Номер дела в суде первой инстанции № 2-59/2021
УИД: 68RS0002-01-2020-002262-10
Дело № 33-2771/2021
Судья Карпухина Ю.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа 2021 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рожковой Т.В.,
судей Коростелёвой Л.В., Сорокиной С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гнилицкой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту прав и законных интересов И.Н.Д., А.Т.В., К.М.В., Б.Н.А., С.О.В., Ч.Е.Э., Ч.Е.Е., Т.В.В., Д.Г.И., С.Т.Л. к ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Коростелёвой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Тамбовского гарнизона обратился в суд в защиту прав и законных интересов И.Н.Д., А.Т.В., К.М.В., Б.Н.А., С.О.В., Ч.Е.Э., Ч.Е.Е., Т.В.В., Д.Г.И., С.Т.Л. и просил взыскать с ответчика начисленную в сентябре 2019 года, но не выплаченную заработную плату: И.Н.Д. – в размере 7 404 рублей 08 коп., А.Т.В. - в размере 26 456 рублей 07 коп., К.М.В. - в размере 7 404 рублей 08 коп., Б.Н.А. - в размере 26 456 рублей 07 коп., С.О.В. - в размере 7 404 рублей 08 коп., Ч.Е.Э. - в размере 11 489 рублей 87 коп., Ч.Е.Е. - в размере 7 404 рублей 08 коп., Т.В.В. - в размере 20 194 рублей 80 коп., Д.Г.И. - в размере 26 456 рублей 07 коп., С.Т.Л. - в размере в размере 7 404 рублей 08 коп.
Определениями Ленинского районного суда г. Тамбова привлечены к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 января 2021 года исковые требования военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту прав и законных интересов Ч.Е.Э. к ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ удовлетворены.
С ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в пользу Ч.Е.Э. взысканы денежные средства в размере 11 489 рублей 87 коп.
Исковые требования военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту прав и законных интересов Т.В.В., Б.Н.А., Д.Г.И., А.Т.В. к ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ удовлетворены частично.
С ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в пользу Т.В.В. взысканы денежные средства в размере 19 099 рублей 26 коп.
С ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в пользу Б.Н.А. взысканы денежные средства в размере 19 859 рублей 85 коп.
С ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в пользу Д.Г.И. взысканы денежные средства в размере 19 859 рублей 85 коп.
С ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в пользу А.Т.В. взысканы денежные средства в размере 25 353 рублей.
Исковые требования военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту прав и законных интересов И.Н.Д., К.М.В., С.О.В., Ч.Е.Е., С.Т.Л. к ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ оставлены без удовлетворения.
С ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в доход бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов взыскана государственная пошлина в размере 3 070 рублей.
В апелляционной жалобе (основной и дополнительной) представитель ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ выражает несогласие с обжалуемым решением в части удовлетворения исковых требований военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту интересов Ч.Е.Э., Т.В.В., Б.Н.А., Д.Г.И., А.Т.В., просит решение суда в указанной части отменить, принять новое решение, которым отказать военному прокурору Тамбовского гарнизона в удовлетворении исковых требований, также просит признать надлежащим ответчиком по настоящему делу начальника филиала № 9 ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ. Считает, что ответственность за обеспечение заработной платой и другими выплатами работника лежит на начальнике филиала № 9 Е.А.Н., поскольку начальник (главный врач) ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России в трудовых отношениях с Ч.Е.Э., Т.В.В., Б.Н.А., Д.Г.И., А.Т.В. не состоит, не наделен полномочиями по выплате им заработной платы и не является участником правоотношений.
Указывает, что лимиты бюджетных обязательств на повышение оплаты труда отдельным категориям работников на общую сумму 3 678 200 руб. действительно были доведены до филиала № 9 ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России на основании представленных расчетов. Соответственно начисления стимулирующей надбавки за сентябрь 2019 года были произведены с учетом того, что денежные средства поступят от довольствующего органа. Однако, финансирование ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России довольствующим финансовым органом было произведено только 19.12.2019 года и в объемах, значительно меньших от фактической потребности. Корректировка сумм в связи с потребностью в денежных средствах, превышающих плановые расчеты для выплаты стимулирующей надбавки по Указу Президента РФ от 07.05.2012 года № 597, до декабря 2019 года не производилась. В декабре 2019 года Департаментом социальных гарантий Министерства обороны РФ была проведена корректировка сумм для выплаты стимулирующей надбавки по Указу Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 с учетом выплаты в течение года медицинским работникам премий по приказу Министерства обороны от 26.07.2010 года № 1010, а также увеличения заработной платы на 4,3 %, т.е. в меньшую сторону. После получения денежных средств ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России 24.12.2019 года перечислило средства для выплаты стимулирующей надбавки филиалам, согласно скорректированным Департаментом социальных гарантий суммам.
Автор жалобы поясняет, что в связи с возникшей напряженностью филиал № 9 в декабре 2019 года был дополнительно профинансирован сверх уточненной потребности в сумме 1 719 577 руб. Выполнение целевых показателей в 2019 году в филиале № 9 составило 182,2% по врачам, 104,3% по среднему медицинскому персоналу и 91,5% по младшему медицинскому персоналу. По среднему медицинскому персоналу целевые показатели были перевыполнены.
Полагает, что из-за некачественного планирования со стороны филиала в 2019 году ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России профинансировало филиал № 9 больше, чем было запланировано.
Для достижения целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, филиал должен был экономию фонда заработной платы медицинских работников направлять исключительно на повышение уровня их заработной платы.
Однако, согласно представленным расчетам на 2019 год, филиал планировал выплатить медицинским сотрудникам 52 807 300 руб. из фонда оплаты труда, но на основании представленных сведений о выполнении целевого показателя по соотношению средней заработной платы медицинских работников военно-медицинских организаций к средней заработной плате в субъекте РФ, филиалом было выплачено только 44 113 700 руб.
В то же время филиал был дополнительно профинансирован на сумму 6 612 386 руб., т.е. при рациональном использовании своего фонда заработной платы денежных средств должно было хватить для выполнения целевых показателей по итогам за год, вследствие чего доводы о недофинансировании не соответствуют действительности.
По мнению автора жалобы, доводы иска о доведенных телефонограммой начальника ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России № ФЭО/д/335 от 30.09.2019 года лимитов бюджетных обязательств на повышение оплаты труда за сентябрь 2019 года на общую сумму 3 678 200 руб. не соответствуют действительности, поскольку в указанной телефонограмме сказано о планировании доведения указанных лимитов. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до подведомственных учреждений на основании расходных расписаний, через органы Федерального казначейства.
Обращает внимание, что общая сумма дохода Ч.Е.Э. за 2019 год составила 736 777 руб. 14 коп., а сумма дохода в месяц составила 61 398 руб. Между тем, согласно сведениям, представленным Министерством экономического развития РФ от 07.08.2019 года, среднемесячный доход от трудовой деятельности в Тамбовской области составляет 25 000 руб., средняя заработная плата врачей по Тамбовской области составляет 50 000 рублей, младшего медицинского персонала - 25 000 рублей, вследствие чего работодателем была осуществлена переплата денежных средств в отношении истца Ч.Е.Э.
Считает, что с ответчика незаконно взыскана в доход муниципального образования государственная пошлина.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований военного прокурора Тамбовского гарнизона в интересах И.Н.Д., К.М.В., С.О.В., Ч.Е.Е., С.Т.Л. сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации Стацюк С.И., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, помощника военного прокурора Тамбовского гарнизона Каменского Е.Р., просившего решение в части взыскания денежных сумм в пользу истцов оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что начальником филиала № 9 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ были заключены трудовые договоры с Ч.Е.Э., Т.В.В., Б.Н.А., Д.Г.И., А.Т.В., в соответствии с которыми с 01.10.2014 г. Ч.Е.Э. назначена на должность врача-отоларинголога (том 2, л.д. 238-242), с 01.03.2018 г. Т.В.В. назначена на должность санитарки-мойщицы аптеки (том 2, л.д. 159-163), с 18.04.2013 г. Б.Н.А. назначена на должность младшей медицинской сестры по уходу за больными терапевтического отделения (том 4, л.д. 98-102), с 13.11.2018 г. Д.Г.И. назначена на должность младшей медицинской сестры по уходу за больными кожно-венерологического отделения (том 1, л.д. 247-248), с 20.08.2015 г. А.Т.В. назначена на должность санитарки терапевтического отделения (том 3, л.д. 167-171).
По условиям трудовых договоров работникам была гарантирована оплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работниками критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 № 597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
За сентябрь 2019 г. Ч.Е.Э. произведено начисление стимулирующей выплаты по «дорожной карте» в размере 11 489 руб. 87 коп. (том 2, л.д. 247-249), Т.В.В. - в размере 20 194 руб. 80 коп., (том 2, л.д. 165-166), Б.Н.А. – в размере 26 456 руб. 07 коп. (том 4, л.д. 104-105), Д.Г.И. – в размере 26 456 руб. 07 коп. (том 1, л.д. 247-248), А.Т.В. – в размере 26 456 руб. 07 коп. (том 3, л.д. 173-174).
Выплаты денежных средств не произведены, что подтверждается расчетными листками за сентябрь-декабрь 2019 г. (том 1, л.д. 247-248, том 2, л.д. 165-166, 247-249, том 3, л.д. 173-174, том 4, л.д. 104-105).
Не оспаривая правильности начисления и выплаты сумм оклада, надбавок работникам филиала № 9 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ, истец обратился в суд в интересах Ч.Е.Э., Т.В.В., Б.Н.А., Д.Г.И., А.Т.В. с настоящим иском, полагая, что ответчик не произвел им стимулирующую выплату по программе «дорожная карта» за сентябрь 2019 года в начисленном размере.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что для правильного разрешения спора необходимо установить право конкретного работника на получение данной стимулирующей выплаты с учетом неисполненных учреждением обязательств во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации, поскольку целью осуществления стимулирующих выплат является достижение показателей доведения размера средней заработной платы по соответствующей категории медицинских работников до средней заработной платы по субъекту.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с указанным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительство Российской Федерации должно обеспечить: повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» начальником филиала № 9 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ 1 февраля 2016 года утверждено положение об оплате труда гражданского персонала филиала № 9 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ (том 6, л.д. 56-90) и в том числе показатели критериев оценки эффективности деятельности медицинских работников филиала № 9 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ (том 6 л.д. 81-85), положение о комиссии по оценке показателей и критериев эффективности деятельности медицинских работников (том 6, л.д. 78-80).
В соответствии с разделом «Порядок расчета стимулирующих выплат» (том 6, л.д. 86-89) распределение стимулирующих выплат конкретным работникам Учреждения производится на основе бальной оценки. Стимулирующие выплаты по программе «Дорожная карта» рассчитываются за фактически отработанные дни в отчетном периоде. Показатели и критерии оценки эффективности работы медицинских работников утверждаются соответствующим приказом начальника учреждения.
Расчет стоимости балла производится путем деления доведенной суммы лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований по «дорожной карте» за соответствующий период на соответствующую категорию медицинского персонала (т.е врачебный персонал, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал) на общее количество баллов, полученных соответствующей категорий медицинского персонала, рассчитанных на основании протоколов комиссии.
Таким образом, согласно положению об оплате труда гражданского персонала филиала № 9 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ оценка эффективности деятельности медицинских работников ответчика осуществляется ежеквартально по бальной системе исходя из размера доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств.
В 2019 году Т.В.В., Б.Н.А., Д.Г.И., А.Т.В. работали в должностях, которые относятся к младшему медицинскому персоналу, а Ч.Е.Э. – в должности врача.
Исходя из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, средняя заработная плата врачей филиала № 9 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ в 2019 году должна составлять не менее 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, а средняя заработная плата младшего медицинского персонала - 100 процентов.
Вместе с тем, из сообщения ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ от января 2021 года усматривается, что целевые показатели по средней заработной плате за 2019 год в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 по младшему медицинскому персоналу не выполнены на 7,7% на сумму 1 344 300 руб., по врачам – на 16,2 % на сумму 1 749 500 руб. (том 5, л.д. 124). Тем самым, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 в отношении врачей и младшего медицинского персонала, в том числе и конкретных работников Ч.Е.Э., Т.В.В., Б.Н.А., Д.Г.И., А.Т.В. в 2019 году не выполнен, что указывает на нарушение прав истцов на своевременную и в полном объеме оплату труда.
Разрешая вопрос о размере выплат, подлежащих взысканию в пользу истцов, суд первой инстанции исходил из предоставленного расчета стимулирующих выплат младшему медицинскому персоналу до выполнения целевых показателей в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 за 2019 год за фактически отработанное время по критериям качества работы, который выполнен филиалом № 9 и не оспорен сторонами (том 5, л.д. 126-127, 128-129). Данный расчет сделан с учетом всех выплаченных работникам сумм за 2019 год. Из расчета следует, что сумма стимулирующих выплат по итогам работы за 2019 год составляет: в отношении Ч.Е.Э. 51 584 руб. 04 коп., в отношении Т.В.В. - 19 099 руб. 26 коп., в отношении Б.Н.А. - 19 859 руб. 85 коп., в отношении Д.Г.И. - 19 859 руб. 85 коп., в отношении А.Т.В. - 25 353 руб.
При этом суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исковые требования Т.В.В., Б.Н.А., Д.Г.И., А.Т.В. подлежат удовлетворению частично, а именно: в пользу Т.В.В. на сумму 19 099 руб. 26 коп., в пользу Б.Н.А. - 19 859 руб. 85 коп., в пользу Д.Г.И. - 19 859 руб. 85 коп., в пользу А.Т.В. - 25 353 руб.
Оснований для удовлетворения исковых требований в большем размере и взыскании в пользу данных истцов сумм стимулирующих выплат в размере, рассчитанном в соответствии с Приложением № 3 к приказу от 1 октября 2019 года № 325 (том 6, л.д. 91-93), не имеется, поскольку при их расчете не учитывались все произведенные истцам выплаты за 2019 год, кроме того, приказ от 1 октября 2019 года № 325 отменен.
Также суд в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд верно взыскал в пользу Ч.Е.Э. – 11 489 руб. 87 коп., с учетом объема исковых требований, определенных истцом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.
Филиал № 9 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ является структурным подразделением ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ, зарегистрированного в качестве юридического лица 16 января 2003 года. Именно ответчик является распорядителем денежных средств филиала.
Не отрицая того факта, что целевые показатели в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 по младшему медицинскому персоналу филиала № 9 не выполнены, ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ в доводах жалобы ссылается на некачественное планирование и распределение денежных средств непосредственно филиалом № 9. Вместе с тем, указанные обстоятельства нельзя положить в основу для отказа в удовлетворении требований по защите трудовых прав конкретных работников.
Получение Ч.Е.Э. в 2019 году дохода в размере, превышающем среднемесячный доход от трудовой деятельности в Тамбовской области, не свидетельствует о незаконности выводов суда.
Иных обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отказу во взыскании недополученных денежных средств в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, в доводах апелляционной жалобы не приведено.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что при вынесении решения о взыскании с ответчика государственной пошлины судом первой инстанции не учтены положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 (далее - Положение), установлено, что Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (п. 2 постановления).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона РФ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации подлежало освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины.
С учетом изложенного, решение в части взыскания с ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в доход бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов государственной пошлины в размере 3 070 рублей подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 января 2021 года в части взыскания с ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в доход бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов государственной пошлины в размере 3 070 рублей отменить.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение
составлено 13 августа 2021 года.