Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р. П. Ухолово Рязанской области *** года
Ухоловский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Васина Ю.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению
прокурора Ухоловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий (автодорогапо ***, в порядке ст. 39 КАС РФ),
у с т а н о в и л:
прокурор Ухоловского района Рязанской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 39 КАС РФ), указав в обоснование административного иска, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что муниципальное образование - Смолеевское сельское поселение является собственником автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: ***.
Согласно акту проверки от *** асфальтобетонное полотно проезжей части на *** имеет просадки и выбоины, превышающие предельно допустимые значения в нарушение ГОСТ Р 50597-93, глубина которых более 5 см, длина более 15 см и ширина более 60 см.
Согласно информации ОГИБДД МО МВД России «Сараевский» от *** дорожное асфальтобетонное полотно проезжей части *** в нарушение ГОСТ Р 50597-93 имеет просадки и выбоины, превышающие предельно допустимые значения.
По проезжей части дороги на *** осуществляют движение, как автотранспортные средства, так и пешеходы.
Автодорога по *** является автодорогой общего пользования местного значения в границах Смолеевского сельского поселения и, с учетом требований действующего законодательства, ее содержание и ремонт должны выполняться администрацией Смолеевского сельского поселения.
Однако администрацией муниципального образования - Смолеевское сельское поселение не принимаются достаточные меры по ремонту дорожного покрытия по *** в соответствии с требованиями законодательства.
Указанные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством.
Обращаясь в суд с административным иском о признании бездействия администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области по непринятию достаточных мер по ремонту дорожного покрытия незаконным и обязании устранить указанные нарушения, прокурор Ухоловского района выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения. Круг указанных лиц невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них.
На основании изложенного прокурор Ухоловского района Рязанской области просит суд признать бездействие администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области по непринятию достаточных мер по ремонту дорожного покрытия на *** незаконным; обязать административного ответчика устранить неровности покрытия проезжей части *** и привести проезжую часть в соответствии с п. 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В административном деле содержится ходатайство прокурора Ухоловского района о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства.
Администрация муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области направила в суд письменное заявление за подписью главы администрации С.С., в котором указывают, что с требованиями прокурора Ухоловского района Рязанской области согласны. Просят предоставить срок для исполнения решения суда - до ***. Возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства от административного ответчика не поступало.
В соответствии с п. 2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении дела признать иск полностью или частично, в связи с чем, суд принимает признание административного иска административным ответчиком, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Как установлено пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дано определение понятия дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6).
Так в силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения (абз. 1). К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (абз. 6).
Согласно ст. 12 указанного ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч. 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 указанного ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Муниципальное образование - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области является собственником автомобильной дороги общего пользования местного значения, кадастровый №, расположенной по адресу: ***, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ***.
Как установлено «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п. 3.1.1). Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п. 3.1.2).
Асфальтобетонное полотно автомобильной дороги общего пользования местного значения по *** имеет просадки и выбоины, превышающие предельно - допустимые значения, т.е. глубина более 5 см, длина более 15 см, ширина более 60 см.
Указанные обстоятельства подтверждаются информацией МО МВД России «Сараевский» от *** №, актом № выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда ИДПС группы ДПС ГИБДД МОМВД России «Сараевский» С.А. от ***.
Кроме того, наличие на проезжей части автомобильной дороги по *** превышающих допустимые размеры выбоин и просадок признано административным ответчиком.
Таким образом, наличие просадок и выбоин, превышающих предельно допустимые размеры, дорожного полотна автомобильной дороги общего пользования местного значения, являющейся собственностью муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области, предназначенной для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, в связи с чем суд приходит к выводу, что выявленное прокурором Ухоловского района Рязанской области в ходе проведения проверки бездействие администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение нарушает права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, присуждением к исполнению обязанности в натуре.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии у администрации муниципального образования - Смолеевское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области в силу закона обязанности устранить неровности покрытия проезжей части дорожного полотна автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: ***.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании бездействия в случае удовлетворения административного иска и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав суд указывает, в том числе на срок устранения таких нарушений.
Учитывая вышеизложенное, доводы сторон, суд полагает разумным установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до ***.
Руководствуясь ст.ст. 175-176, 178-180, 227, 293 КАС РФ,
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Ухоловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий (автодорога по *** в порядке ст. 39 КАС РФ)удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области по непринятию достаточных мер по ремонту дорожного покрытия на *** незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области в срок до *** устранить неровности покрытия проезжей части *** и привести проезжую часть в соответствие с п. 3.1.3 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221.
Административному ответчику в течение одного месяца со дня исполнения решения суда необходимо сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу - прокурору Ухоловского района Рязанской области, об исполнении решения по административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Ухоловский районный суд Рязанской области в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Ю.В. Васин.