Решение по делу № 33-3-6220/2022 от 09.06.2022

Судья ФИО2 дело № 33-3-6220/2022,

№ 2-350/2022,

УИД 26RS0001-01-2021-013409-86

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июля 2022 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего ФИО3,

судей ФИО9, ФИО4,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 по доверенности – ФИО8 на решение Промышленного районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к военному комиссариату <адрес>, ФКУ «Управление финансового обеспечения - министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» о признании бездействия незаконным, о включении периодов работы и службы в выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию,

заслушав доклад судьи ФИО9,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к военному комиссариату <адрес>, ФКУ «Управление финансового обеспечения - министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» о признании бездействия незаконным, о включении периодов работы и службы в выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию, в обоснование которого указал, что истец досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас приказом. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части 05525 ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части 05525 и ДД.ММ.ГГГГ принят на учет военным комиссариатом <адрес>. При увольнении с военной службы расчет выслуги лет на пенсию, денежный аттестат истцу не выдавался. В настоящее время истец состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> края. Полагая, что на день увольнения с военной службы имеет выслугу по военной службе более 20 лет в льготном исчислении, ФИО1 обратился в военный комиссариат с заявлением о подсчете выслуги лет в льготном исчислении и назначении пенсии за выслугу лет. В ответ на указанное заявление получил уведомление о том, что предварительный подсчет выслуги лет осуществляет войсковая часть, для принятия окончательного решения сведения направляются в Управление кадров военного округа, личное дело направлено в адрес командира войсковой части. Впоследствии никаких других действий по разрешению заявления не предпринималось.

Истец, с учетом уточнения исковых требований, просил суд: признать незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, бездействие федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>»), ИНН: ***, ОГРН: ***, и федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» (далее – ФКУ УФО МО РФ по Южному военному округу), ОГРН: ***, ИНН: ***, выразившееся в неисполнении обязанности по расчету выслуги лет ФИО1 на военной службе на пенсию и не включении следующих периодов военной службы ФИО1 в выслугу лет с расчетом выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении один день службы за три дня: A) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Б) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, B) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Г) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Д) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Е) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Ж) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также не включении периода военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет ФИО1 с расчетом выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца; определить выслугу лет ФИО1 на военной службе для назначения пенсии в размере 20 (двадцати) лет 4 (четырех) месяцев в льготном исчислении; признать право ФИО1 на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 и разделом II Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в размере, предусмотренном подпунктом «а» пунктом 1 статьи 14 указанного закона (а именно в размере 50 (пятидесяти) процентов соответствующих сумм денежного довольствия ФИО1, предусмотренного статьей 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; за каждый год выслуги ФИО1 свыше 20 (двадцати) лет - 3 (три) процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 (восьмидесяти пяти) процентов этих сумм); признать незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права ФИО1 бездействие федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» (далее – ФКУ «Военный комиссариат <адрес>»), выразившееся в том, что последний не исполняет обязанности по рассмотрению направленного в его адрес заявления ФИО1 о назначении пенсии за выслугу лет и назначению ФИО1 пенсии за выслугу лет; обязать ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет, предусмотренную подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 и разделом II Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в размере, предусмотренном подпунктом «а» пунктом 1 статьи 14 указанного закона (а именно в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия ФИО1, предусмотренного ст. 43 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ; за каждый год выслуги ФИО1 свыше 20 (двадцати) лет - 3 (три) процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм); обязать ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» сообщить Промышленному районному суду <адрес> и ФИО1 об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Обжалуемым решением Промышленного районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к военному комиссариату <адрес> ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по расчету выслуги лет на военной службе, невключении периодов военной службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, определении выслуги лет на военной службе для назначения пенсии, признании права на получение пенсии за выслугу лет, признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по рассмотрению заявления о назначении пенсии за выслугу лет, обязанности в неназначении пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию по выслуге лет, обязании сообщить об исполнении решения суда, оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 по доверенности – ФИО8, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, указывает, что судом допущены существенные нарушения норм материального права, не дана надлежащая оценка доказательствам, представленным в материалы дела. Судом при принятии решения не было учтено, что военный комиссариат <адрес> не исполнил своей обязанности по назначению ФИО1 пенсии за выслугу лет на протяжении более 1 года 4 месяцев. При этом бездействие ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», связанное с тем, что на протяжении более одного года не предоставил военному комиссариату <адрес> надлежащим образом оформленного расчета выслуги лет ФИО1, не должно влиять на реализацию истцом своих прав на получение пенсии. Кроме того, военный комиссариат <адрес> мог самостоятельно запросить в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» расчет выслуги лет ФИО1 Вывод суда о том, что ФИО1 уведомили о статусе рассмотрения его заявления о назначении пенсии за выслугу лет ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют обстоятельствам дела. ФИО1 получил указанное уведомление в декабре 2021 года по истечении более одного года с момента обращения ФИО6 с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителя истца ФИО1 по доверенности – ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица – ФИО7, просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в поданной жалобе, в отсутствие извещенных в порядке ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, но неявившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ Командующего войсками Южного военного округа ФИО1 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части 05525 истец исключен из списков личного состава войсковой части 05525 и ДД.ММ.ГГГГ принят на учет военным комиссариатом <адрес>.

Впоследствии ФИО1 поставлен на воинский учет в Военном комиссариате <адрес> края.

Как следует из письма Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исх. , на основании заявления ФИО1 его личное дело ДД.ММ.ГГГГ направлено командиру войсковой части 05525 для подтверждения периодов военной службы в льготном исчислении, составления предварительного расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию и дальнейшего направления в управление кадров Южного военного округа. Сопроводительным письмом врио командира войсковой части 05515 от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что в соответствии с предварительным расчетом выслуги лет военнослужащего на пенсию, который составил 19 лет 08 месяцев 30 дней, направление в управление кадров Южного военного округа не требуется.

Истец, полагая, что имеет право на льготное исчисление выслуги лет обратился в военный комиссариат <адрес> с заявлением о подсчете выслуги лет и назначении пенсии за выслугу лет (дата регистрации заявления в делопроизводстве военного комиссариата – ДД.ММ.ГГГГ вх.№ О/599).

Письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. истцу сообщено о том, что предварительный подсчет выслуги лет осуществляет войсковая часть. Для принятия окончательного решения сведения направляются в Управление кадров военного округа. В связи с чем его личное дело направлено военным комиссариатом <адрес> в адрес командира войсковой части 05525 для предварительного подсчета выслуги лет.

Аналогичное заявление ФИО1 было подано в военный комиссариат <адрес>. Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх.) военным комиссариатом <адрес> на имя командира войсковой части 05525 выслано личное дело для оформления и дальнейшего направления в Южный военный округ для подсчета выслуги лет на пенсию.

В ответ на обращение военного комиссара <адрес> по вопросу оформления денежного аттестата на имя ФИО1 заместитель руководителя Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации сообщил, что единый расчетный центр осуществляет расчет денежного довольствия на основании сведений, содержащихся в единой базе данных, согласно которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. № У-1/2/590) и ДД.ММ.ГГГГ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. № У-1/2/1553) общая продолжительность военной службы ФИО1, исключенного из списков личного состава войсковой части 05525 с ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением с военной службы по истечению срока контракта, составляет 18 лет 12 дней, в связи с чем основания для оформления денежного аттестата отсутствуют.

Обращаясь в суд с иском ФИО1 указал, что ответчики не осуществили обязанности, возложенные на них статьями 50-54 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , пунктом 2 подпунктом 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Ответчик ФКУ «УФО МО РФ по Южному военному округу» указал, что личное дело старшины ФИО1 поступило ответчику из Управления кадров Южного военного округа ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ личное дело возвращено адресату без расчета выслуги лет на пенсию, поскольку были выявлены недостатки. Повторно с устраненными недостатками личное дело поступило ДД.ММ.ГГГГ и возвращено ДД.ММ.ГГГГ с расчетом выслуги лет, составленным ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному расчету выслуги лет, выслуга лет старшины ФИО1 на пенсию составила 20 лет 03 месяца 28 дней, из них календарная выслуга: 13 лет 11 месяцев и 14 дней, льготная выслуга из расчета один месяц службы за три месяца: 01 год 04 месяца и 02 дня, льготная выслуга лет из расчета один месяц службы за полтора месяца: 05 лет и 12 дней. В расчет выслуги лет льготной выслуги из расчета один месяц службы за три месяца включены следующие периоды: A) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней), Б) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней), B) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней), Г) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 дней), Д) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 дней), Е) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 дней), Ж) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 дней). Всего в выслугу лет за период службы в 2004 году зачтено в льготном исчислении 58 дней. Также в расчет льготной выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца зачтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями пп. «а» ч. 1 ст. 5 и пп. «а» ч. 1 ст. 13, ст.ст. 51, 53, 54, ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пп. «а» п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , разделом VII приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации», приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по расчету выслуги лет на военной службе, невключении периодов военной службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, определении выслуги лет на военной службе для назначения пенсии, признании права на получение пенсии за выслугу лет, а также для признания незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по рассмотрению заявления о назначении пенсии за выслугу лет, обязанности в назначении пенсии за выслугу лет, и для обязания назначить пенсию по выслуге лет.

При этом суд обоснованно исходил из того, что ответчиками не допущено незаконное бездействие. Оспаривая бездействие ответчиков, истец по существу не согласен с результатом рассмотрения его обращения. Указанное не свидетельствует о нарушении его прав на рассмотрение обращения. При отсутствии в личном деле расчета выслуги лет на пенсию, а также заявления о назначении пенсии с приложением всех необходимых документов, пенсия назначена быть не могла. Расчет выслуги лет производится уполномоченным органом после получения всех необходимых документов.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие указанные выводы, судебная коллегия признает необоснованными ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями) данным Законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе и военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах.

Согласно статье 6 настоящего Закона лицам, указанным в статье 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.

В силу статей 53 и 54 вышеуказанного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления со всеми необходимыми документами. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.

По смыслу положений вышеуказанных норм закона, назначение и перерасчет пенсии носит заявительный характер, правоотношения между уволенным сотрудником и пенсионным органом возникают в момент приема заявления о назначении пенсии, что имеет значение при определении сроков установления пенсии.

Таким образом, закон связывает начало течения времени, с которого пенсия должна быть начислена и выплачиваться, с момента подачи заявления в пенсионные органы.

Возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о назначении пенсии, обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствует своевременную назначению пенсии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 426-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 159-О).

Таким образом, обязанность по представлению необходимого пакета документов возложена на заявителя.

Вместе с тем, приведенный Закон не регулирует вопросы ответственности за задержку с назначением пенсии за прошлое время при отсутствии вины как самого пенсионера, так и пенсионного органа.

Как установлено судом, препятствием к назначению пенсии истцу явилось ненадлежащим образом оформленное личное дело, в котором, в том числе, отсутствовал необходимый в обязательном порядке расчет выслуги лет, а в соответствии с пунктом 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации», обязанность по направлению личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию, лежит на командире (начальнике) воинской части. При этом военным комиссариатом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части 05525 выслано личное дело для оформления и дальнейшего направления в Южный военный округ для подсчета выслуги лет на пенсию, о чем ФИО1 был своевременно уведомлен (т. 1 л.д. 92).

Довод жалобы о том, что ФИО1 получил указанное уведомление только в декабре 2021 года, не подтвержден материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.

Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к несогласию с отказом удовлетворении исковых требований, были изучены судебной коллегией, однако таковые по существу повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые были исследованы судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и фактически сводятся к субъективному толкованию обстоятельств дела и норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено, а несогласие с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильности решения. Решение суда соответствует требованиям ст.ст. 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Судьи:

Судья ФИО2 дело № 33-3-6220/2022,

№ 2-350/2022,

УИД 26RS0001-01-2021-013409-86

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июля 2022 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего ФИО3,

судей ФИО9, ФИО4,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 по доверенности – ФИО8 на решение Промышленного районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к военному комиссариату <адрес>, ФКУ «Управление финансового обеспечения - министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» о признании бездействия незаконным, о включении периодов работы и службы в выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию,

заслушав доклад судьи ФИО9,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к военному комиссариату <адрес>, ФКУ «Управление финансового обеспечения - министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» о признании бездействия незаконным, о включении периодов работы и службы в выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию, в обоснование которого указал, что истец досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас приказом. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части 05525 ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части 05525 и ДД.ММ.ГГГГ принят на учет военным комиссариатом <адрес>. При увольнении с военной службы расчет выслуги лет на пенсию, денежный аттестат истцу не выдавался. В настоящее время истец состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> края. Полагая, что на день увольнения с военной службы имеет выслугу по военной службе более 20 лет в льготном исчислении, ФИО1 обратился в военный комиссариат с заявлением о подсчете выслуги лет в льготном исчислении и назначении пенсии за выслугу лет. В ответ на указанное заявление получил уведомление о том, что предварительный подсчет выслуги лет осуществляет войсковая часть, для принятия окончательного решения сведения направляются в Управление кадров военного округа, личное дело направлено в адрес командира войсковой части. Впоследствии никаких других действий по разрешению заявления не предпринималось.

Истец, с учетом уточнения исковых требований, просил суд: признать незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, бездействие федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>»), ИНН: ***, ОГРН: ***, и федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» (далее – ФКУ УФО МО РФ по Южному военному округу), ОГРН: ***, ИНН: ***, выразившееся в неисполнении обязанности по расчету выслуги лет ФИО1 на военной службе на пенсию и не включении следующих периодов военной службы ФИО1 в выслугу лет с расчетом выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении один день службы за три дня: A) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Б) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, B) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Г) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Д) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Е) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Ж) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также не включении периода военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет ФИО1 с расчетом выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца; определить выслугу лет ФИО1 на военной службе для назначения пенсии в размере 20 (двадцати) лет 4 (четырех) месяцев в льготном исчислении; признать право ФИО1 на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 и разделом II Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в размере, предусмотренном подпунктом «а» пунктом 1 статьи 14 указанного закона (а именно в размере 50 (пятидесяти) процентов соответствующих сумм денежного довольствия ФИО1, предусмотренного статьей 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; за каждый год выслуги ФИО1 свыше 20 (двадцати) лет - 3 (три) процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 (восьмидесяти пяти) процентов этих сумм); признать незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права ФИО1 бездействие федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» (далее – ФКУ «Военный комиссариат <адрес>»), выразившееся в том, что последний не исполняет обязанности по рассмотрению направленного в его адрес заявления ФИО1 о назначении пенсии за выслугу лет и назначению ФИО1 пенсии за выслугу лет; обязать ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет, предусмотренную подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 и разделом II Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в размере, предусмотренном подпунктом «а» пунктом 1 статьи 14 указанного закона (а именно в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия ФИО1, предусмотренного ст. 43 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ; за каждый год выслуги ФИО1 свыше 20 (двадцати) лет - 3 (три) процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм); обязать ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» сообщить Промышленному районному суду <адрес> и ФИО1 об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Обжалуемым решением Промышленного районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к военному комиссариату <адрес> ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по расчету выслуги лет на военной службе, невключении периодов военной службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, определении выслуги лет на военной службе для назначения пенсии, признании права на получение пенсии за выслугу лет, признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по рассмотрению заявления о назначении пенсии за выслугу лет, обязанности в неназначении пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию по выслуге лет, обязании сообщить об исполнении решения суда, оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 по доверенности – ФИО8, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, указывает, что судом допущены существенные нарушения норм материального права, не дана надлежащая оценка доказательствам, представленным в материалы дела. Судом при принятии решения не было учтено, что военный комиссариат <адрес> не исполнил своей обязанности по назначению ФИО1 пенсии за выслугу лет на протяжении более 1 года 4 месяцев. При этом бездействие ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», связанное с тем, что на протяжении более одного года не предоставил военному комиссариату <адрес> надлежащим образом оформленного расчета выслуги лет ФИО1, не должно влиять на реализацию истцом своих прав на получение пенсии. Кроме того, военный комиссариат <адрес> мог самостоятельно запросить в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» расчет выслуги лет ФИО1 Вывод суда о том, что ФИО1 уведомили о статусе рассмотрения его заявления о назначении пенсии за выслугу лет ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют обстоятельствам дела. ФИО1 получил указанное уведомление в декабре 2021 года по истечении более одного года с момента обращения ФИО6 с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителя истца ФИО1 по доверенности – ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица – ФИО7, просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в поданной жалобе, в отсутствие извещенных в порядке ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, но неявившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ Командующего войсками Южного военного округа ФИО1 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части 05525 истец исключен из списков личного состава войсковой части 05525 и ДД.ММ.ГГГГ принят на учет военным комиссариатом <адрес>.

Впоследствии ФИО1 поставлен на воинский учет в Военном комиссариате <адрес> края.

Как следует из письма Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исх. , на основании заявления ФИО1 его личное дело ДД.ММ.ГГГГ направлено командиру войсковой части 05525 для подтверждения периодов военной службы в льготном исчислении, составления предварительного расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию и дальнейшего направления в управление кадров Южного военного округа. Сопроводительным письмом врио командира войсковой части 05515 от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что в соответствии с предварительным расчетом выслуги лет военнослужащего на пенсию, который составил 19 лет 08 месяцев 30 дней, направление в управление кадров Южного военного округа не требуется.

Истец, полагая, что имеет право на льготное исчисление выслуги лет обратился в военный комиссариат <адрес> с заявлением о подсчете выслуги лет и назначении пенсии за выслугу лет (дата регистрации заявления в делопроизводстве военного комиссариата – ДД.ММ.ГГГГ вх.№ О/599).

Письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. истцу сообщено о том, что предварительный подсчет выслуги лет осуществляет войсковая часть. Для принятия окончательного решения сведения направляются в Управление кадров военного округа. В связи с чем его личное дело направлено военным комиссариатом <адрес> в адрес командира войсковой части 05525 для предварительного подсчета выслуги лет.

Аналогичное заявление ФИО1 было подано в военный комиссариат <адрес>. Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх.) военным комиссариатом <адрес> на имя командира войсковой части 05525 выслано личное дело для оформления и дальнейшего направления в Южный военный округ для подсчета выслуги лет на пенсию.

В ответ на обращение военного комиссара <адрес> по вопросу оформления денежного аттестата на имя ФИО1 заместитель руководителя Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации сообщил, что единый расчетный центр осуществляет расчет денежного довольствия на основании сведений, содержащихся в единой базе данных, согласно которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. № У-1/2/590) и ДД.ММ.ГГГГ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. № У-1/2/1553) общая продолжительность военной службы ФИО1, исключенного из списков личного состава войсковой части 05525 с ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением с военной службы по истечению срока контракта, составляет 18 лет 12 дней, в связи с чем основания для оформления денежного аттестата отсутствуют.

Обращаясь в суд с иском ФИО1 указал, что ответчики не осуществили обязанности, возложенные на них статьями 50-54 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , пунктом 2 подпунктом 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Ответчик ФКУ «УФО МО РФ по Южному военному округу» указал, что личное дело старшины ФИО1 поступило ответчику из Управления кадров Южного военного округа ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ личное дело возвращено адресату без расчета выслуги лет на пенсию, поскольку были выявлены недостатки. Повторно с устраненными недостатками личное дело поступило ДД.ММ.ГГГГ и возвращено ДД.ММ.ГГГГ с расчетом выслуги лет, составленным ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному расчету выслуги лет, выслуга лет старшины ФИО1 на пенсию составила 20 лет 03 месяца 28 дней, из них календарная выслуга: 13 лет 11 месяцев и 14 дней, льготная выслуга из расчета один месяц службы за три месяца: 01 год 04 месяца и 02 дня, льготная выслуга лет из расчета один месяц службы за полтора месяца: 05 лет и 12 дней. В расчет выслуги лет льготной выслуги из расчета один месяц службы за три месяца включены следующие периоды: A) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней), Б) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней), B) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней), Г) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 дней), Д) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 дней), Е) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 дней), Ж) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 дней). Всего в выслугу лет за период службы в 2004 году зачтено в льготном исчислении 58 дней. Также в расчет льготной выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца зачтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями пп. «а» ч. 1 ст. 5 и пп. «а» ч. 1 ст. 13, ст.ст. 51, 53, 54, ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пп. «а» п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , разделом VII приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации», приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по расчету выслуги лет на военной службе, невключении периодов военной службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, определении выслуги лет на военной службе для назначения пенсии, признании права на получение пенсии за выслугу лет, а также для признания незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по рассмотрению заявления о назначении пенсии за выслугу лет, обязанности в назначении пенсии за выслугу лет, и для обязания назначить пенсию по выслуге лет.

При этом суд обоснованно исходил из того, что ответчиками не допущено незаконное бездействие. Оспаривая бездействие ответчиков, истец по существу не согласен с результатом рассмотрения его обращения. Указанное не свидетельствует о нарушении его прав на рассмотрение обращения. При отсутствии в личном деле расчета выслуги лет на пенсию, а также заявления о назначении пенсии с приложением всех необходимых документов, пенсия назначена быть не могла. Расчет выслуги лет производится уполномоченным органом после получения всех необходимых документов.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие указанные выводы, судебная коллегия признает необоснованными ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями) данным Законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе и военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах.

Согласно статье 6 настоящего Закона лицам, указанным в статье 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.

В силу статей 53 и 54 вышеуказанного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления со всеми необходимыми документами. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.

По смыслу положений вышеуказанных норм закона, назначение и перерасчет пенсии носит заявительный характер, правоотношения между уволенным сотрудником и пенсионным органом возникают в момент приема заявления о назначении пенсии, что имеет значение при определении сроков установления пенсии.

Таким образом, закон связывает начало течения времени, с которого пенсия должна быть начислена и выплачиваться, с момента подачи заявления в пенсионные органы.

Возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о назначении пенсии, обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствует своевременную назначению пенсии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 426-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 159-О).

Таким образом, обязанность по представлению необходимого пакета документов возложена на заявителя.

Вместе с тем, приведенный Закон не регулирует вопросы ответственности за задержку с назначением пенсии за прошлое время при отсутствии вины как самого пенсионера, так и пенсионного органа.

Как установлено судом, препятствием к назначению пенсии истцу явилось ненадлежащим образом оформленное личное дело, в котором, в том числе, отсутствовал необходимый в обязательном порядке расчет выслуги лет, а в соответствии с пунктом 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации», обязанность по направлению личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию, лежит на командире (начальнике) воинской части. При этом военным комиссариатом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части 05525 выслано личное дело для оформления и дальнейшего направления в Южный военный округ для подсчета выслуги лет на пенсию, о чем ФИО1 был своевременно уведомлен (т. 1 л.д. 92).

Довод жалобы о том, что ФИО1 получил указанное уведомление только в декабре 2021 года, не подтвержден материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.

Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к несогласию с отказом удовлетворении исковых требований, были изучены судебной коллегией, однако таковые по существу повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые были исследованы судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и фактически сводятся к субъективному толкованию обстоятельств дела и норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено, а несогласие с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильности решения. Решение суда соответствует требованиям ст.ст. 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Судьи:

33-3-6220/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Аргунов Андрей Геннадьевич
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат СК
Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу
Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю
Другие
Уткин Антон Владимирович
Командир войсковой части 05525
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Селюкова Злата Николаевна
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
09.06.2022Передача дела судье
05.07.2022Судебное заседание
14.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2022Передано в экспедицию
05.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее