Дело №2-218/2024
УИД 53RS0015-01-2023-001095-44
Решение
Именем Российской Федерации
25 июня 2024 года п.Батецкий
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Малышевой М.А.,
с участием представителя ответчика Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области Литвиновой Г.С.,
при секретаре Бабаркиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исмаилова А.Ю. к Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,
установил:
Исмаилов А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование заявленных требований указал, что решением межведомственной комиссии по обследованию объектов жилищного фонда, расположенного на территории Батецкого муниципального района, от 22 июня 2021 года №3, утвержденным распоряжением Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области от 22 июня 2021 года №42-рг, жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, в котором он (истец) зарегистрирован по месту жительства, признано непригодным для проживания. Указанное обстоятельство является основанием для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Вместе с тем, несмотря на его неоднократные обращения к ответчику, жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено. Просил обязать Администрацию Батецкого муниципального района Новгородской области предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке при личном обращении после освобождения из мест лишения свободы.
Определениями суда от 29 марта 2024 года, 28 мая 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» и И.З.Н.
Истец Исмаилов А.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области Литвинова Г.С. заявленные исковые требования не признала и пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не состоит в реестре муниципальной собственности, однако, в июне 2021 года по заявлению Исмаилова А.Ю., который в нем зарегистрирован по месту жительства, оно было признано непригодным для проживания. В 2022 году Исмаилов А.Ю. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, в настоящее время Исмаилов А.Ю. находится в местах лишения свободы, в связи с чем заключить с ним договор социального найма не представляется возможным, поскольку для оформления соответствующий документов, приемки жилого помещения и передачи ключей необходимо его личное присутствие. После освобождения Администрация района готова предоставить Исмаилову А.Ю. жилое помещение для временного проживания из маневренного фонда, поскольку иные жилые помещения отсутствуют. До настоящего времени с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Исмаилов А.Ю. не снят, соответствующее постановление не отменено.
Представитель третьего лица ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, каких-либо возражений по существу заявленных требований не представил.
Третье лицо И.З.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании заявленные Исмаиловым А.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было предоставлено ей примерно в 1996 году совхозом «Батецкий», где она была трудоустроена. Исмаилов А.Ю. на тот момент был несовершеннолетним, они вместе проживали в указанной квартире. Какие-либо договоры не заключались, они были там просто зарегистрированы. После того, как совхоз развалился, они переехали в <адрес> в съемное жилье, а в данную квартиру приезжали периодически. Через некоторое время в доме ураганом сорвало крышу, она неоднократно обращалась в Администрацию поселения, но ремонт крыши так и не был произведен. С ноября 2013 года по настоящее время Исмаилов А.Ю. находится в местах лишения свободы, а она проживает в <адрес> в съемной комнате. С какими-либо иными заявлениями в Администрацию она не обращалась.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статьи 1, 7, 18 и 19). Эти конституционные начала взаимодействия личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Гарантируя данное право и недопустимость произвольного лишения жилища, Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность создавать условия для осуществления данного права и поощрять жилищное строительство; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным законом нормам (статья 40).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 декабря 1997 года №20-П указал, что обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, в том числе в жилищной сфере. Соответственно, государство должно не только определить порядок принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в целях оказания содействия в обеспечении нормальных жилищных условий всем лицам (и особенно лишенным жилища в результате природных и техногенных катастроф), но и гарантировать судебную защиту прав заинтересованных лиц (постановление от 15 декабря 2022 года №55-П).
Из положений части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
В п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ закреплено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47.
В судебном заседании установлено, что с 03 июля 2002 года по настоящее время Исмаилов А.Ю., являющийся инвалидом 1 группы, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> каких-либо объектов недвижимости, находящихся в его собственности, не имеется. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями МП ОП по Батецкому району МО МВД России «Новгородский» от 22 февраля 2024 года и уведомлением об отсутствии запрашиваемых сведений от 16 февраля 2024 года.
По сведениям МП ОП по Батецкому району МО МВД России «Новгородский» от 24 мая 2024 года в указанном жилом помещении с 24 декабря 2007 года по настоящее время также зарегистрирована И.З.Н.
Согласно записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ И.З.Н. приходится матерью Исмаилову А.Ю. и, соответственно, является членом его семьи.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 19 февраля 2024 года жилое помещение - квартира с кадастровым номером № площадью 29,7 кв.м., расположено по адресу: <адрес> Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости отсутствуют.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, указанное жилое помещение было предоставлено И.З.Н. и членам ее семьи СПК «Батецкий» для проживания.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц СПК «Батецкий» прекратило свою деятельность 28 февраля 2011 года.
Согласно ст.18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлена норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.
Из разъяснений, содержащихся в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
При указанных обстоятельствах при ликвидации СПК «Батецкий» спорное жилое помещение подлежало передаче исключительно в муниципальную собственность местной администрации по месту нахождения спорного объекта.
Заключением межведомственной комиссии по обследованию жилищного фонда №3 от 22 июня 2021 года, составленным на основании соответствующего акта от 22 июня 2021 года №03-21 и утвержденным распоряжением Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области от 22 июня 2021 года №42-рг, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания граждан.
Из постановления Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области от 27 июля 2022 года №456 «О протоколе жилищной комиссии» следует, что Исмаилов А.Ю. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
По сведениям ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» от 20 февраля 2024 года Исмаилов А.Ю. с заявлением о признании его малоимущим не обращался, в установленном законом порядке малоимущим не признавался.
Вместе с тем, согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч.ч.1-2 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Вместе с тем, Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ.
Таким образом, при наличии постановления органа местного самоуправления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, отсутствие решения о признании такого гражданина малоимущим является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о снятии такого гражданина с учета, но не освобождает орган местного самоуправления от обязанности предоставить такому гражданину взамен занимаемого жилого помещения, являющегося непригодным для проживания, другого жилого помещения по договору социального найма.
Из представленных материалов и пояснений представителя ответчика следует, что до настоящего времени Исмаилов А.Ю. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, с данного учета не снят, постановление Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области в части постановки его на учет незаконным не признано.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Исмаилов А.Ю. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени он зарегистрирован в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, что подтверждается соответствующим заключением от 22 июня 2021 года.
Кроме того, из материалов дела следует, что в спорном жилом помещении также зарегистрирована И.З.Н. которая является его фактическим нанимателем и членом семьи истца Исмаилова А.Ю., от своих прав на жилое помещение не отказывалась, утратившей право пользования жилым помещением не признавалась.
Поскольку по общему правилу действующим законодательством предусмотрена возможность обеспечения всех проживающих только одним жилым помещением с учетом компенсационного характера обеспечения жильем, требование о предоставлении такого жилого помещения может быть заявлено любым лицом, имеющим право пользования аварийным жилым помещением. В случае удовлетворения такого иска жилое помещение предоставляется с учетом права пользования им всех граждан, проживающих в аварийном жилом помещении. Указанная позиция нашла свое отражение и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 марта 2021 года №2-КГ21-1-К3.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание требования действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии у истца Исмаилова А.Ю. и третьего лица И.З.Н. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, которому корреспондирует соответствующая обязанность органа местного самоуправления, а потому требования Исмаилова А.Ю. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вопреки доводам представителя ответчика нахождение истца Исмаилова А.Ю. в местах лишения свободы, а также отсутствие в муниципальной собственности свободных жилых помещений, готовность предоставить жилое помещение из маневренного фонда, само по себе, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, не являются достаточными основаниями для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку в силу действующего законодательства возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования; при наличии, в том числе, института представительства нахождение истца в местах лишения свободы не препятствует оформлению соответствующего договора социального найма и проведению соответствующих процедур.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, заявившего о предоставлении ему жилого помещения после освобождения из мест лишения свободы, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, суд полагает необходимым установить срок в 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований жилищного законодательства.
В соответствии с подп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.11, 56, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Исмаилова А.Ю., ИНН № к Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области, ИНН 5301001141, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию Батецкого муниципального района Новгородской области в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Исмаилову А.Ю. и И.З.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное ранее занимаемому, площадью не менее 29,7 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, в границах Батецкого сельского поселения Батецкого района Новгородской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий М.А.Малышева
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2024 года.
Председательствующий М.А.Малышева
УИД 53RS0015-01-2023-001095-44
Решение
Именем Российской Федерации
25 июня 2024 года п.Батецкий
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Малышевой М.А.,
с участием представителя ответчика Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области Литвиновой Г.С.,
при секретаре Бабаркиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исмаилова А.Ю. к Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,
установил:
Исмаилов А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование заявленных требований указал, что решением межведомственной комиссии по обследованию объектов жилищного фонда, расположенного на территории Батецкого муниципального района, от 22 июня 2021 года №3, утвержденным распоряжением Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области от 22 июня 2021 года №42-рг, жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, в котором он (истец) зарегистрирован по месту жительства, признано непригодным для проживания. Указанное обстоятельство является основанием для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Вместе с тем, несмотря на его неоднократные обращения к ответчику, жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено. Просил обязать Администрацию Батецкого муниципального района Новгородской области предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке при личном обращении после освобождения из мест лишения свободы.
Определениями суда от 29 марта 2024 года, 28 мая 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» и И.З.Н.
Истец Исмаилов А.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области Литвинова Г.С. заявленные исковые требования не признала и пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не состоит в реестре муниципальной собственности, однако, в июне 2021 года по заявлению Исмаилова А.Ю., который в нем зарегистрирован по месту жительства, оно было признано непригодным для проживания. В 2022 году Исмаилов А.Ю. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, в настоящее время Исмаилов А.Ю. находится в местах лишения свободы, в связи с чем заключить с ним договор социального найма не представляется возможным, поскольку для оформления соответствующий документов, приемки жилого помещения и передачи ключей необходимо его личное присутствие. После освобождения Администрация района готова предоставить Исмаилову А.Ю. жилое помещение для временного проживания из маневренного фонда, поскольку иные жилые помещения отсутствуют. До настоящего времени с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Исмаилов А.Ю. не снят, соответствующее постановление не отменено.
Представитель третьего лица ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, каких-либо возражений по существу заявленных требований не представил.
Третье лицо И.З.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании заявленные Исмаиловым А.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было предоставлено ей примерно в 1996 году совхозом «Батецкий», где она была трудоустроена. Исмаилов А.Ю. на тот момент был несовершеннолетним, они вместе проживали в указанной квартире. Какие-либо договоры не заключались, они были там просто зарегистрированы. После того, как совхоз развалился, они переехали в <адрес> в съемное жилье, а в данную квартиру приезжали периодически. Через некоторое время в доме ураганом сорвало крышу, она неоднократно обращалась в Администрацию поселения, но ремонт крыши так и не был произведен. С ноября 2013 года по настоящее время Исмаилов А.Ю. находится в местах лишения свободы, а она проживает в <адрес> в съемной комнате. С какими-либо иными заявлениями в Администрацию она не обращалась.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статьи 1, 7, 18 и 19). Эти конституционные начала взаимодействия личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Гарантируя данное право и недопустимость произвольного лишения жилища, Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность создавать условия для осуществления данного права и поощрять жилищное строительство; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным законом нормам (статья 40).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 декабря 1997 года №20-П указал, что обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, в том числе в жилищной сфере. Соответственно, государство должно не только определить порядок принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в целях оказания содействия в обеспечении нормальных жилищных условий всем лицам (и особенно лишенным жилища в результате природных и техногенных катастроф), но и гарантировать судебную защиту прав заинтересованных лиц (постановление от 15 декабря 2022 года №55-П).
Из положений части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
В п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ закреплено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47.
В судебном заседании установлено, что с 03 июля 2002 года по настоящее время Исмаилов А.Ю., являющийся инвалидом 1 группы, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> каких-либо объектов недвижимости, находящихся в его собственности, не имеется. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями МП ОП по Батецкому району МО МВД России «Новгородский» от 22 февраля 2024 года и уведомлением об отсутствии запрашиваемых сведений от 16 февраля 2024 года.
По сведениям МП ОП по Батецкому району МО МВД России «Новгородский» от 24 мая 2024 года в указанном жилом помещении с 24 декабря 2007 года по настоящее время также зарегистрирована И.З.Н.
Согласно записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ И.З.Н. приходится матерью Исмаилову А.Ю. и, соответственно, является членом его семьи.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 19 февраля 2024 года жилое помещение - квартира с кадастровым номером № площадью 29,7 кв.м., расположено по адресу: <адрес> Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости отсутствуют.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, указанное жилое помещение было предоставлено И.З.Н. и членам ее семьи СПК «Батецкий» для проживания.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц СПК «Батецкий» прекратило свою деятельность 28 февраля 2011 года.
Согласно ст.18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлена норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.
Из разъяснений, содержащихся в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
При указанных обстоятельствах при ликвидации СПК «Батецкий» спорное жилое помещение подлежало передаче исключительно в муниципальную собственность местной администрации по месту нахождения спорного объекта.
Заключением межведомственной комиссии по обследованию жилищного фонда №3 от 22 июня 2021 года, составленным на основании соответствующего акта от 22 июня 2021 года №03-21 и утвержденным распоряжением Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области от 22 июня 2021 года №42-рг, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания граждан.
Из постановления Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области от 27 июля 2022 года №456 «О протоколе жилищной комиссии» следует, что Исмаилов А.Ю. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
По сведениям ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» от 20 февраля 2024 года Исмаилов А.Ю. с заявлением о признании его малоимущим не обращался, в установленном законом порядке малоимущим не признавался.
Вместе с тем, согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч.ч.1-2 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Вместе с тем, Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ.
Таким образом, при наличии постановления органа местного самоуправления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, отсутствие решения о признании такого гражданина малоимущим является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о снятии такого гражданина с учета, но не освобождает орган местного самоуправления от обязанности предоставить такому гражданину взамен занимаемого жилого помещения, являющегося непригодным для проживания, другого жилого помещения по договору социального найма.
Из представленных материалов и пояснений представителя ответчика следует, что до настоящего времени Исмаилов А.Ю. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, с данного учета не снят, постановление Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области в части постановки его на учет незаконным не признано.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Исмаилов А.Ю. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени он зарегистрирован в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, что подтверждается соответствующим заключением от 22 июня 2021 года.
Кроме того, из материалов дела следует, что в спорном жилом помещении также зарегистрирована И.З.Н. которая является его фактическим нанимателем и членом семьи истца Исмаилова А.Ю., от своих прав на жилое помещение не отказывалась, утратившей право пользования жилым помещением не признавалась.
Поскольку по общему правилу действующим законодательством предусмотрена возможность обеспечения всех проживающих только одним жилым помещением с учетом компенсационного характера обеспечения жильем, требование о предоставлении такого жилого помещения может быть заявлено любым лицом, имеющим право пользования аварийным жилым помещением. В случае удовлетворения такого иска жилое помещение предоставляется с учетом права пользования им всех граждан, проживающих в аварийном жилом помещении. Указанная позиция нашла свое отражение и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 марта 2021 года №2-КГ21-1-К3.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание требования действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии у истца Исмаилова А.Ю. и третьего лица И.З.Н. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, которому корреспондирует соответствующая обязанность органа местного самоуправления, а потому требования Исмаилова А.Ю. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вопреки доводам представителя ответчика нахождение истца Исмаилова А.Ю. в местах лишения свободы, а также отсутствие в муниципальной собственности свободных жилых помещений, готовность предоставить жилое помещение из маневренного фонда, само по себе, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, не являются достаточными основаниями для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку в силу действующего законодательства возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования; при наличии, в том числе, института представительства нахождение истца в местах лишения свободы не препятствует оформлению соответствующего договора социального найма и проведению соответствующих процедур.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, заявившего о предоставлении ему жилого помещения после освобождения из мест лишения свободы, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, суд полагает необходимым установить срок в 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований жилищного законодательства.
В соответствии с подп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.11, 56, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Исмаилова А.Ю., ИНН № к Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области, ИНН 5301001141, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию Батецкого муниципального района Новгородской области в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Исмаилову А.Ю. и И.З.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное ранее занимаемому, площадью не менее 29,7 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, в границах Батецкого сельского поселения Батецкого района Новгородской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий М.А.Малышева
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2024 года.
Председательствующий М.А.Малышева