Решение по делу № 66а-217/2021 от 16.12.2020

    Судья Шелахаева Е.М.    Дело № 66а-217/2021 (66а-2746/2020)

    (номер дела в суде первой инстанции 9а-55/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород                                                                26 января 2021 года

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Сорокина М.С., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Шелепина В.А. к Пензенской городской Думе, администрации г. Пензы о признании нормативного правового акта недействующим по частной жалобе Шелепина В.А. на определение судьи Пензенского областного суда от 19 ноября 2020 года об отказе в принятии административного искового заявления,

установил:

Шелепин В.А. обратился в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением к Пензенской городской Думе, администрации г. Пензы, в котором просил признать решение Пензенской городской Думы от 29 мая 2009 года № 55-6/5 «О создании Управления муниципального имущества города Пензы» (далее – Решение № 55-6/5), не соответствующее федеральному законодательству, недействующим с 29 мая 2009 года.

Определением судьи Пензенского областного суда от 19 ноября 2020 года в принятии административного искового заявления отказано.

В частной жалобе Шелепин В.А. ставит вопрос об отмене определения как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном применении норм процессуального права со ссылкой на то, что он оспаривает как действовавшую, так и действующую редакцию Решения № 55-6/5.

В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.

Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено частью 1 статьи 210 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.

Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление № 50), судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ, частями 1, 2 статьи 127.1 АПК РФ в случае, если на день подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ). Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главами 22 КАС РФ, 24 АПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части. Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений.

Отказывая в принятии административного искового заявления, судья проанализировал приведенные положения КАС РФ, Постановления № 50 и исходил из того, что оспариваемый Шелепиным В.А. пункт 2 Решения № 55-6/5, содержащий положения о правопреемстве Управления муниципального имущества города Пензы от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы, утратил силу в связи с принятием решения Пензенской городской Думы от 30 ноября 2017 года № 831-39/6 «О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 29 мая 2009 года № 55-6/5 «О создании Управления муниципального имущества администрации города Пензы» (далее – Решение № 831-39/6) и не может являться предметом рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

С такими выводами судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может.

Действительно, Решением № 831-39/6 был признан утратившим силу пункт 2 Решения № 55-6/5, которым было установлено, что Управление муниципального имущества администрации города Пензы является правопреемником Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы по всем правоотношениям, связанным с осуществлением деятельности по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Пензы, а также по сделкам, предметом которых являются земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Решение № 831-39/6 вступило в силу на следующий день после его официального опубликования, а его действие распространено на правоотношения, возникшие с 29 мая 2009 года.

Вместе с тем, этим же решением Решение № 55-6/5 было дополнено пунктом 2.1, устанавливающим, что Управление муниципального имущества администрации города Пензы наделяется полномочиями Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы по всем правоотношениям, связанным с осуществлением деятельности по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Пензы, а также по сделкам, предметом которых являются земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Впоследствии решением Пензенской городской Думы от 30 августа 2019 года № 1274-60/6 «О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 29 мая 2009 года № 55-6/5 «О создании Управления муниципального имущества администрации города Пензы» (далее – Решение № 1274-60/6) в пункт 2.1 Решения № 55-6/5 вносились изменения.

Из изложенного следует, что пункт 2 Решения № 55-6/5, в соответствии с которым Управление муниципального имущества администрации города Пензы является правопреемником Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы по определенным видам правоотношений, был признан утратившим силу Решением № 831-39/6, то есть, как верно указал судья, на день подачи Шелепиным В.А. административного искового заявления прекратил свое действие и перестал применяться к каким-либо видам правоотношений.

При этом пункт 2.1 Решения № 55-6/5 (введенный Решением № 831-39/6, в редакции Решения № 1274-60/6), в силу которого Управление муниципального имущества города Пензы наделяется полномочиями Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы и Управления муниципального имущества администрации города Пензы в соответствующей сфере правоотношений, являлся на момент обращения Шелепина В.А. в суд действующим и продолжает свое действие в настоящее время.

Из содержания административного искового заявления Шелепина В.А., в котором не указано, какой именно из пунктов Решения № 55-6/5 он оспаривает, следует, что им обжалуются те положения данного нормативного правового акта, которыми Управлению муниципального имущества города Пензы вменены как правопреемство, так и передача полномочий от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы.

Данное обстоятельство также подтверждается содержанием приложенного к административному исковому заявлению ходатайства, в котором Шелепин В.А. просит рассматривать его требования, касающиеся легитимности правоотношений вышеуказанных лиц, вне зависимости от их правового статуса (правопреемник или наделенное полномочиями юридическое лицо).

Исходя из изложенного, Шелепиным В.А. в административном иске фактически поставлен вопрос о признании недействующими положений как прекратившего свое действие и не применяющегося к каким-либо видам правоотношений пункта 2 Решения № 55-6/5, так и действующей редакции пункта 2.1 этого решения.

При таких обстоятельствах оснований для отказа в принятии административного искового заявления Шелепина В.А. в части оспаривания положений пункта 2.1 Решения № 55-6/5 по мотивам, указанным в определении, у судьи не имелось.

Вынося обжалуемый судебный акт, судья допустил нарушение норм процессуального права и сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 статьи 316 КАС РФ определение в вышеназванной части подлежит отмене, а материал – направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления в соответствующей части требований Шелепина В.А. к производству суда.

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

    определение судьи Пензенского областного суда от 19 ноября 2020 года об отказе в принятии административного искового заявления Шелепина В.А. к Пензенской городской Думе, администрации г. Пензы о признании нормативного правового акта недействующим в части требований об оспаривании пункта 2.1 решения Пензенской городской Думы от 29 мая 2009 года № 55-6/5 «О создании Управления муниципального имущества города Пензы» – отменить.

Материал по административному исковому заявлению Шелепина Владимира Александровича к Пензенской городской Думе, администрации г. Пензы о признании нормативного правового акта недействующим в части требований об оспаривании пункта 2.1 решения Пензенской городской Думы от 29 мая 2009 года № 55-6/5 «О создании Управления муниципального имущества города Пензы» направить в Пензенский областной суд для рассмотрения вопроса о его принятии к производству суда.

В остальной части определение судьи Пензенского областного суда от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, частную жалобу Шелепина Владимира Александровича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пензенский областной суд.

Судья                                            М.С. Сорокин

66а-217/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
другие апелляционные определения С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Истцы
Шелепин Владимир Александрович
Ответчики
Пензенская Городская Дума
Администрация г. Пензы
Суд
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Сорокин Михаил Сергеевич
Дело на сайте суда
4ap.sudrf.ru
17.12.2020Передача дела судье
26.01.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
28.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2021Передано в экспедицию
26.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее