дело № 2-596/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2023 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,
при секретаре Зуевой С.А.,
с участием истца Кульпина Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КуЛ. Л. П. к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, ООО «Первая управляющая компания» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Изначально Кульпин Л. П. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий.
Требования мотивированы тем, что многоквартирный жилой дом <адрес> построен в 2005-2006 годах, с течением времени выявляются отдельные недоделки и недостатки указанного дома, а именно отсутствие уличного освещения.
При сдаче дома в эксплуатацию раздел проекта «Электроснабжение» в части наружного освещения с тремя железобетонными опорами оказался вообще не выполненным. До 2019 года собственники оплачивали электроэнергию на ОДН по нормативу, сверх норматива платила управляющая организация. С 2019 года собственники квартир стали платить в полном объеме по показаниям приборов учета, в связи с чем оплата резко возросла.
Соседний дом № 25 по ул. Полины Осипенко г. Вязьма, сопоставимый по количеству квартир с домом <адрес>, платит за электроэнергию на ОДН более чем в два раза меньше, а уличное освещение оборудовано на наружных опорах.
Совет многоквартирного дома № ХХХ с 2019 года обращался в Администрацию, но получал отказы, в 2023 году обращались к губернатору области, но также был получен от администрации отказ.
Ссылаясь на данные обстоятельства, нормы права, просит обязать администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области выполнить уличное освещение дворовой территории многоквартирного дома <адрес> по доработанному ООО «Вязьмапроект» проекту уличного освещения.
Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 2 мая 2023 года по настоящему делу привлечены в качестве ответчика – управляющая организация многоквартирного жилого дома <адрес> - ООО «Первая управляющая компания», в качестве третьего лица - председатель многоквартирного жилого дома <адрес> Зикеева Е.В.
В судебном заседании истец Кульпин Л.П. требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном возражении на исковое заявление (л.д. 39-40) просил в иске отказать, так как требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, а также по тем основаниям, что многоквартирный дом <адрес> имеет земельный участок площадью 9340 кв.м. с кадастровым номером ХХХ с разрешенным использованием для строительства десяти этажного жилого дома. Территория, о которой говорится в обращении, является придомовой территорией указанного многоквартирного жилого дома. В соответствии с действующим законодательством, собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания и эксплуатации и благоустройства данного дома, и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома. К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства. Управляющая организация должна проводить и оказывать для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нем объектов: уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства, в том числе электрооборудования во дворе; текущий и капитальный ремонт, а также подготовку к эксплуатации в осенне-зимний период; проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Управляющая организация отвечает за освещенность объектов на придомовой территории. Собственникам дома <адрес> следует провести общее собрание собственников дома, на котором поставить вопрос об обустройстве освещения на придомовой территории, результаты собрания оформить в виде протокола общего собрания, в котором собственники выразят свое мнение по данному вопросу. Работы, согласно решению собрания, должны выполнить управляющая организация за счет средств собственников. Таким образом, обязанность по содержанию придомовой территории, объектов уличного освещения, а также части многоквартирного жилого дома, к которой непосредственно крепятся данные объекты, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, возложена не на органы местного самоуправления, а на собственников помещений многоквартирного дома. Указанная обязанность включает в себя поддержание имущества в надлежащем состоянии, в том числе обеспечение освещения придомовой территории за счет собственных средств. На территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области с 2017 года проходит реализация приоритетного проекта «Комфортная городская среда». Работы по данному проекту выполняются исходя из минимального перечня: ремонт проездов, автомобильные парковки, освещение придомовой территории, установка скамеек и урн. На благоустройство придомовых территорий от жителей г. Вязьма подано 177 заявок, за пять лет отремонтировано 69 дворовых территорий. Для благоустройства в 2023 году Общественной комиссией утвержден список пяти придомовых территорий и двух общественных зон, в соответствии с выделенной субсидией. На включение в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории Вяземского района Смоленской области на 2018-2022 годы» для благоустройства придомовой территории дома <адрес> собственникам многоквартирного дома необходимо подать заявку в Администрацию с необходимым пакетом документов в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 28 марта 2017 года № ХХХ. Заявки, которые не прошли отбор по благоустройству в текущем году, участвуют в конкурсном отборе на следующий календарный год (до окончания срока действия муниципальной программы 2024 года).
Представитель ответчика - ООО «Первая управляющая компания» не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в представленном ходатайство просит рассмотреть дело в его отсутствие, позиции по существу спора не высказал (л.д. 112).
Третье лицо Зикеева Е.В. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, позиции по существа спора не высказала.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы дела № 2-243/2022, суд приходит к следующему.
В силу статей 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
На основании части 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
В силу пункта 4 части 2 статьи 45.1 названного Федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
Судом установлено и следует из материалов дел, постановлением главы администрации Вяземского района Смоленской области от 23 июня 2004 года ХХХ разрешено ООО «Вязьмажилстрой», находящемуся по адресу: г. Вязьма, ул. Строителей, д. 13, строительство многоэтажного жилого дома по <адрес>, пятно ХХХ, на закрепленном земельном участке, площадью 8371 кв.м., согласно утвержденному проекту (л.д.122).
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 27 марта 2007 года ХХХ администрация Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области разрешила ООО «Вязьмажилстрой» ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - 150 квартир в 280-квартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.122), которое в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией.
22 июня 2006 года Кульпин Л. П. заключил с застройщиком - ООО «Вязьмажилстрой» договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, по которому застройщик обязуется в предусмотренный договором срок, своими силами или с привлечением других лиц построить на земельном участке, расположенном по <адрес> 280-квартирный жилой дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию, передать участнику долевого строительства объект долевого строительства соответствующий договору (квартиру) – квартиру ХХХ площадью 64 кв.м., расположенной на 4 этаже, а участник долевого строительства в порядке, предусмотренном договором, обязуется финансировать строительство дома, уплатив обусловленную цену договора и принять объект долевого строительства для государственной регистрации своего права собственности (л.д. 71, 96-97).
Согласно справке ООО «Вязьмажилстрой» от 24 августа 2007 года (л.д.48), адресованной в Федеральную регистрационную службу, Кульпин Л.П. согласно договору от 22 июня 2006 года участия в долевом строительстве многоквартирного дома <адрес> полностью уплатил стоимость квартиры ХХХ.
24 августа 2007 года по акту приема-передачи квартиры, ООО «Вязьмажилстрой» передало Кульпину Л.П. трехкомнатную квартиру № ХХХ, расположенную на 4 этаже дома <адрес> (л.д. 72, 98).
На основании вышеуказанного договора участия в долевом строительстве от 22 июня 2006 года за Кульпиным Л.П. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 декабря 2007 года произведена государственная регистрация права собственности за номером 67-67-10/196/2007-075 на квартиру № ХХХ, расположенную в доме <адрес> (л.д.15 дела № 2-243/2023).
Из рабочего проекта 280 кв. жилого дома в м-не «Восток» <адрес> в томе I части I «Общая пояснительная записка, исходные данные. Генплан. Архитектурно-строительные чертежи. Наружные инженерные сети» в пункте 4.2. «Наружные сети» подпункт б) «Наружное освещение» следует, что освещение проездов осуществляется светильниками типа РКУ01х250/07УI-009.Б23, устанавливаемыми на ж/б опорах серия 3.320-I; включение наружного освещения производится централизованно (л.д. 92-93).
Данный рабочий проект привязки 280 кв. жилого дома в м-не «Восток» выполнен в соответствии с техническими условиями ХХХ, выданными Восточными эл. сетями ОАО «Смоленскэнерго» 25 января 2005 года.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 25 сентября 2017 года по делу № А62-4802/2017 (л.д.115-116) в отношении ООО «Вязьмажилстрой» введена процедура банкротства – наблюдение, а решением Арбитражного суда Смоленской области от 17 июля 2019 года ООО «Вязьмажилстрой» признано несостоятельным, в отношении него открыто конкурсное производство.
С 19 июля 2022 года управляющей организацией многоквартирного жилого дома <адрес> является ООО «Первая Управляющая Компания» (л.д. 25-37).
22 января 2023 года Кульпин Л.П., как председатель Совета многоквартирного дома <адрес> (л.д.10), обращался в адрес Губернатора Смоленской области по вопросу оказания содействия в решении вопроса относительно освещения придомовой территории многоквартирного дома <адрес> указывая, в числе прочего, что дом построен в 2005-2006 годах. При сдаче дома в эксплуатацию раздел проекта «Электроснабжение» в части наружного освещения с тремя ж.б. опорами оказался вообще невыполненным. Взамен строители выполнили установку светильников наружного освещения лампами ДРЛ-100 над козырьками входов в подъезды. Так дом был принят в эксплуатацию. До 2019 года плата за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию предъявлялась собственникам по нормативу, а сверхнормативное потребление оплачивала управляющая организация, которая заменила установленные строителями светильники над 1,3,4,5 и 6 подъездами на более экономические светодиодные. С 2019 года собственники стали оплачивать потребленную электроэнергию в полном объеме по показаниям прибора учета, плата на общедомовые нужды резко возросла. При более детальном изучении этого вопроса установлено невыполнение проектного решения в части наружного электроосвещения. На средства собственников изготовлена проектно-сметная документация на устройство уличного освещения в существующих условиях благоустройства территории дома, сметная стоимость которого составила 160,94 тыс. руб. Проект передан Главе Вяземского городского поселения. При этом 1 октября 2019 года обращались с заявлением относительно решения проблемы с уличным освещением к Главе муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, на которое положительного ответа не получили.
Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на обращение Кульпина Л.П. по вопросу освещения придомовой территории многоквартирного дома <адрес>, направленное в интернет-приемную Администрацией Смоленской области, 31 января 2023 года дан ответ (л.д.11), что финансовых средств на обустройство требуемых дополнительных фонарей уличного освещения на территории города недостаточно ввиду ограниченности средств бюджета Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области. Администрация старается, по возможности, решить данную проблему. Первоочередно выполняются работы по решению суда, освещению автомобильных дорог, мест общего пользования. Обустройство освещения придомовой территории дома <адрес> не планируется. Одновременно сообщено, что на территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области с 2017 года проходит реализация приоритетного проекта «Комфортная городская среда».
Как следует из справки от 27 февраля 2023 года № 282, выданной ООО «ВязьмаПроект», проектом строительства 280-квартирного жилого дома <адрес> предусмотрено уличное освещение, путем установки трех ж.б. опор со светильниками на придомовом тротуаре с подключением от трансформаторной подстанции. В четвертом квартале 2022 года проект был доработан с учетом фактического благоустройства дворовой территории дома (л.д. 9).
Границы земельного участка с кадастровым номером ХХХ, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 43-44).
Материалы дела не содержат сведений об оборудовании уличного придомового освещения двора дома <адрес>, что ответчиками не оспаривалось, доказательств обратного не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии уличного придомового освещения многоквартирного жилого дома <адрес> посредством установки во дворе опор наружного освещения.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Устава Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области (далее – Устав), принятом решением Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 2 ноября 2005 года ХХХ, администрация Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области – исполнительно-распорядительный орган городского поселения, наделенный в соответствии с настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского поселения федеральными и областными законами. Исполнение полномочий Администрации Вяземского городского поселения возлагается на Администрацию муниципального района.
Согласно пп. 5, 39, 40 п. 2 ст. 29 Устава к компетенции Администрации Вяземского городского поселения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского поселения в соответствии с правилами благоустройства территории городского поселения; утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского поселения.
Пунктом 1.3 главы 1 Правил благоустройства территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области (далее – Правила) определено, что благоустройство территории поселения – деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории поселения, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий; прилегающая территория – территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены Правилами в соответствии с порядком, установленным законом Смоленской области от 25 декабря 2006 года № 155-з «О градостроительной деятельности на территории Смоленской области»).
В соответствии с пунктом 7.2 главы 7 Правил входные группы зданий жилого и общественного назначения (участки входов в здания) оборудуются осветительным оборудованием, навесом (козырьком), элементами сопряжения поверхностей, устройствами и приспособлениями для перемещения инвалидов и других маломобильных групп населения (пандусами, перилами и другими устройствами с учетом особенностей и потребностей маломобильных групп населения).
Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк (пункт 7.17 главы 7 Правил).
Пунктом 7.18 главы 7 Правил предусмотрено, что включение и отключение устройств наружного освещения подъездов жилых домов, номерных знаков домов и указателей адресных единиц, а также систем архитектурно-художественной подсветки производится в режиме работы наружного освещения улиц.
Также пунктом 7.21 главы 7 Правил установлено, что утилитарное наружное освещение общественных и дворовых территорий может осуществляться следующими видами стационарных установок освещения: обычные (традиционные), светильники которых располагаются на опорах (венчающие, консольные), подвесах или фасадах зданий, строений и сооружений (бра, плафоны), которые допускается использовать для освещения транспортных и пешеходных коммуникаций.
До 28 февраля 2021 года действовало постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10», согласно пункту 2.12 которого территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток.
Согласно пункту 124 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...») земельные участки многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного воздуха, почвы, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами и тротуарами с твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться водой при температуре воздуха выше плюс 10 °C, подвергаться антигололедным мероприятиям при температуре ниже 0 °C.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела было установлено, что земельный участок с кадастровым номером ХХХ, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, имеет статус учтенного земельного участка, сведений о постановке его на кадастровый учет и определении границ, не имеется; администрацией не приняты меры, направленные на решение вопросов местного значения по обеспечению уличного (дворового) освещения территории многоквартирного жилого дома <адрес>, в связи с чем требования истца Кульпина Л.П. о возложении на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, как на собственника данного земельного участка, обязанности организовать уличное (дворовое) освещение во дворе многоквартирного дома <адрес>, подлежат удовлетворению в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (статья 206 ГПК РФ).
Довод ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о том, что обязанность по организации освещения дворовой территории лежит на собственниках многоквартирного дома, отклоняются судом, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, не содержат обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению.
Как указывалось выше, в соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 3 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, а также п. 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.
В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила № 491 не содержат.
Таким образом, доводы ответчика администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области об отнесении уличного освещения к расходам собственников общего имущества многоквартирного жилого дома, не основан на требованиях закона.
Сети наружного освещения с внутридомовыми сетями не соприкасаются, к дому не примыкают, не относятся к общему имуществу собственников помещений в домах, что исключает обязанность управляющей организации по их содержанию и эксплуатации.
Суд считает, что в рассматриваемом случае управляющая организация многоквартирного дома <адрес> - ООО «Первая управляющая компания» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования КуЛ. Л. П. к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанность организовать уличное (дворовое) освещение во дворе многоквартирного дома <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований КуЛ. Л. П. к ООО «Первая управляющая компания» о понуждении к совершению определенных действий отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.
Судья Т.Н. Красногирь
18.07.2023 – объявлена резолютивная часть решения,
24.07.2023 – составлено мотивированное решение,
25.08.2023 – вступает в законную силу