Председательствующий по делу Дело № 33-1887/2018
судья Сандановой Д.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,
судей краевого суда Лещевой Л.Л., Жилинского А.Г.,
с участием прокурора Выскубовой С.А.,
при секретаре Печеревиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 07 июня 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Литвиновым А. А., М. В., А.А, о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении без предоставления другого жилого помещения,
по апелляционным жалобам ответчиков Литвиновой М.В., Литвинова А.А., Литвиновой А.А.
на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 07 февраля 2018 года, которым постановлено: иск удовлетворить.
Литвиновых А. А., М. В., А.А, признать утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> снять их с регистрационного учета по указанному адресу.
Выселить Литвиновых М. В., А.А, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Литвиновых А.А., М.В., А.А. в бюджет муниципального района «Читинский район» госпошлину по 100 руб. с каждого.
Заслушав доклад судьи краевого суда Лещевой Л.Л., судебная коллегия
установила:
ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что договором от <Дата> № военнослужащему Литвинову А.А. на состав семьи из 4 человек было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Литвинов А.А. уволен со службы более 2-х лет назад, в настоящее время находится в местах лишения свободы, на дату увольнения с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма признан не был. Сын Литвинова А.А. ФИО 1 с августа 2017 года проходит службу на Дальнем востоке, имеет самостоятельное право на обеспечение служебным жильем. Фактически в спорной квартире проживают Литвинова М.В., Литвинова А.А., которые к гражданам, неподлежащим выселению без предоставления жилого помещения, не относятся. В связи с прекращением действия договора от <Дата> № с даты увольнения Литвинова А.А. со службы, истец просил суд признать Литвинова А.А., Литвинову М.В., Литвинову А.А. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселить их из указанной квартиры.
Судом постановлено вышеназванное решение (л.д. 76-78).
В апелляционной жалобе ответчик Литвинова М.В., действующая в своих интересах и как представитель Литвинова А.А. по доверенности, просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказать. Указывает, что при рассмотрении дела судом оставлены без внимания обстоятельства того, что ответчик Литвинов А.А. является военнослужащим запаса, имеет выслугу более 20 лет и не обеспечен при увольнении со службы постоянным жилым помещением по избранному месту жительства, субсидия на приобретение жилья не предоставлена, иной недвижимости на территории Российской Федерации не имеет (выписка из ЕГРН от <Дата>). Ходатайство об истребовании у истца подтверждающих указанные обстоятельства документов было удовлетворено судом в судебном заседании от 17.01.2018, однако соответствующих мер по направлению судебного запроса не предпринято, подтверждающих либо опровергающих указанные сведения доказательств не представлено. Указанные обстоятельства в совокупности в силу положений пунктов 13, 14 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» препятствуют удовлетворению судом заявленных истцом требований о выселении Литвинова А.А. и членов его семьи из спорного жилого помещения. Помимо этого, Литвинова М.В. указала на отсутствие у представителя Кудрявцева А.А. полномочий на представление интересов ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, на допущенное судом процессуальное нарушение, выразившееся в рассмотрении дела без участия ответчика Литвиновой А.А., которая не была извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Ответчик Литвинова А.А. в поданной ею апелляционной жалобе также просит об отмене решения суда первой инстанции по причине нарушения судом ее права на участие в судебном разбирательстве, выразившееся в неизвещении ее судом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В письменных возражениях прокурор Читинского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Ответчики Литвиновы А.А., А.А., извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не направляли.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Кудрявцева А.А., ответчика Литвинову М.В., действующую в своих интересах и в интересах ответчика Литвинова А.А. на основании доверенности, прокурора Выскубову С.А., проверив законность и обоснованность решения суда по правилам производства суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Выражая несогласие с решением суда, ответчик Литвинова А.А. в апелляционной жалобе указала на неизвещение ее судом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что в полной мере может быть реализовано только в случае предоставления каждому из лиц, участвующих в деле, возможности присутствовать в судебном заседании.
О дате, времени и месте судебного заседания стороны должны быть извещены судом с использованием средств и способов, предусмотренных в ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд (ч. 3 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела по месту регистрации и жительства ответчика Литвиновой А.А. о судебном заседании, назначенном на 07.02.2018, отсутствует.
Таким образом, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика Литвиновой А.А., неизвещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене.
Дело рассмотрено по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) в том числе служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ч. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения; в указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения; условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.1999 № 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (далее - Положение).
Согласно пункту 4 данного Положения, жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими и при окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими жилищный договор прекращает свое действие.
Пунктом 5 Положения установлено, что жилищный договор расторгается, в том числе, и в случае досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, а также обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 2 п. 5 Положения).
Согласно п.п. 1 п. 9 Приложения к названному выше Положению, жилищный договор между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба расторгается в случае досрочного увольнения военнослужащего (кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более).
В силу положений абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На основании п. 13 указанной статьи граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Содержание абзаца второго пункта 5 Положения и подпункта первого пункта 9 Приложения к нему во взаимосвязи с вышеназванными положениями статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указывают на то, что названная в Положении категория военнослужащих не может быть выселена из специализированных жилых помещений до предоставления им жилья для постоянного проживания при увольнении в запас, при условии, что они признаны нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.
В силу указанных норм права при разрешении данного спора юридически значимым обстоятельством является установление периода прохождения военной службы Литвиновым А.А., а также принятие его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, необеспеченность его таким помещением на момент увольнения.
Согласно договору найма служебного жилого помещения от 06.11.2010г. № 100, заключенному между Домнинская КЭЧ района и Литвиновым А.А., последнему на условиях служебного найма предоставлено служебное жилое помещение на период действия контракта о прохождении военной службы в в/ч 62286-2 в срок до 23.06.2012г., расположенное по адресу: <адрес>, на состав семьи 4 человека (супруга и двое детей) (л.д. 5).
Из приказа командующего войсками Восточного военного округа от 17.09.2013г. № следует, что Литвинов А.А., состоящий в распоряжении командира авиационной группы (<данные изъяты>, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (п.п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Выслуга лет в Вооруженных силах календарная – 26 лет 01 мес., в льготном исчислении – 41 лет 03 мес. Жилой площадью по установленным нормам не обеспечен. Увольняется с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам. Подлежит направлению на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес>. Контракт до наступления предельного возраста пребывания на военной службе по 15.12.2013г. (л.д. 25).
Решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 17.10.2014г. в приказ от 17.09.2013г. № (по личному составу) параграф 1 пункт 4 внесены изменения в части основания увольнения Литвинова А.А. с военной службы в запас – в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт «е» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно ответу на запрос судебной коллегии, поступившему из ФГКУ «Востокрегионжилье», сведениями об обеспечении Литвинова А.А. на период службы в войсковой части <данные изъяты>, а также сведения об обеспечении Литвинова А.А. после увольнения постоянным жилым помещением по избранному месту жительства посредством предоставления ему денежных средств на приобретение или строительство жилья либо предоставления жилого помещения в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», отсутствуют. Данные о постановке Литвинова А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма отсутствуют.
Из пояснений Литвиновой М.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что Литвинов А.А. с рапортом о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленном законом порядке до его увольнения из Вооруженных сил не обращался, решение о его постановке на указанный учет полномочным органом на момент исключения Литвинова А.А. из списков личного состава войсковой части не принималось.
Таким образом, Литвинов А.А. на момент увольнения и исключения из списков личного состава части не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не был принят на соответствующий учет, связь с Министерством обороны, предоставившим ему для проживания на период службы служебное жилое помещение, утрачена. Следовательно, оснований для отказа в признании Литвинова А.А. и членов его семьи утратившими право пользования служебным жилым помещением, не имеется.
Доводы ответчиков о том, что Литвинов А.А., прослуживший в Вооруженных силах более 20 лет, не может быть признан утратившим право пользования служебным жилым помещением, равно как и члены его семьи, судебная коллегия отклоняет. Поскольку период службы военнослужащего, в отсутствие признания его нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет в качестве такового, не является достаточным основанием для сохранения за военнослужащим запаса права пользования служебным жилым помещением до его обеспечения иным жилым помещением.
Оценив указанные обстоятельства и руководствуясь приведенными нормами права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования истца о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, выселении из занимаемого жилого помещения подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец при подаче иска от уплаты государственной пошлины был освобожден, с ответчиков надлежит взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета по 100 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 07 февраля 2018 отменить.
Принять по делу новое решение. Требования Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Литвиновым А. А., М. В., А.А, о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Литвиновых А. А., М. В., А.А, признать утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> снять их с регистрационного учета по указанному адресу.
Выселить Литвиновых М. В., А.А, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Литвиновых А. А., М. В., А.А, в бюджет муниципального района «Читинский район» госпошлину по 100 рублей с каждого.
Председательствующий
Судьи