Дело № 2а-748/2020
УИД18RS0003-01-2019-006593-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2020 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Прокопьевой К.Е.,
при секретаре Поздеевой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску С.Т.Н. к Администрации г.Ижевска о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
С.Т.Н. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Ижевска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в отношении земельного участка площадью 2025 кв.м, расположенного относительно адресного ориентира: г.Ижевск, Октябрьский район, примерно в 361 м. на северо-восток от жилого дома №280 по проезду Колосковый.
Исковые требования мотивированы тем, что 18.02.2019 года С.Т.Н. подала в Комиссию по землепользованию и застройке Администрации заявление о предварительном согласовании предоставления ей в аренду земельного участка площадью 2025 кв.м, расположенного относительно адресного ориентира: г.Ижевск, Октябрьский район, примерно в 361 м. на северо-восток от жилого дома №280 по проезду Колосковый для индивидуального жилищного строительства. Письмом №01-07/02131 от 13.03.2019 года Администрацией направлена в адрес С.Т.Н. выписка из Протокола заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 07.03.2019 года №8, в соответствии с которой обращение С.Т.Н. рассмотрено и принято решение провести опубликование о предстоящем предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на официальном сайте Администрации www.izh и на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru для размещения информации о проведении торгов. В случае поступления после публикации вторых заявлений, Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации поручено включить испрашиваемый участок в Перечень по формированию земельных участков, оценить и выставить на торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В случае отсутствия вторых заявлений после публикации предварительно согласовать предоставление земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории города Ижевска. Более никакой информации от ответчика Сапаркина Т.Н. не получала, что нарушает процедуру, предусмотренную ст.39.17 и 39.18 ЗК РФ, свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика и нарушает права С.Т.Н. На основании изложенного истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения по заявлению о предварительном согласовании предоставления в аренду С.Т.Н. земельного участка площадью 2025 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного относительно адресного ориентира: г.Ижевск, Октябрьский район, примерно в 361 м. на северо-восток от жилого дома №280 по проезду Колосковый, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; возложить на Администрацию обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду С.Т.Н. указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании представитель административного истца Л.П.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика К.Т.В. исковые требования не признала.
Заинтересованное лицо Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г.Ижевска, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилось. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
18.02.2019 года С.Т.Н. на основании пп.15 п.2 ст.39.6, ст.39.15, ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в Администрацию города Ижевска Удмуртской Республики с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей в аренду земельного участка площадью 2025 кв.м, расположенного относительно адресного ориентира: г.Ижевск, Октябрьский район, примерно в 361 м. на северо-восток от жилого дома №280 по проезду Колосковый для индивидуального жилищного строительства.
Письмом №01-07/02131 от 13.03.2019 Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска направило в адрес С.Т.Н. выписку из Протокола заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 07.03.2019 года №8, в соответствии с п.п.4.16 которого обращение С.Т.Н. рассмотрено и принято решение провести опубликование о предстоящем предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на официальном сайте Администрации г.Ижевска www.izh и на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru для размещения информации о проведении торгов. В случае поступления после публикации вторых заявлений Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска включить испрашиваемый участок в Перечень по формированию земельных участков, оценить и выставить на торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В случае отсутствия вторых заявлений после публикации предварительно согласовать предоставление земельного участка, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории города Ижевска утвердить.
Полагая, что бездействие Администрации г. Ижевска, выразившееся в непринятии решения по заявлению о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка, не соответствует действующему законодательству и нарушает права административного истца, С.Т.Н. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно ч.1.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Административным истцом оспаривается бездействие Администрации г.Ижевска, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления в аренду С.Т.Н. земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с соблюдением установленного срока.
В силу положений ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении данной категории дел суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 ст. 226 КАС РФ), однако не может по своему усмотрению изменять предмет заявленных требований и оценивать законность того действия или бездействия либо постановления, которое не оспаривается.
В соответствии с ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств:
- нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;
- соблюдение сроков и обращения в суд.
Законность (полномочия, порядок принятия, основания, соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) доказывает административный ответчик (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из системного толкования указанных положений и положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и нарушение при этом прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Рассматривая требование о признании бездействия Администрации г.Ижевска незаконным, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В п.15 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен ст.39.18 ЗК РФ. В соответствии с указанной статьей С.Т.Н. подано заявление в Администрацию города Ижевска 18.02.2019 года с приложением в соответствии с ч.2 ст.39.15 ЗК РФ, согласно которой схема расположения земельного участка прикладывается к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно ст.39.18 ЗК РФ особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно ч.1 ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Комиссия по землепользованию и застройке города Ижевска является постоянно действующим коллегиальным органом при Администрации города Ижевска, сформированным в целях реализации Правил землепользования и застройки города Ижевска, а также в целях реализации Администрацией города Ижевска государственной политики в области предоставления земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, а также по использованию земель или земельных участков без их предоставления и установления сервитутов (п. 1.1, 1.3 Постановление Администрации г. Ижевска от 27.06.2012 № 625 (ред. от 07.02.2018) «Об утверждении Положения и состава Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска»).
Таким образом, заявление подано С.Т.Н. в компетентный орган в установленном законодательством порядке.
Согласно п.4.1 Постановления Администрации г. Ижевска от 27.06.2012 № 625 (ред. от 07.02.2018) «Об утверждении Положения и состава Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска» Комиссия рассматривает заявления граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка (4.1.1.); рассматривает заявления граждан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства гражданам (п.4.1.2); обеспечивает опубликование извещений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства гражданам (п.4.1.3).
Учитывая вышеизложенное при поступлении заявления, оформленного в соответствии с установленными требованиями, Администрация города Ижевска обязана в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка.
Заявление С.Т.Н. зарегистрировано 18.02.2019 года, информация о предварительном предоставлении земельного участка опубликована на официальных сайтах в установленном порядке 25.03.2019, а не до 20.03.2019, т.е. с нарушением установленного 30-дневного срока.
Вместе с тем, суд отмечает, что нарушение сроков опубликования С.Т.Н. не оспаривается, соответственно, дальнейшее исчисление сроков подлежит с 25.03.2019 года.
Согласно положениям ч.5 ст.39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
В силу п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из материалов административного дела, в пределах вышеназванных сроков, то есть до 24.04.2019 года какой-либо ответ (в согласовании права аренды либо в отказе), С.Т.Н. не направлен. Соответственно, факт нарушения законодательства в бездействии Администрации г.Ижевска установлен.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела 11.03.2020 года Администрацией г.Ижевска С.Т.Н. направлен ответ, из которого следует, что на основании пп.1 п.7 ст. 39.18 ЗК РФ, в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ, истцу отказано в предоставлении без проведения аукциона земельного участка, расположенного по адресу г.Ижевск, Октябрьский район, примерно в 361 м. на северо-восток от жилого дома №280 по проезду Колосковый, площадью 2025 кв.м. То есть ответчиком принято решение по результатам обращения С.Т.Н. от 18.02.2019 года.
Как указано выше, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Оснований полагать права С.Т.Н. в связи с поданным ею заявлением в Администрацию г.Ижевска нарушенными не имеется; напротив, собранными по делу доказательствами подтверждается, что последнее рассмотрено, разрешено по существу, по результатам чего истцу направлен ответ. То есть право, о нарушении которого С.Т.Н. заявлено в иске, восстановлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку необходимая совокупность обстоятельств по настоящему административному делу для иного разрешения требований С.Т.Н. не установлена.
Вопреки аргументам представителя истца для удовлетворения требований недостаточно одного только факта установления нарушения законодательства в действиях (бездействии) администрации; в системном толковании процессуального закона решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
По своей сути, административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статьи 3 и 4 КАС РФ, статья 46 Конституции Российской Федерации); в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав в порядке административного судопроизводства, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, основания для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные издержки также подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск С.Т.Н. к Администрации г.Ижевска о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Взыскать с Администрации г.Ижевска в пользу С.Т.Н. судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме принято 08.04.2020 года.
Председательствующий судья Прокопьева К.Е.