Судья Берзегов Б.В. Дело № 2021 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> 25 ноября 2021 года
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи ФИО12,
при секретаре судебного заседания- ФИО3,
с участием прокурора ФИО10,
лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительной меры медицинского характера- ФИО1,
защитника ФИО1 - адвоката ФИО7, представившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение №,
законного представителя лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительной меры медицинского характера ФИО1- ФИО4,
представителя потерпевшего ФИО5- адвоката ФИО6, предоставившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение №,
рассмотрел в открытом судебном заседании в апелляционном порядке уголовное дело по апелляционному представлению помощника Теучежского межрайонного прокурора ФИО8 на постановление Теучежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Уголовное дело о совершении ФИО1 запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 163 УК РФ, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 237 УПК РФ возвратить заместителю прокурора Республики Адыгея для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Доложив обстоятельства дела, доводы апелляционного представления прокурора, выслушав мнение лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительной меры медицинского характера ФИО1, его законного представителя ФИО4 и адвоката ФИО7, просивших постановление оставить без изменения, мнение представителя потерпевшего ФИО5- - адвоката ФИО6, просившей постановление отменить и дело возвратить в суд первой инстанции, мнение прокурора ФИО10, просившего постановление отменить, суд апелляционной инстанции,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Теучежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, уголовное дело о совершении ФИО1 запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 163 УК РФ, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 237 УПК РФ возвращено заместителю прокурора Республики Адыгея для устранения препятствий его рассмотрения судом.
В апелляционном представлении помощник Теучежского межрайонного прокурора ФИО8 просит постановление Теучежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении уголовного дела о совершении ФИО1 запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 163 УК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенным в постановлении фактическим обстоятельствам дела и существенным нарушением уголовно-процессуального закона. Направить уголовное дело на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе судей.
В обоснование доводов представления указал, что в обоснование своих доводов суд указал, что при направлении уголовного дела в суд нарушены требования ч. 1 ст. 433 УПК РФ, согласно которой производство о применении принудительных мер медицинского характера, указанных в пунктах "б, г" части первой статьи 99 Уголовного кодекса Российской Федерации, осуществляется в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.
В ходе предварительного следствия в отношении ФИО1 была назначена и проведена судебная психиатрическая экспертиза, в выводах которой не содержится поставленный следователем вопрос о том, страдал ли он каким-либо психическим расстройством в момент инкриминируемого деяния, которое делало его неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. При этом осталось не выясненным, возможно ли экспертным путем ответить на указанный вопрос в настоящее время без выведения ФИО1 из болезненного состояния и связано ли это с отказом лица от проведения исследования в учреждении на момент проведения экспертизы.
По мнению суда, указанное обстоятельство, исключает возможность вынесения итогового решения.
По смыслу ч. 1 ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости; у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение исполнение наказания; совершившим преступление и страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО1 имеются признаки «Эмоционально-неустойчивого расстройства личности» Указанные нарушения психики ФИО1 значительно выражены, находятся в состоянии декомпенсации и сопровождаются снижением критики к своему поведению и высказываниям, что не позволяет ему в настоящее осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, также руководить ими, в связи с чем, ФИО1, как лицо, страдающее психическим расстройством, связанным с возможностью причинения иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, представая особую социальную опасность и поэтому нуждается согласно ч.1 ст.97, ч.1 ст.99, ч. 4 ст. 101 УК РФ в принудительном лечении в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа с интенсивным наблюдением до выхода из временного болезненного состояния с последующим решением экспертных вопросов.
Согласно ч. 2 ст. 435 УПК РФ помещение лица, не содержащегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, производится судом в порядке, установленном статьей 203 настоящего Кодекса.
Согласно же ч. 2 ст. 203 УПК РФ подозреваемый или обвиняемый, содержащийся под стражей, помещается в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства судебно-медицинской или судебно- психиатрической экспертизы на основании судебного решения, а не для лечения.
Как указано выше, комиссия экспертов пришла к выводу о том, что ФИО1, как лицо, страдающее психическим расстройством, связанным с возможностью причинения иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, представляет особую социальную опасность и поэтому нуждается согласно ч.1 ст.97, ч.1 ст.99, ч. 4 ст. 101 УК РФ в принудительном лечении.
При таких обстоятельствах, выводы суда о невозможности вынесения решения о применении ФИО9 принудительных мер медицинского характера являются необоснованными.
В суде апелляционной инстанции прокурор ФИО10 поддержал доводы апелляционного представления и просил постановление Теучежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении уголовного дела о совершении ФИО1 запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 163 УК РФ прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом отменить. Направить уголовное дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Лицо, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительной меры медицинского характера ФИО1, его адвокат ФИО7 и законный представитель лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительной меры медицинского характера ФИО4, возражали против удовлетворения апелляционного представления прокурора и просили постановление Теучежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Представитель потерпевшего ФИО5- адвоката ФИО6, поддержала доводы апелляционного представления прокурора и просила постановление Теучежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить и дело возвратить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Изучив материалы уголовного дела, проверив доводы апелляционного представления, выслушав мнение участников судебного процесса, суд апелляционной инстанции считает постановление Теучежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, о возвращении уголовного дела о совершении ФИО1 запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 163 УК РФ, заместителю прокурора Республики Адыгея для устранения препятствий его рассмотрения судом, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 389.9 УПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора, законность и обоснованность иного решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление судьи должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
В соответствии со ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Таким образом, основанием для возвращения дела прокурору во всяком случае является существенное нарушение норм уголовно-процессуального закона, допущенное следователем в силу которого, исключается возможность постановления судом приговора.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции, возвращая данное уголовное дело прокурору указал, что в ходе предварительного следствия в отношении ФИО1 была назначена и проведена судебная психиатрическая экспертиза, в выводах которой не содержится поставленный следователем вопрос о том, страдал ли он каким-либо психическим расстройством в момент инкриминируемого деяния, которое делало его неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий.
Также осталось не выясненным, возможно ли экспертным путем ответить на указанный вопрос в настоящее время без выведения ФИО1 из болезненного состояния и связано ли это с отказом лица от проведения исследования в учреждении на момент проведения экспертизы.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции, пришел к выводу, что представленное постановление о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера в отношении ФИО1 не соответствует требованиям ч.1 ст. 97 УК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО1 имеются признаки «Эмоционально-неустойчивого расстройства личности», указанные нарушения психики ФИО1 значительно выражены, находятся в состоянии декомпенсации и сопровождаются снижением критики к своему поведению и высказываниям, что не позволяет ему в настоящее осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, также руководить ими, в связи с чем, ФИО1, как лицо, страдающее психическим расстройством, связанным с возможностью причинения иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, представая особую социальную опасность и поэтому нуждается согласно ч.1 ст.97, ч.1 ст.99, ч. 4 ст. 101 УК РФ в принудительном лечении в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа с интенсивным наблюдением до выхода из временного болезненного состояния с последующим решением экспертных вопросов.
Так, по смыслу ч. 1 ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости; у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение исполнение наказания; совершившим преступление и страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Кроме того, в материалах дела имеется протокол допроса эксперта ФИО11, который пояснил, что ФИО1 не может правильно воспринимать имеющие значение для уголовного дела обстоятельства, давать по ним показания, принимать участие в судебно-следственных действиях, самостоятельно осуществлять свое право на защиту, т.к. декомпенсация имеющегося у него психического расстройства лишает его способности правильно воспринимать значение и характер уголовного судопроизводства, своего процессуального положения, лично осуществлять принадлежащие ему процессуальные права. С учетом этого, решение вопросов поставленных перед экспертом, в отношении ФИО1 возможно лишь после выхода его из болезненного состояния, по результатам проведенного принудительного лечения в медицинском учреждении специализированного типа с интенсивным наблюдениям.
Также, по мнению суда апелляционной инстанции, в случае если суд первой инстанции посчитал, что заключение эксперта является недостаточно ясным или недостаточно полным, либо по мнению суда эксперт не ответил на все поставленные перед ним вопросы, то положения п.3 ст.196, ст. 207, ст.283 УПК РФ наделяют его правом по назначению и проведению экспертизы в судебном заседании, без возвращения для этого уголовного дела прокурору.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает необоснованными выводы суда первой инстанции о не возможности вынесения решения о применении ФИО9 принудительных мер медицинского характера.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 389.13, 389.15, 389.18, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░8- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. «░» ░.2 ░░.163 ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░, ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 47.1 ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 401.7 ░ 401.8 ░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░12
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░12
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░12