порядке, предусмотренном ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении обжалуемого постановления от 20.07.2016г. двухлетний срок постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоение ТСЖ категории по степени негативного воздействия на окружающую среду не истек.
С учётом указанных требований закона, 21.10.2016г. государственным инспектором в области охраны окружающей среды было отменено выданное ТСЖ «Жилгородок» предписание в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за 3-4 кварталы 2015г., 1 квартал 2016г.
Таким образом, на момент составления акта проверки 26.04.2016г., который послужил основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, у ТСЖ «Жилгородок» отсутствовала обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за 3-4 кварталы 2015г., 1 квартал 2016г., в связи с чем в действиях юридического лица отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку в ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ТСЖ «Жилгородок» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, постановление от 28.06.2016г. подлежит отмене, а производство по делу-прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ТСЖ «Жилгородок» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.41 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу о привлечении ТСЖ «Жилгородок» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Гринченко