Дело № 2а-378/2020
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2020 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2020 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Костюченко К.А.,
при секретаре Лосевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района к ОСП Ловозерского района УФССП по Мурманской области об освобождении от исполнительского сбора,
У с т а н о в и л :
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику, в котором просит освободить его от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование, что 07 июля 2016 года Ловозерским районным судом принято решение об обязании Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района в срок до 31 декабря 2016 года нанести разметку на всей протяженности проезжих частей улиц Победы, Кузина, Металлургов и Умбозерской; оборудовать остановки общественного транспорта по ул. Победы в районе домов №№ 3, 5, 21 и 31 тротуарами, автопавильонами, пешеходными переходами и опорами стационарного освещения; оборудовать опорами стационарного электрического освещения пешеходные переходы у дома № 10 по ул. Победы и дома № 4 по ул. Металлургов, проезжую часть от перекрестка с ул. Победы до ул. Кузина, проезжую часть по ул. Солнечной и ул. Умбозерской; произвести ремонт дорожного покрытия в районе д. 6 по пер. Вебера; нанести дорожную разметку на искусственные неровности, расположенные по ул. Металлургов; установить искусственные неровности по ул. Победы рядом с домом № 16 на расстоянии от 10 до 15 метров от пешеходного перехода; на проезжей части рядом с пешеходными переходами по ул. Металлургов вдоль территории МБОУ РСОШ им. В.С. Воронина, а также у пешеходного перехода рядом с домом № 16 по ул. Победы, нанести надписи "Дети"; установить на высоте от 2 до 4 метров знаки, расположенные рядом с д. 13 по ул. Кузина, д. 26 и д.10 по ул. Победы, д. 4 и 5 по ул. Металлургов; установить дорожные знаки 2.1 "Главная дорога" на нерегулируемом перекрестке улицы Умбозерской и улицы Кузина со стороны улицы Умбозерской; дорожные знаки, установленные по ул. Победы у домов №№ 26, 27, 31, дома № 15 по ул. Кузина, д. 6 по ул. Умбозерской, у пешеходного перехода по ул. Умбозерской рядом со въездом на территорию ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" и на перекрестке ул. Кузина и ул. Металлургов разместить на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой жёлтого (жёлто-зеленого) цвета.
В целях исполнения решения суда были выполнены все указанные в нем требования за исключением требования оборудовать опорами стационарного электрического освещения проезжую часть по улице Солнечной и по улице Умбозерской.
Определением Ловозерского районного суда Мурманской области от 01 марта 2019 года Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 07 июля 2016 года до 31 декабря 2019 года.
08 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании по исполнительному производству № 84/17/51015-ИП исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В 2019 году по результатам электронного аукциона с соблюдением требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Администрацией был заключён муниципальный контракт № 0149300000819000035-77-19 на выполнение работ по устройству сети уличного освещения по улице Умбозерской в пгт. Ревда Ловозерского района. Актом № КС-2 от 09 декабря 2019 года работы по устройству сети уличного освещения по улице Умбозерской в пгт. Ревда Ловозерского района были приняты, произведена оплата выполненных работ.
Вместе с тем, для исполнения решения суда в полном объёме денежных средств, предусмотренных бюджетом, оказалось недостаточно. На 2020 год были выделены денежные средства для исполнения второго этапа исполнения решения суда по устройству сети уличного освещения по улице Умбозерская на территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района. Распоряжением администрации от 24 апреля 2020 № 45 был размещен заказ на выполнение работ по устройству сети уличного освещения по улице Умбозерская (2 этап). 01 июня 2020 года был заключён муниципальный контракт № 014930000082000008-46-20 на выполнение указанных работ с победителем аукциона – подрядчиком ООО "Прогресс".
23 июня 2020 года от ООО "Прогресс" в адрес администрации поступило письмо о невозможности исполнения муниципального контракта и в тот же день администрацией было принято решение об одностороннем расторжении муниципального контракта, в адрес ООО "Прогресс" направлено сообщение с предупреждением внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков.
Определением Ловозерского районного суда Мурманской области от 27 июля 2020 года Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 07 июля 2016 года сроком до 31 декабря 2020 года.
17 августа 2020 года Администрацией на основании электронного аукциона был заключен муниципальный контракт № 0149300000820000015-68-20 на выполнение работ по устройству сети уличного освещения, по результатам которого указанные работы произведены, решение суда исполнено в полном объёме.
Таким образом, поскольку Администрацией были приняты все зависящие от неё меры по выполнению решения суда, просит освободить её от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением административного ответчика от 08 июля 2020 года № 84/17/51015-ИП.
В судебное заседание представитель истца Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика ОСП Ловозерского района УФССП по Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, представил в суд возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать. В обоснование указывает, что у заявителя было достаточно времени для добровольного исполнения решения суда, каких-либо письменных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствовавших ему добровольно исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, им не представлено.
Руководствуясь ст. 150 КАС Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 16 КАС Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
В судебном заседании установлено, что решением Ловозерского районного суда Мурманской области от 07 июля 2016 года, вступившим в законную силу 09 августа 2016 года, на Администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района возложена обязанность в срок до 31 декабря 2016 года произвести следующие действия:
- нанести разметку на всей протяженности проезжих частей по ул. Победы, ул. Кузина, ул. Металлургов, ул. Умбозерской;
- оборудовать остановки общественного транспорта по ул. Победы в районе домов №№ 3, 5, 21, 31 тротуарами, автопавильонами, пешеходными переходами и опорами стационарного освещения;
- оборудовать опорами стационарного электрического освещения пешеходные переходы у дома № 10 по ул. Победы и дома № 4 по ул. Металлургов, проезжую часть от перекрестка с ул. Победа до ул. Кузина, проезжую часть по ул. Солнечная и по ул. Умбозерская;
- произвести ремонт дорожного покрытия в районе дома 6 по пер. Вебера;
- нанести дорожную разметку на искусственные неровности, расположенные по ул. Металлургов;
- установить искусственные неровности по ул. Победы рядом с домом № 16 на расстоянии от 10 до 15 метров от пешеходного перехода;
- на проезжей части рядом с пешеходными переходами по ул. Металлургов вдоль территории МБОУ РСОШ им. В.С. Воронина, а также у пешеходного перехода рядом с домом № 16 по ул. Победы нанести надписи "Дети";
- установить на высоте от 2 до 4 метров знаки, расположенные рядом с д. 13 по ул. Кузина, д. 26 и д. 10 по ул. Победы, д. 4 и д. 5 по ул. Металлургов;
- установить дорожные знаки 2.1 "Главная дорога" на нерегулируемом перекрестке улицы Умбозерской и улицы Кузина со стороны улицы Умбозерской;
- дорожные знаки, установленные по ул. Победы у домов №№ 26, 27, 31, дома № 15 по ул. Кузина, д. 6 по ул. Умбозерской, у пешеходного перехода по ул. Умбозерской рядом со въездом на территорию ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" и на перекрестке ул. Кузина и ул. Металлургов разместить на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлтого (жёлто-зелёного) цвета.
Определениями Ловозерского районного суда Мурманской области от 19 февраля 2018 года и 01 марта 2019 года Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения № 2-363/2016 от 07 июля 2016 года в целом до 31 декабря 2019 года.
08 июля 2020 года судебным приставом исполнителем ОСП Ловозерского района Мурманской области по исполнительному производству № 84/17/51015-ИП, возбуждённому 12 января 2017 года, вынесено постановление о взыскании с Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, с установлением нового срока исполнения требований исполнительного документа до 10 августа 2020 года.
Определением Ловозерского районного суда Мурманской области от 27 июля 2020 года Администрации предоставлена отсрочка исполнения указанного выше решения суда до 31 декабря 2020 года.
20 октября 2020 года постановлением заместителя начальника ОСП Ловозерского района УФССП по Мурманской области исполнительное производство № 84/17/51015-ИП окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объёме.
Удовлетворяя требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора, суд исходит их следующего.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведённая правовая позиция получила своё развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года № 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по её смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, её размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в пункте 75 которого указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В пункте 78 того же постановления разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из изложенного следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что в целях исполнения решения суда Администрацией в 2019 году по результатам электронного аукциона с соблюдением требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был заключён муниципальный контракт № 0149300000819000035-77-19 на выполнение работ по устройству сети уличного освещения по улице Умбозерской в пгт. Ревда Ловозерского района. Актом № КС-2 от 09 декабря 2019 года работы по устройству сети уличного освещения по улице Умбозерской в пгт. Ревда Ловозерского района были приняты, произведена оплата выполненных работ.
Вместе с тем, для исполнения решения суда в полном объеме денежных средств, предусмотренных бюджетом в размере 1 012 470 рублей, оказалось недостаточно. На 2020 год были выделены денежные средства для исполнения второго этапа исполнения решения суда по устройству сети уличного освещения по улице Умбозерской на территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района.
Распоряжением администрации от 24 апреля 2020 № 45 был размещён заказ на выполнение работ по устройству сети уличного освещения (2 этап), 01 июня 2020 года был заключен муниципальный контракт № 014930000082000008-46-20 на выполнение работ с победителем аукциона ООО "Прогресс".
В то же время, 23 июня 2020 года от ООО "Прогресс" в адрес администрации поступило письмо о невозможности исполнения муниципального контракта № 014930000082000008-46-20, в связи с чем администрацией было принято решение об одностороннем расторжении муниципального контракта, в адрес ООО "Прогресс" направлено сообщение с предупреждением внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков.
17 августа 2020 года Администрацией на основании электронного аукциона был заключен муниципальный контракт № 0149300000820000015-68-20, по результатам которого работы по устройству сети уличного освещения по улице Умбозерская в пгт. Ревда Ловозерского района произведены, решение суда от 07 июля 2016 года исполнено в полном объёме.
Таким образом, представленные доказательства дают основания полагать, что административным истцом предпринимались необходимые меры по исполнению решения суда, вместе с тем, поскольку его исполнение связано с необходимостью совершения истцом комплекса мероприятий, учитывая поэтапность проведения процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учётом выделяемых бюджетом денежных средств, суд приходит к выводу об отсутствии вины Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района в неисполнении решения суда в установленный срок, что даёт основания для освобождения её от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района к ОСП Ловозерского района УФССП по Мурманской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 84/17/51015-ИП в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Ловозерского района УФССП по Мурманской области от 08 июля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий К.А. Костюченко