Дело № 2а-161/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 августа 2020 года гор. Мезень Архангельской области
Лешуконский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Козяйкиной Е.Н.,
при секретаре Сахаровой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лешуконского районного суда Архангельской области (постоянное судебное присутствие город Мезень) административное дело по административному иску Сулентьевой Бэллы Филипповны в лице представителя по доверенности Михайловского Алексея Дмитриевича к администрации муниципального образования «Мезенский район» (далее МО «Мезенский район»), межведомственной комиссии МО «Мезенский район» и муниципальному образованию «Ручьевское» (далее МО «Ручьевское») о признании незаконными действия (бездействия) МО «Мезенский район» выразившиеся в несоблюдении норм п. 7, 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; признании незаконным заключение межведомственной комиссии; отмене распоряжения; возложении обязанности в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать (повторное) проведение обследования помещения межмуниципальной комиссии на предмет принятия его пригодным либо не пригодным для проживания,
установил:
Сулентьева Б.Ф. в лице представителя по доверенности Михайловского А.Д. обратилась в суд с указанным иском к администрации МО «Мезенский район», межведомственной комиссии и МО «Ручьевское» ссылаясь на то, что обратилась в администрацию МО «Мезенский район» с заявлением о создании межведомственной комиссии для признания жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, где она проживает, непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ ее представитель по доверенности Михайловский А.Д. получил по почте от администрации МО «Мезенский район» распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома по адресу: <адрес>, пригодным для проживания и подлежащим капитальному ремонту. С данным распоряжением не согласна, поскольку о создании межведомственной комиссии не уведомлялась, не присутствовала при обследовании жилого помещения, состав данной комиссии не соответствует требованиям п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, так как обследование ее дома производилось незаконным составом межведомственной комиссии, поэтому заключение по обследованию ее дома, является незаконным. Кроме того, в работе межведомственной комиссии допущены нарушения, а именно: не составлен акт обследования ее жилого помещения, не определен перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилых помещений пригодных либо не пригодных для проживания, осмотр помещения производился визуально, без какого-либо инструментального контроля и без привлечения экспертов. Просит суд, признать незаконными действия (бездействия) МО «Мезенский район» поскольку не соблюдены нормы п. 7, 44 Положения; признать незаконным заключение межведомственной комиссии; отменить распоряжение; возложить обязанности в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать (повторное) проведение обследования жилого помещения межмуниципальной комиссии на предмет принятия его пригодным либо не пригодным для проживания.
Определением Лешуконского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены межведомственная комиссия МО «Мезенский район» и МО «Ручьевское».
Сулентьева Б.Ф., представитель по доверенности Михайловский А.Д., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Вместе с тем, ранее в судебном заседании представитель Сулентьевой Б.Ф. – Михайловский А.Д. заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель межведомственной комиссии, представитель МО «Ручьевское» извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих возражений не представили.
Представитель администрации МО «Мезенский район» извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду письменные возражения, где указал о необоснованности административного иска, поскольку административным ответчиком должно быть МО «Ручьевское» и все заявленные требования должны быть к данному муниципальному образованию, так как администрация МО «Мезенский район» передала МО «Ручьевское» полномочия по решению вопросов местного значения, в связи с чем, МО «Ручьевское» должна создать в установленном порядке межведомственную комиссию для оценки жилых помещений находящихся на территории своего муниципального жилищного фонда.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с ч.3 ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу п.33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В соответствии с п.42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В силу п.44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Исходя из пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сулентьева Б.Ф. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с чем, направила в адрес администрации МО «Мезенский район» заявление о создании межведомственной комиссии для признания ее жилого помещения непригодным для проживания.
Полномочие по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания реализуется администрацией МО «Мезенский район» (поскольку она является органом местного самоуправления и обладает правом юридического лица) путем создания соответствующей межведомственной комиссии и принятия решений на основе подготовленных ею заключений.
Как следует из оспариваемого заключения, оно было принято межведомственной комиссией, назначенной Распоряжением администрации МО «Мезенский район» от ДД.ММ.ГГГГ № № «О создании межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории муниципального образования «Мезенское». Указанным распоряжением было утверждено Положение и состав межведомственной комиссии.
Вместе с тем, Распоряжением администрации МО «Мезенский район» № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения и дополнения в состав межведомственной комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией составлено заключение, в соответствии с которым, комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
В соответствии с указанным заключением межведомственной комиссии, администрацией МО «Мезенский район» вынесено Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании помещения пригодным для проживания и подлежащее капитальному ремонту».
Таким образом, межведомственная комиссия является органом, специально созданным местным самоуправлением (администрацией МО «Мезенский район») и наделенным властными полномочиями, решение вопросов признания жилых помещений непригодными для проживания находится в ее исключительной компетенции.
При разрешении административных исковых требований Сулентьевой Б.Ф., в части признания незаконными действия администрации МО «Мезенский район» выразившиеся в несоблюдении норм п.7, 44 Положения, судом установлено, что действительно вопреки требованиям п.7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, административный истец – Сулентьева Б.Ф. к работе межведомственной комиссии в ходе обследования ее жилья с правом совещательного голоса не привлекалась, не уведомлялась о времени и месте заседания межведомственной комиссии, кроме того оспариваемое распоряжение не получала.
Как видно из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ в состав межведомственной комиссии включены только представители органа местного самоуправления.
Однако межведомственная комиссия, является коллегиальным органом, который создается для оценки жилых помещений, в связи с этим и в соответствии с п.7 Положения, в ее состав должны входить не только представители местного самоуправления, но и представители государственного контроля и надзора в сфере промышленной, экологической и иной безопасности.
Кроме того, администрацией МО «Мезенский район» нарушены нормы п.44 Положения, поскольку в действиях межведомственной комиссии в ходе обследования жилого дома, где проживает Сулентьева Б.Ф., допущены грубейшие нарушения, а именно: отсутствует акт обследования жилого помещения, не привлекался эксперт, не определен перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим установленным в настоящем Положении требованиям, осмотр помещения производился визуально.
На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить частично административные исковые требования Сулентьевой Б.Ф. к администрации МО «Мезенский район», в части признания незаконными действия администрации МО «Мезенский район» выразившиеся в несоблюдении норм п.7, 44 Положения; отмены распоряжения администрации МО «Мезенский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании помещения пригодным для проживания и подлежащее капитальному ремонту» и возложении обязанности на администрацию МО «Мезенский район» в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу, организовать повторное проведение обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, межмуниципальной комиссии на предмет принятия его пригодным, либо не пригодным для проживания.
Административное исковое требование Сулентьевой Б.Ф. к администрации МО «Мезенский район» в части, признания незаконным заключение № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по обследованию жилого помещения по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежит.
Как следует из толкования п. 7 Положения, вопросы признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, которая выносит заключение о техническом состоянии жилого дома.
Исследовав материалы дела, судом установлено, что межведомственная комиссия, произведя визуальный осмотр жилого помещения по адресу: <адрес>, без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений, сочла, что жилой дом пригоден для проживания. При этом оценка технического состояния конструктивных элементов жилого дома, соответствие жилого дома санитарным нормам и правилам, комиссией не дана, осмотр жилого дома проводился только визуально. Данный факт не оспаривается представителем административного ответчика.
Так, в приложении №1 к Положению, приводится форма заключения межведомственной комиссии, из содержания которой видно, что при даче заключения приглашаются эксперты.
В приложении №2 к Положению приведена форма акта обследования помещения, из которой также усматривается, что обследование проводится не только членами комиссии, но и при участии приглашенных экспертов.
Кроме того, в заключении должны быть указаны сведения о несоответствиях установленным требованиям, с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия, должна быть отражена оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований (кем проведен контроль (испытание), по каким показателям, какие фактические значения получены). Могут быть указаны результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключение экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; другие материалы по решению комиссии.
Как следует из представленных документов, осмотр спорного жилого дома проводился только визуально, без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений.
Вместе с тем, обследование жилого дома производилось незаконным составом комиссии, так как в его состав входили только представители местного самоуправления, без привлечения представителей государственного контроля и надзора в сфере промышленной, экологической и иной безопасности. Доказательств обратного в дело не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового требования Сулентьевой Б.Ф. к межведомственной комиссии МО «Мезенский район», в части признания незаконным заключение № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по обследованию жилого помещения по адресу: Архангельская область, Мезенский район, с. Ручьи, ул. Советская, дом 24, о признании его пригодным для проживания и подлежащее капитальному ремонту, поскольку обжалуемое заключение нарушает права административного истца, так как оно вынесено с нарушением требований законодательства.
Доводы администрации МО «Мезенский район» о том, что все административные исковые требования Сулентьевой Б.Ф. должны быть заявлены только к МО «Ручьевское», поскольку администрация МО «Мезенский район», данному муниципальному образованию передала полномочия по решению вопросов местного значения, в связи с чем, МО «Речьевское» должна создать в установленном порядке межведомственную комиссию для оценки жилых помещений находящихся на территории своего муниципального жилищного фонда, суд находит необоснованными, поскольку они нарушают требования закона. Поскольку МО «Ручьевское» данными полномочиями по закону не наделено, данные полномочия отнесены к компетенции администрации МО «Мезенский район».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, административного истца – Сулентьевой Б.Ф. к административному ответчику – МО «Ручьевское»
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Сулентьевой Беллы Филипповны в лице представителя по доверенности Михайловского Алексея Дмитриевича к администрации муниципального образования «Мезенский район» о признании незаконными действия (бездействия) МО «Мезенский район» выразившиеся в несоблюдении норм п. 7, 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; признании незаконным заключение межведомственной комиссии; отмене распоряжения; возложении обязанности в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать (повторное) проведение обследования помещения межмуниципальной комиссии на предмет принятия его пригодным либо не пригодным для проживания – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации муниципального образования «Мезенский район» выразившиеся в несоблюдении норм п.7, 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Отменить распоряжение администрации муниципального образования «Мезенский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании помещения пригодным для проживания и подлежащее капитальному ремонту».
Обязать администрацию муниципального образования «Мезенский район» в течение месяца, с даты вступления решения суда в законную силу, организовать повторное проведение обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, межмуниципальной комиссии на предмет принятия его пригодным, либо не пригодным для проживания. В остальной части иска к администрации муниципального образования «Мезенский район», отказать.
Административное исковое заявление Сулентьевой Беллы Филипповны в лице представителя по доверенности Михайловского Алексея Дмитриевича к межведомственной комиссии МО «Мезенский район» о признании незаконными действия (бездействия) МО «Мезенский район» выразившиеся в несоблюдении норм п. 7, 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; признании незаконным заключение межведомственной комиссии; отмене распоряжения; возложении обязанности в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать (повторное) проведение обследования помещения межмуниципальной комиссии на предмет принятия его пригодным либо не пригодным для проживания – удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по обследованию жилого помещения по адресу: <адрес>. В остальной части иска к межведомственной комиссии МО «Мезенский район», отказать.
В удовлетворении административного иска Сулентьевой Беллы Филипповны в лице представителя по доверенности Михайловского Алексея Дмитриевича к муниципальному образованию «Ручьевское» о признании незаконными действия (бездействия) МО «Мезенский район» выразившиеся в несоблюдении норм п. 7, 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; признании незаконным заключение межведомственной комиссии; отмене распоряжения; возложении обязанности в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать (повторное) проведение обследования помещения межмуниципальной комиссии на предмет принятия его пригодным либо не пригодным для проживания – отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Лешуконский районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня его принятия.
Мотивированное решение составлено 02 сентября 2020 года.
Судья Козяйкина Е.Н.