Судья Собецкая А.В.
Дело № 33-6810/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь
06 августа 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Титовца А.А.,
судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е.А.,
при секретаре Новгородцевой А.В.,
с участием прокурора Левыкиной Л.Л.,
рассмотрела 6 августа 2012 года в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Министерства финансов Российской Федерации, управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Отдела МВД России по Лысьвенскому району на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 1 июня 2012 года, которым постановлено взыскать за счет казны Российской Федерации в пользу Пигалова Д.В. в возмещение морального вреда 5 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя ответчика ОМВД по Лысьвенскому району К., заключение прокурора Левыкиной Л.Л., исследовав материалы дела, судебная коллегия
Установила:
Пигалов Д.В. обратился в суд с иском к отделу МВД по Лысьвенскому муниципальному району Пермского края и Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда в размере 500 000 рублей, ссылаясь на ненадлежащие условия содержания под стражей в период нахождения в изоляторе временного содержания ОМВД по Лысьвенскому муниципальному району в 2011-2012 годах.
В качестве соответчиков судом привлечены Министерство внутренних дел, Главное управление МВД России по Пермскому краю, Управление ФК Минфина России, Управление ФК по Пермскому краю.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах Министерство финансов Российской Федерации, управление Федерального казначейства по Пермскому краю, Отдел МВД России по Лысьвенскому району просят отменить решение, приводя доводы о том, что допустимыми доказательствами не подтвержден факт нравственных страданий истца в результате нахождения его в изоляторе временного содержания.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что истец, будучи лицом, в отношении которого была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, находился в ИВС ОМВД России по Лысьвенскому муниципальному району в разные периоды с 24.05.2011 по 12.02.2012.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из положений Европейских пенитенциарных правил, принятых Советом Европы в 2006 году и подлежащих применению в Российской Федерации, ФЗ № 103-ФЗ от 15.07.1995, Приказа МВД РФ от 22.11.2005 № 950, устанавливающих порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, лишенных свободы. Судом было установлено, что нарушения положений перечисленных нормативных актов подтверждены заключением по результатам служебной проверки ГУВД по Пермскому краю от 02.07.2008, актами санитарно-эпидемиологического обследования ИВС ОВД по Лысьвенскому муниципальному району, составленным ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 28.09.2009, 23.06.2010, 05.03.2012, а также решением Свердловского районного суда г. Перми от 01.07.2010. При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что факт нахождения истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, сам по себе является достаточным подтверждением причинения страданий или переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, является законным и обоснованным.
Доводы об отсутствии заключений специалистов, подтверждающих факт причинения нравственных страданий и наличие причинно-следственной связи между такими страданиями и условиями содержания лица, судебной коллегией отклоняются, поскольку отсутствует правовая норма устанавливающая исключительность такого вида доказательства для определения причинения морального вреда. Поэтому суд правомерно принял во внимания объяснения истца и дал им надлежащую оценку. Сведений, опровергающих выводы суда, апелляционные жалобы не содержат.
При определении размера компенсации морального вреда суд первой инстанции учел степень нравственных страданий, принцип разумности и справедливости. Также учтено, что доказательств причинения вреда здоровью истца или причинения физических страданий, не представлено.
Возражений относительно суммы присужденной компенсации не заявлено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 01 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Отдела МВД России по Лысьвенскому району без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи