Дело № 2-227/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 декабря 2018 года с.Хову-Аксы
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Биче-оол С.Х.,
при секретаре Кадыр-оол С.О.,
с участием истца помощника прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва Салчака Б.О.,
представителей ответчика Найдан-оола С.Р., Дулуш А.О. по доверенности,
представителя ответчика Агыы Д.О. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чеди-Хольского кожууна и Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений законодательства в области подготовки объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва к работе в осенне-зимний период,
установил:
Прокурор <адрес> Республики Тыва обратился в суд к ответчикам с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой <адрес> осуществляется надзор за соблюдением законов в жилищно-коммунальной сфере, в том числе, за готовностью объектов топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы к эксплуатации в осенне-зимний период 2018-2019 гг. В реестр муниципального имущества Чеди-Хольского кожууна включено имущество ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» (реестровый №). В соответствии с договором аренды от 29.03.2016 года № ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» (арендатор) приняла в аренду муниципальное недвижимое имущество - комплекс <данные изъяты>». Договор аренды заключен сроком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Чеди-Хольского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № ГУП Республики Тыва ТЭК-4 присвоен статус единой теплоснабжающей организации. Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден План мероприятий по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва к работе в осенне-зимний период 2018/19 года (далее - План мероприятий по подготовке объектов ТЭК). Разделом 3 Плана мероприятий по подготовке объектов ТЭК предусмотрено осуществление в срок не позднее 30.09.2018 года подготовительных мероприятий. На исполнение указанных мероприятий выделено 11 088,68 тыс. руб., в том числе, средства республиканского бюджета - 10 950,18 тыс. руб., собственные средства ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» - 138,50 тыс. руб. Отопительный сезон 2018-2019 года на территории Чеди-Хольского кожууна начался с 17.09.2018 года. До 18.11.2018 года на котельной <адрес> работали котлоагрегаты № 2 и 3. ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК 4» не выполняется План мероприятий по подготовке объектов ТЭК, в частности, по запуску котлоагрегата № 1, который по мощности превышает мощности котлоагрегатов № 2 и 3, а также по обеспечению качественного ремонта котлоагрегата № 2 и его вспомогательных частей. Бездействие администрации Чеди-Хольского кожууна, представляющей собственника муниципального имущества, теплоснабжающей организации ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» может повлечь срыв отопительного сезона в <адрес>, что в свою очередь приведет к нарушению прав и законных интересов жителей <адрес>, проживающих в жилом фонде с центральным отоплением, прав граждан и несовершеннолетних детей, находящихся в социально значимых учреждениях, в том числе больницах, учреждениях культуры и образования. Поскольку отопительный сезон наступил, а ответчиками не выполняются требования законодательства о подготовке к отопительному сезону, замедление исполнения решения суда может повлечь негативные последствия для жителей <адрес> в виде необеспечения отоплением, то есть привести к невозможности исполнения судебного постановления. Таким образом, имеются особые обстоятельства, в силу которых решение суда могло быть обращено к немедленному исполнению. Просит обязать администрацию Чеди-Хольского кожууна и государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4»: обеспечить ремонт и ввод в эксплуатацию котлоагрегата № 1 котельной <адрес>; выполнить капитальный ремонт котлоагрегата № 2 котельной <адрес>. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В уточненном исковом заявлении прокурор указал, что в период с 23.10.2018 года по 14.11.2018 года на котлоагрегате № 2 выявлены свищи (трещины) на экранных трубах, что подтверждается актами. В представленных на проверку товарных накладных не имеется сведений о приобретении анодов и катодов для замены в установке оборудования химической водоочистки (ХВО). Как следует из информации ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» от 21.11.2018 года мероприятие по приобретению анодов, катодов для замены в установке оборудования ХВО исполняется с задержкой в связи с финансовой возможностью предприятия (перенесено на следующий период). Согласно справке о результатах проверки котельной <адрес>, причиной образования свищей на экранных трубках котлов № 2, № 3 является недостаточная очистка технической воды, что связано с низким качеством работы антинакипного агрегата АЭА-350. Зафиксированы отложения в виде накипи на внутренних поверхностях демонтированных экранных труб трубопроводах котлоагрегата № 2. Образование накипи является признаком использования в котловой системе воды низкого качества. В этом случае неизбежно развитие коррозии металлических поверхностей и накопление вместе с накипными отложениями продуктов окисления металла. Образование на поверхности нагрева даже незначительного по толщине (0,1-0,2 мм) слоя отложений, приводит к перегреву металла и, как следствие, появлению отдушин и свищей. Бездействие администрации Чеди-Хольского кожууна, представляющей собственника муниципального имущества, и теплоснабжающей организации ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК 4» может повлечь срыв отопительного сезона в <адрес>, что в свою очередь приведет к нарушению прав и законных интересов жителей <адрес>, проживающих в жилом фонде с центральным отоплением, прав граждан и несовершеннолетних детей, находящихся в социально значимых учреждениях, в том числе больницах, учреждениях культуры и образования. Поскольку отопительный сезон наступил, а ответчиками не выполняются требования законодательства о подготовке к отопительному сезону, замедление исполнения решения суда может повлечь негативные последствия для жителей <адрес> в виде необеспечения отоплением, то есть привести к невозможности исполнения судебного постановления. Таким образом, имеются особые обстоятельства, в силу которых решение суда могло быть обращено к немедленному исполнению. Просит обязать администрацию Чеди-Хольского кожууна и государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» осуществить замену экранных труб котлоагрегата № 2 котельной <адрес> и обеспечить ввод его в эксплуатацию, обязать Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» обеспечить исполнение пункта 3.2 Плана мероприятий по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва к работе в осенне-зимний период 2018/19 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 12.04.2018 № 167, в части приобретения анодов, катодов для замены в установке оборудования ХВО - антинакипном агрегате АЭА-350. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Истец помощник прокурора Салчак Б.О. в судебном заседании от требований обязать ответчиков обеспечить ремонт и ввод в эксплуатацию котлоагрегата № 1 котельной <адрес>; выполнить капитальный ремонт котлоагрегата № 2 котельной <адрес>, отказался в связи с исполнением, поддержал исковые требования об обязании Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» обеспечить исполнение пункта 3.2 Плана мероприятий по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва к работе в осенне-зимний период 2018/19 года в части приобретения анодов, катодов для замены в установке оборудования ХВО - антинакипном агрегате АЭА-350.
Представитель ответчика ГУП Республики Тыва «УК ТЭК 4» Найдан-оол С.Р. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что они исполнили все обязательства, уведомлений не было. В срочном порядке начали искать нового поставщика, нашли, в течении недели котел был запущен на той неделе. Было технологическое нарушение с рабочим колесом. В резерве было резервное колесо. Бригада приступила к ремонту котлоагрегата №1, котел полностью разобран. Второй котельный агрегат сделали полностью, на данный момент все трубы новые. Третий агрегат был ремонтирован, трубы заменены. По подготовке воды, тут имеются нюансы. После трех сезонов аппарат опять подлежит замене. Второй котел испытан на давлении, швы выдержаны, после этого произведена обмуровка. Тепловое испытание прошло. Работников, обладающими знаниями о химическом составе воды, в персонале ТЭК 4 на участке <адрес> не имеется.
Представитель ответчика ГУП Республики Тыва «УК ТЭК 4» Дулуш А.О. поддержала пояснения Найдан-оола С.Р., дополнений не имеет.
Представитель ответчика Администрации Чеди-Хольского кожууна Агыы Д.О. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Просила отказать в удовлетворении исковых требований полном объеме.
Представитель третьего лица Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, в связи с чем суд рассматривает дело без участия указанного лица в силу ст.167 УПК РФ.
Выслушав пояснения сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) в перечень вопросов местного значения городского поселения включены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В ч. 3 той же статьи Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ определено, что вышеуказанный вопрос местного значения может быть включен в перечень вопросов местного значения сельского поселения, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставом сельского поселения.
В соответствии с абз. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под понятием «чрезвычайная ситуация», понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Под предупреждением возникновения чрезвычайных ситуаций, понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Абзацем 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии с п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из копии представленного 11 мая 2018 года Администрацией Чеди-Хольского кожууна реестра муниципальной собственности следует, что под № зарегистрировано имущество ГУП Республики Тыва ТЭЦ.
На основании протокола № от 4 марта 2016 года и протокола № от 9 марта 2016 года рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества 29 марта 2016 года между Администрацией Чеди-Хольского кожууна и ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества №, согласно которому ГУП Республики Тыва «ТЭК 4» принимает в аренду недвижимое муниципальное имущество «Котельная с тепловыми сетями <адрес>», целевое назначение имущества: котельная. В соответствии с п.2.4.7 и п.4.1 договора арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий ремонт в течение срока действия договора, содержать и оплачивать коммунальные платежи, арендатор несет полную ответственность за сохранность арендуемого имущества. Согласно п.2.3.3 договора арендодатель обязан в случае аварий, произошедших не по вине арендатора, оказывать необходимое содействие по устранению их последствий. 29 марта 2016 года в соответствии с актом ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» приняло муниципальное имущество – комплекс <данные изъяты>.
3 ноября 2016 года Управлением Росреестра по <адрес> в адрес ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК 4» направлено сообщение об отказе государственной регистрации договора аренды в связи с отсутствием в комплекте документов отчета об оценке.
22 ноября 2016 года Управлением Росреестра по <адрес> в адрес ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» направлено уведомление о проведении государственной регистрации договора аренды на нежилое здание по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации Чеди-Хольского кожууна № от 5 сентября 2017 года ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4», обеспечивающая централизованным отоплением и горячим водоснабжением жилищный фонд <адрес>, присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
Постановлением Администрации Чеди-Хольского кожууна №525 от 11 сентября года руководству ГУП Республики Тыва «УК ТЭК 4» поручено с 17 сентября 2017 года начать гидравлические испытания тепловых сетей и отопления.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 12 апреля 2018 года за №167 утвержден план мероприятий по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва к работе в осенне-зимний период 2018 и 2019 годов. В разделе 3 Плана предусмотрены мероприятия по капитальному ремонту основного оборудования приобретение материалов и оборудования.
Из акта проверки от 26 сентября 2018 года следует, что проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГУП Республики Тыва «УК ТЭК 4». В результате проверки выявлены нарушения законодательства.
26 сентября 2018 года в адрес ГУП Республики Тыва «УК ТЭК 4» направлено предписание об устранении выявленных нарушений.
26 октября 2018 года составлен акт о том, что выявлен свищ на котле №3 и свищ на экранной части котла №2.
29 октября 2018 года составлен акт о том, что в топке котла №2 на экранной трубе выявили свищ.
14 ноября 2018 года составлен акт о том, что на котле №2 со стороны экранной части котла выявили свищ.
Из справки о результатах проведенной 29 ноября 2018 года проверки котельной Хову-Аксы следует, что при проведении осмотра были выявлены нарушения в работе антинакипного агрегата и дымососа котлоагрегата №1, нарушения требования Правил по эксплуатации устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Из акта от 18 ноября 2018 года установлено, что 18 ноября 2018 года был введен в эксплуатацию котлоагрегат №1 котельной <адрес>. Оборудование полностью в рабочем состоянии.
2 октября 2018 года и 9 ноября 2018 года в адрес поставщика ООО «СибКотлоСервис» направлялись претензии с требованием произвести поставку и разгрузку материалов и оборудования в виде шкифа и колосника в соответствии с условиями контракта от 9 июля 2018 года.
Из ответа ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» от 21 ноября 2018 года следует, что ГУП Республики Тыва «УК ТЭК 4» заключен договор от 11 октября 2018 года № с ООО ПО «Сибэко» для поставки колостникового полотна. Мероприятие по приобретению анодов, катодов для замены в установке оборудования ХВО исполняется с задержкой в связи с финансовой возможностью предприятия (перенесено на следующий период).
27 ноября 2018 года в Арбитражный суд Республики Тыва ГУП РТ «УК ТЭК 4» подано исковое заявление к ООО «СибКотлоСервис» о расторжении контракта от 9 июля 2018 года в связи с его неисполнением и взысканию сумм неустойки.
Как усматривается из материалов дела, ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» является единой теплоснабжающей организацией и по договору аренды является арендатором недвижимого имущества – комплекса Котельной <адрес>. В соответствии с условиями договора арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий ремонт в течение срока действия договор. Планом мероприятий предусмотрено приобретение ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» анодов, катодов для замены в установке оборудования ХВО.
Таким образом, ответчик как арендатор имущества обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии и производить его текущий ремонт. Однако как следует из представленного ответа ответчика от 21 ноября 2018 года, мероприятие по приобретению анодов, катодов для замены в установке оборудования ХВО исполняется с задержкой в связи с финансовой возможностью предприятия, тогда как недостаточная очистка технической воды является причиной образования свищей на экранных трубках котлов котельной.
Неисполнение ответчиком своей обязанности по выполнению Плана мероприятий в части приобретения анодов, катодов для замены в установке оборудования ХВО - антинакипном агрегате АЭА-350 нарушает права неопределенного круга лиц, жителей <адрес>, создаст угрозу их здоровью и жизни.
Доказательства об исполнении требований прокурора ответчиком в судебном заседании не представлены.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что требования прокурора к ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» о возложении обязанности обеспечить исполнение пункта 3.2 Плана мероприятий по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва к работе в осенне-зимний период 2018/19 года в части приобретения анодов, катодов для замены в установке оборудования ХВО - антинакипном агрегате АЭА-350, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, с возложением на ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» обязанности обеспечить исполнение пункта 3.2 Плана мероприятий в части приобретения анодов, катодов для замены в установке оборудования ХВО - антинакипном агрегате АЭА-350.
Поскольку истец в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика ГУП Республики Тыва «УК ТЭК 4» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун» Республики Тыва.
Таким образом, при обращении в суд с указанным выше требованием неимущественного характера в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чеди-Хольского кожууна и Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений законодательства в области подготовки объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва к работе в осенне-зимний период, удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4», расположенное в <адрес>, обеспечить исполнение пункта 3.2 Плана мероприятий по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва к работе в осенне-зимний период 2018/19 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ. №, в части приобретения анодов, катодов для замены в установке оборудования ХВО - антинакипном агрегате АЭА-350.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4», расположенного в <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца через Чеди-Хольский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Биче-оол С.Х.