Решение по делу № 2-138/2021 от 18.05.2021

Дело №2-138/2021

(УИД 46RS0021-01-2021-000230-39)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Кшенский                                26 июля 2021 г.

Судья Советского районного суда Курской области Стрельцов А.Н.,

при ведение протокола судебного заседания секретарями Алисовой В.В. и Мазаловой Г.В.

с участием истца Атановой Е.А. и её представителя Горбенко Д.В.

представителя ответчика, Управлению образования Администрации Советского района Курской области, Свеженцева В.А. и Репринцевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атановой Е.А. к Управлению образования Администрации Советского района Курской области об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, возложении обязанности выплатить стимулирующие выплаты и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

На основании трудового договора от 10.01.2006 г. №12 Атанова Е.А. состоит в должности директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мармыжанская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области (далее МКОУ «Мармыжанская СОШ»), её работодателем является Управление образования Администрации Советского района Курской области.

В настоящее время трудовые отношения сторон регулируются трудовым договором от 10.01.2006 г. №12 и дополнительными соглашениями к нему от 28.01.2016 г. и 30.03.2021 г.

Ведение бухгалтерского учёта в МКОУ «Мармыжанская СОШ» обеспечивается МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Советского района Курской области на основании заключенного между сторонам договора от 01.08..2018 г.

14.01.2021 г. директором МКОУ «Мармыжанская СОШ» Атановой Е.А. в соответствии со ст.153 Трудового кодекса РФ был издан приказ №2-7 об оплате в двойном размере, согласно графика работы и табеля учёта рабочего времени за январь 2021 г., за период работы с 01.01.2021 г. по 08.01.2021 г. работникам образовательного учреждения Хариной Т.М. (сторож), Осипову А.И. (сторож), Лебедевой О.В. (истопник), Мезенцеву А.В. (истопник), Сиделеву А.В. (истопник).

Кроме того, в соответствии с Положением об оплате труда работников МКОУ «Мармыжанская СОШ», утвержденным приказом по школе от 30.01.2017 г. №2-12, и Положением о порядке установления и размерах выплат стимулирующего характера работникам МКОУ «Мармыжанская СОШ» утвержденным приказом по школе от 31.01.2017 г. №2-15, 18.01.2021 г. Атановой Е.А, был издан приказ №2-10 о выплате стимулирующего характера повару Филипских Л.В. в размере 400,00 руб.

На основании данных приказов в составе заработной платы за январь 2021 г. указанным работникам образовательного учреждения дополнительно было выплачено 7077 руб. 76 коп.

В связи с произведённым вышеуказанными выплатами главным бухгалтером МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Ворониной О.С. на имя начальника Управления образования 03.02.2021 г. была подана докладная записка о превышении сметы расходов МКОУ «Мармыжанская СОШ» за январь 2021 г. на 7077 руб. 76 коп. по прочим работникам, получающим МРОТ, и на основании данной докладной записки Комиссия по установлению должностных окладов и выплат стимулирующего характера руководителям учреждений и организаций, подведомственных Управлению образования Администрации Советского района Курской области» (далее – Комиссия) 03.02.2021 г. приняла решение уменьшить выплату стимулирующих выплат за январь директору МКОУ «Мармыжанская СОШ» Атановой Е.А. на вышеуказанную сумму (протокол №1).

После обращения Атановой Е.А. 08.02.2021 г. о пересмотре вышеуказанного решения, Комиссией 11.02.2021 г. было принято решение об отмене ранее принятого 03.02.2021 г. решения, и рекомендовано начальнику Управления образования произвести дополнительную выплату стимулирующего характера Атановой Е.А. за январь в размере 7077 руб. 76 коп. (протокол №2).

Начальником Управления образования Свеженцевым В.А. письмом от 16.02.2019 г. за исх. №67 директору МКОУ «Мармыжанскаяч СОШ» Атановой Е.А. было предложено явиться в Управление образование в 9 час. 17.02.2021 г., при себе иметь объяснительную записку о выплатах в январе 2021 г. повару, сторожам и истопникам школы.

Письмом от 19.02.2019 г. за исх. №73 начальником Управления образования Свеженцевым В.А. директору МКОУ «Мармыжанскаяч СОШ» Атановой Е.А, было предложено явиться в Управление образование в 16 час. 19.02.2021 г., и также при себе иметь объяснительную записку о выплатах в январе 2021 г. повару, сторожам и истопникам школы.

19.02.2021 г. Атанова Е.А. обратилась к начальнику Управления образования с просьбой проинформировать о зафиксированном нарушении начисления заработной платы работникам образовательного учреждения за период, приходящийся на нерабочие праздничные дни (вх.170 от 19.02.2021 г.) и в ответ на вышеуказанные письма от 16.02.2021 г. и от 19.02.2021 г. представила ответ, что выплаты сторожам и истопникам школы были произведены на основании ст.153 Трудового кодекса РФ (вх.171 от 19.02.2021 г.), давать какие-либо иные объяснения отказалась, о чём был составлен в отсутствии Атановой Е.А. акт №1 от 19.02.2021 г. Кроме того, в отсутствии Атановой Е.А. 19.02.2021 г. был составлен акт №2 об отказе Атановой Е.А. ознакомиться с актом №1

Приказом начальника Управления образования от 20.02.2021 г. №1-26 на Атанову Е.А. было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора, в связи с ненадлежащим исполнением ею п.3.12 и 3.13 Должностной инструкции директора МКОУ «Мармыжанская СОШ» от 01.12.2015 г. №9/1, выразившемся в превышении доведённого фонда оплаты труда прочим работникам, получающим МРОТ за январь 2021 г.

После подписания Атановой Е.А. 20.02.2021 г. Акта №1 от 19.02.2021 г., в тот же день приказом начальника Управления образования №1-27 приказ от 20.02.2021 г. №1-26 был отменён, и издан приказ №1-28, согласно которого «в связи с ненадлежащим исполнением Атановой Еленой Анатольевной п.3.12 и 3.13 Должностной инструкции директора МКОУ «Мармыжанская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области от 01.12.2015 г. №9/1, выразившемся в превышении доведённого фонда оплаты труда прочим работникам, получающим МРОТ за январь 2021 г.» было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора на Атанову Е.А.

Согласно приказа №1-28, основанием для его издания послужила докладная записка главного бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждения образования» Ворониной О.С. о совершении дисциплинарного проступка от 03.02.2021 г., и Акт №1 «О непредставлении письменного объяснения работником» от 19.02.2021 г.

После издания приказа №1-28 о наложении дисциплинарного взыскания, решением Комиссии от 25.02.2021 г. Атанова Е.А. не была включена в список руководителей образовательных учреждений, которым подлежала выплата стимулирующей надбавки по итогам работы за февраль 2021 г., при этом никаких иных решений в отношении Атановой Е.А. комиссией принято не было (протокол №3).

Не согласившись с приказом о наложении дисциплинарного взыскания от 20.02.2021 г. №1-28, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением процедуры, предусмотренной трудовым законодательством РФ, а также с прекращением выплат стимулирующего характера, Атанова Е.А. обратилась в Советский районный суд с иском к Управлению образования Администрации Советского района Курской области, в котором просит с признать вышеуказанный приказ незаконным и отменить его, а также обязать Управление образования Администрации Советского района Курской области выплатить Атановой Е.А. причитающееся стимулирующие выплаты за отработанный период, и взыскать с Управления образования Администрации Советского района Курской области в пользу Атановой Е.А. компенсацию морального вреда размере 10000, 00 руб.

В судебном заседании истец Атанова Е.А, и её представитель Горбенко Д.В. заявленные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объёме и ссылаясь на то, что в приказе начальника Управления образования от 20.02.2021 № 1-28, которым за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в превышении доведенного фонда оплаты труда прочим работникам, получающим минимальный размер оплаты труда за январь 2021 года, к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, не отражено, какие именно дисциплинарные проступки совершены истцом, не приведены конкретные факты нарушений и даты их совершения истцом.

Кроме того, ответчиком не соблюден порядок применения дисциплинарного взыскания, так как до истца работодателем не доведено в чём, по его мнению, заключается дисциплинарный проступок, объяснения по этому факту от истца в установленных законом порядке и срок не истребовались, а представленный в материалы дела акт от 19.02.2021 г. об отказе Атановой Е.А. дать объяснения, который лёг в основу издания оспариваемого приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, не соответствует действительности, так как Атановой Е.А. 19.02.2021 г. в Управление образования было представлена информация об выплате сторожам и истопникам работы в выходные праздничные дни на основании ст.153 Трудового кодекса РФ. Кроме того, этот акт в присутствии Атановой Е.А. не составлялся.

Только в процессе судебного разбирательства истцу стало известно о том, что противоправным проступком, по мнению ответчика, явилось издание истцом приказа от 14.01.2021 об оплате труда сторожей и истопников за работу в выходные праздничные дни и приказа от 18.01.2021 о выплате стимулирующей надбавки повару, что также демонстрирует незаконное поведение ответчика как работодателя, и нарушение им требований статей 192, 193 Трудового кодекса РФ.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершён (ч.5 ст.192 Трудового кодекса РФ), однако эти требования закона и разъяснения п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» ответчиком не соблюдены.

Ответчик не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, а также, о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал её в установленном порядке.

В тоже время, в оспариваемом приказе о привлечении к дисциплинарной ответственности ответчиком не указано, какие конкретно нормативные предписания (нормативные муниципальные акты, локальные правовые акты) были нарушены истцом. Позиция ответчика сводится к превышению в результате издания истцом приказов лимита бюджета на январь 2021 г., между тем каких-либо доказательств этого, соответствующих расчётов ответчиком в суд не представлено.

По мнению истца и его представителя, такое поведение ответчика свидетельствует о злоупотреблениях со стороны работодателя при реализации своего исключительного права на привлечение работника к дисциплинарной ответственности, и привело к существенному ограничению прав истца как работника.

Произведенные на основании изданных Атановой Е.А. приказов выплаты, с которыми не согласился ответчик, являются законными и обоснованными, поскольку иное привело бы к нарушению прав работников образовательного учреждения.

Согласно части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Приказы образовательной организации об оплате труды в выходные и нерабочие праздничные дни предусматривают выплаты компенсационного характера, что является выполнением работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, в этой связи работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и не могут быть в пределах минимального размера оплаты труда.

Доводы ответчика, изложенные в судебных заседаниях, об отсутствии оснований выплаты стимулирующих выплат также не могут быть состоятельными, поскольку это является исключительным правом исполнительного органа образовательного учреждения, в связи, с чем не может быть нарушением трудовой дисциплины.

Напротив, указанные меры являются важным условием работы в бюджетной сфере, поскольку основная часть заработной платы сотрудников не отвечает критериям уровня социального обеспечения в субъекте Российской Федерации, и такие усилия со стороны истца отвечают, в том числе, требованиям государственной политики, выполнение которой реализуется в различных формах управления образовательным учреждением.

Кроме того, Положение об оплате труда работников муниципальных казённых учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации Советского района Курской области по виду экономической деятельности «Образование», утвержденного решением Представительного Собрания Советского района от 25.02.2010 № 47 (далее - Положение), регулирует порядок оплаты труда работников муниципальных казённых учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации Советского района Курской области за счет средств муниципального бюджета и иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

Пунктом 1.3 Положения, утвержденного решением Представительного Собрания Советского района от 25.02..2010 № 47 установлено, что фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств муниципального бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения учреждение в пределах, имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами.

Согласно пункту 1 раздела «IV стимулирующие выплаты» данного Положения, в целях поощрения работников учреждений за выполненную работу в учреждениях могут устанавливаться виды выплат стимулирующего характера, в том числе выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы.

Пунктом 3 данного раздела установлено, что выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения, с учетом мнения выборного представительного органа работников, в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, направленных учреждением на оплату труда работников.

Согласно пункту 4 названного раздела конкретный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы может определяться как в процентах к окладу (ставке) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ работника, так и в абсолютном размере. Максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен.

Премия по итогам работы за период (за месяц, квартал, полугодие, год) - выплачивается с целью поощрения работников за общие результаты труда по итогам работы (пункт 5 данного раздела).

При премировании учитывается, в том числе выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения; оперативность и качественный результат труда; участие в течение месяца в выполнении важных работ, мероприятий.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 раздела «VI Заключительные положения» Положения средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований муниципального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда.

Согласно пункту 4 раздела «I Общие положения» Положения, утвержденного решением Представительного Собрания Советского района от 25.02.2010 № 47, заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливается в соответствии с локальными нормативными актами учреждений, которые разрабатываются на основе данного Положения.

С учетом указанных норм Положение об оплате труда работников образовательного учреждения, утвержденное приказом образовательного учреждения от 30.01.2017 № 2-12 содержит, аналогичные нормы в указанной сфере общественных отношений.

Таким образом, у истца имелись все основания и правоспособность для осуществления стимулирующей выплаты повару, что свидетельствует о правомерности его действий в своей деятельности без превышения наделенных ему полномочий.

Между тем, заявления ответчика об отсутствии экономии фонда оплаты труда являются также несостоятельными и необоснованными, поскольку в январе 2021 года имелась экономия фонда оплаты труда за счет вакантной должности заместителя директора, что является одним из основных источников финансовых средств, перераспределение которых осуществляется на стимулирующие выплаты, а также нахождение на больничном с 11.01.2021 г. до конца января 2021 г. сторожа Осипова А.И., оплата труда которого в указанный период должна осуществляется за счёт фонда социального страхования.

При этом за счёт фонда оплаты труда образовательного учреждения на 2021 г. в январе 2021 г. была произведена оплата по труда повара Филиппских Л.В. за период с 19.12.2020 г. по 31.12.2020 г. в размере 4746,52 руб., что подтверждается справкой исполняющего обязанности бухгалтера Ивановой Н.Н. от 15.07.2021 №20. Эти денежные средства не были выплачены данному работнику в 2020 из-за некачественной организации работы самой МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Советского района Курской области.

По мнению истца и его представителя, доводы ответчика об отсутствии экономии фонда оплаты труда по причине не надлежащего финансирования не могут быть приняты во внимание, так как в силу закона лимиты бюджетных обязательств в обязательном порядке должны быть обеспечены надлежащим финансированием в полном объёме, в том числе на всю штатную численность, включая вакантные должности. Иное привело бы к необоснованному отказу от выплаты заработной платы работникам, как состоящим в штате, так и тем, которые могут быть приняты в течение финансового года, что привело бы к грубым нарушениям трудового законодательства.

По этим основаниям истец Атанова Е.А. и её представитель Горбенко Д.В. просили признать незаконным и отменить приказ начальника Управления образования от 20.02.2021 г. №1-28 о наложении дисциплинарного взыскания на истца.

Поскольку издание ответчиком оспариваемого приказа повлекло прекращение стимулирующих выплат истцу с февраля 2021 г., то отмена этого приказа влечёт восстановление права истца на получение этих выплат, а потому просили обязать Управление образования Администрации Советского района Курской области выплатить Атановой Е.А. причитающееся стимулирующие выплаты за отработанный период.

Кроме того, неправомерными действиями ответчика истцу был причинён моральный вред, а потому в порядке ст.237 Трудового кодекса РФ просили взыскать Управления образования в пользу Атановой Е.А, компенсацию морального вреда, которую они оценивают в размере 10000,00 руб.

Представители ответчика Свеженцев В.А. и Репринцева Л.А. в судебном заседании заявленные Атановой Е.В. исковые требования не признали, и в обоснование своей позиции показали, что считают доводы Атановой Е.А. о её праве как руководителя самостоятельного юридического лица самостоятельно решать все вопросы деятельности образовательного учреждения, в том числе оплаты труда сотрудников, необоснованными, так как истица не учитывает тип возглавляемого ею учреждения, которое является казённым учреждением.

Правовое положение казенных учреждений регулируются Бюджетным кодексом РФ, согласно которому данные учреждения полностью находятся в ведении органов государственной (муниципальной) власти. Казенные учреждения оказывают государственные (муниципальные) услуги и выполняют государственные (муниципальные) функции в целях обеспечить реализацию предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления за счет средств соответствующего бюджета.

Учредителем казенных учреждений в системе общего образования являются органы местного самоуправления, которые утверждают устав казенного учреждения, его изменения; принимают решения о реорганизации или его ликвидации. Учредитель финансирует текущее содержание казенных учреждений, вне зависимости от объема и качества, оказываемых ими образовательных услуг и выполненных работ, за счет средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ и на основе бюджетной сметы. При этом для казенных малокомплектных сельских учреждений образования при определении норматива финансирования не учитывается количество обучающихся, а только фактические затраты на обеспечение образовательной деятельности. При этом расходование бюджетных средств казенным учреждением по смете полностью контролируется учредителем.

Объем бюджетной сметы составляется и утверждается в порядке, утвержденном главным распорядителем бюджетных средств и должен соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения основных функций казенным учреждением. Лимиты бюджетных обязательств определяют конкретные направления расходов, которые вправе осуществлять казенное учреждение, сверх лимита бюджетных обязательств казенное учреждение не имеет право расходовать средства, в том числе и на оплату труда работников.

Финансирование образовательных учреждений района с начала года заложено заведомым дефицитом, в течение 3-4 квартала дополнительно выделяются денежные средства в виде субвенций из областного бюджета. И говорить о наличии какой-то экономии (в частности по ст.1 - расходы на оплату труда) можно говорить только в декабре.

Атанова Е.А. была привлечена к дисциплинарной ответственности за то, что вынесла приказ о производстве не предусмотренных сметой стимулирующих выплат повару Филиппских Л.В. и за оплату в двойном размере сторожам и истопникам работы в выходные и нерабочие праздничные дни и в ночное время.

Решением Представительного собрания Советского района от 25.02.2010 г. №47 -было утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных казенных учреждений, подведомственных Управлению образования. Согласно положению п.1.4 подраздела 1 раздела II учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры окладов, а также размеры доплат, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами. Однако эти выплаты могут быть произведены в пределах имеющихся денежных средств.

Согласно раздел III «Компенсационные выплаты», работникам могут быть осуществлены следующие выплаты компенсационного характера: доплата за работу в ночное время, повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников. В трудовых договорах с работниками такие выплаты предусмотрены не были. В учреждениях образования района оплата за работу в ночное время включена в состав МРОТ.

Согласно приказа от 18.02.2021 г. повару Филиппских Л.В. выплачена стимулирующая надбавка за проработанное время в период с 01.02.2021 г. по 31.01.2021 г. в размере 400,00 руб. в целях стимулирования добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей, однако такая выплата не предусмотрена Разделом IV Положения «Стимулирующие выплаты», а добросовестное и качественное исполнения должностных обязанностей является прямой обязанностью любого работника.

Кроме того, на производство стимулирующих выплат не было предусмотрено денежных средств. Согласно штатного расписания для повара предусмотрены стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты в работе (ежемесячно 360,67 руб.), а также выплаты за качество в выполненной работе (ежемесячно 5727,33 руб.).

По мнению представителей ответчика, приказ об оплате в повышенном размере сторожам и истопникам периода работы в ночное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, также является незаконным. Указанные работники были приняты на работу, предусматривающую сменный характер с работой в ночное время, а также в выходные и не рабочие праздничные дни, и заработная плата таким работникам установлена с учетом этого, такое положение существует во всех муниципальных казенных учреждениях. Все проводимые проверки нарушений действующего законодательства при выплате заработной платы работникам подведомственных учреждений не выявили.

Главный бухгалтер Воронина О.С., получив 03.02.2021 г. приказы Атановой Е.А. в отношении сторожей, истопников и повара, доложила об этом начальнику Управления, и на протяжении почти двух недель с истцом велись «переговоры» направленные на то, она отменила свои приказы, на что она отказалась, ссылаясь на своё право как директора школы издавать такие приказы. Только после этого Костровой О.Л. было поручено получить от Атановой объяснения по фактам, изложенным в докладной записке Ворониной, и уточнить все обстоятельства. Объяснения Атанова Е.А. не дала, о чем указала в обращении к Главе района, более того, она утверждает, что ей не было предложено дать объяснения, а направленные ей 16.02.2021 г. и 19.02.2021 г. уведомления являются «отражением административных правоотношений». В судебном заседании Атанова Е.А. ссылается на то, что сообщила о выплате сторожам и истопникам за работу в выходные праздничные дни в январе 2021 г. на основании ст.153 Трудового кодекса РФ, но это фактически указано в приказе.

Именно после отказа работника дать объяснение был составлен соответствующий акт, а затем - приказ о наложении дисциплинарного взыскания.

Доводы истца о том, что перед применением к ней дисциплинарного взыскания не была установлена её вина являются несостоятельными, так как стимулирующие выплаты повару были произведены на основании приказа, изданного истцом как директором школы. При этом данные стимулирующие выплаты не были предусмотрены штатным расписанием школы, денежные средства на их выплату сметой на 2021 г. предусмотрены не были., а определение суммы выплат было произведено самой Атановой Е.А., хотя школа бухгалтерской деятельностью самостоятельно не занимается, заключен договор на бухгалтерское обслуживание с Централизованной бухгалтерией. По договору ведение бухгалтерского учёта возложено на Централизованную бухгалтерию, а потому Атанова Е.А, как директор школы не могла и не должна была производить никаких расчетов.

Являясь директором самостоятельного юридического лица - Мармыжанской СОШ, Атанова Е.А. подчиняется непосредственно начальнику Управления образования, который к тому же является главным распорядителем бюджетных средств, за счет которых школа финансируется.

Согласно должностной инструкции от 01.12.2015 г. №9/1, директор школы обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу учреждения; в пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования

Этой же инструкцией предусмотрена дисциплинарная ответственность директора за неисполнение или ненадлежащее исполнение Устава, ПВТР, законных распоряжений Управления, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией; а за грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

Представители ответчика считают необоснованными доводы истца о том, что к ней применены слишком строгие и неадекватные меры ответственности, без учёта имеющихся у нее заслуг за долголетний труд в системе образования района, добросовестное отношения к своим должностным обязанностям и работе в целом. Однако данное утверждение является лишь собственной оценкой Атановой Е.А. своей личности и своего отношения к своим должностным обязанностям.

Перед применением к Атановой Е.А. дисциплинарного взыскания ей было предложено отменить приказы, однако она отказалась это сделать, как отказалась и дать обоснованное объяснение своим действиям, в результате чего денежные средства из муниципального бюджета были необоснованно израсходованы.

На основании изложенного просили в удовлетворении заявленных исковых требований Атановой Елены Анатольевны к Управлению образования Администрации Советского района Курской области, отказать в полном объеме.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Администрации Советского района Курской области Широкова Е.В. разрешение иска Атановой Е.А, оставила на усмотрение суда.

Заслушав участвующих лиц, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Данные нормативные положения в их взаимосвязи направлены на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания. В связи с этим предметом судебной проверки должно являться соблюдение работодателем установленного законом порядка наложения дисциплинарного взыскания.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ст. 193 Трудового кодекса РФ).

При этом, в силу действующего законодательства на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом привлечения к дисциплинарной ответственности, в действительности имело место; работодателем были соблюдены требования, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

Таким образом, дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

В судебном заседании установлено, что на основании трудового договора от 10.01.2006 г. №12 Атанова Е.А. состоит в должности директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мармыжанская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области (далее МКОУ «Мармыжансая СОШ»), её работодателем является Управление образования Администрации Советского района Курской области.

В настоящее время трудовые отношения сторон регулируются трудовым договором от 10.01.2006 г. №12 и дополнительными соглашениями к нему от 28.01.2016 г. и 30.03.2021 г. (т.1 л.д. 13-18, 19).

Согласно Устава, МКОУ «Мармыжанская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области создана для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Советского района Курской области в сфере общего образования (п.1.1), является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, печати, штампы, бланки и другие реквизиты со своим наименованием (п.1.7).

Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальный район «Советский район» Курской области. От имени муниципального района «Советский район» Курской области функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет Администрация Советского района. От лица Учредителя отдельные функции и полномочия осуществляет Управление образования Администрации Советского района (п.1.6).

Единоличным исполнительным органом Учреждения является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения (п.6.1).

Директор Учреждения назначается на должность и освобождается от должности начальником Управления образования по согласованию с Учредителем (п.6.3).

Указанное положение Устава согласуется должностной инструкцией директора МКОУ «Мамрмыжанская СОШ», согласно которой директор школы назначается и освобождается от должности начальником Управления образования Администрации Советского района Курской области (п.1.3), и подчиняется непосредственно начальнику Управления образования (п.1.5).

Директор Учреждения, в том числе: осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения в соответствии с его целями и задачами; определяет организационную структуру и утверждает штатное расписание Учреждения; издает приказы, утверждает правила внутреннего распорядка Учреждения, положения о структурных подразделениях Учреждения, должностные инструкции, иные локальные акты Учреждения; заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с работниками Учреждения; применяет к работникам и учащимся Учреждения меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка Учреждения; решает вопросы финансовой деятельности Учреждения; издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками и учащимися (п.6.4).

К работникам Учреждения относятся руководящие и педагогические работники, административно-хозяйственный, учебно-вспомогательный и иной персонал (п.5.1).

Оплата труда работников Учреждения производится в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, трудовыми договорами.

Оплата труда работников Учреждения производится в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, трудовыми договорами (п.5.13).

Управление образованием осуществляет следующие полномочия в отношении Учреждения: формирует и утверждает муниципальное задание Учреждению в соответствии с предусмотренной его Уставом основной деятельностью, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания; осуществляет контроль за деятельностью Учреждения в целях осуществления государственной политики в области образования; принимает решения об изъятии излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за Учреждением (п.7.1).

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется Учредителем на основании сметы в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.9.1). Источниками формирования имущества и финансовых средств Учреждения также являются средства, полученные от гражданско-правовых сделок, в том числе от добровольных пожертвований, дополнительных платных образовательных и иных услуг (п.9.2).

Бухгалтерский учет деятельности Учреждения осуществляется МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Советского района Курской области (п.9.3).

В целях обеспечения бухгалтерского обслуживания финансово-хозяйственной деятельности 01.08.2018 г. между МКОУ «Мармыжансая СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» был заключён договор на бухгалтерское обслуживание №21 (т.1 л.д. 235).

14.01.2021 г. директором МКОУ «Мармыжанская СОШ» Атановой Е.А. в соответствии со ст.153 Трудового кодекса РФ был издан приказ №2-7 об оплате в двойном размере, согласно графика работы и табеля учёта рабочего времени за январь 2021 г., за период работы с 01.01.2021 г. по 08.01.2021 г. работникам образовательного учреждения Хариной Т.М. (сторож), Осипову А.И. (сторож), Лебедевой О.В. (истопник), Мезенцеву А.В. (истопник), Сиделеву А.В. (истопник) (т.2 л.д. 49).

Кроме того, в соответствии с Положением об оплате труда работников МКОУ «Мармыжанская СОШ», утвержденным приказом по школе от 30.01.2017 г. №2-12, и Положением о порядке установления и размерах выплат стимулирующего характера работникам МКОУ «Мармыжанская СОШ» утвержденным приказом по школе от 31.01.2017 г. №2-15, 18.01.2021 г. Атановой Е.А, был издан приказ №2-10 о выплате стимулирующего характера повару Филипских Л.В. в размере 400,00 руб. (т.2 л.д.50).

На основании данных приказов в составе заработной платы за январь 2021 г. указанным работникам образовательного учреждения дополнительно было выплачено 7077 руб. 76 коп.

В связи с произведённым вышеуказанными выплатами главным бухгалтером МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Ворониной О.С. на имя начальника Управления образования 03.02.2021 г. была подана докладная записка о превышении сметы расходов МКОУ «Мармыжанская СОШ» за январь 2021 г. на 7077 руб. 76 коп. по прочим работникам, получающим МРОТ, и на основании данной докладной записки Комиссия по установлению должностных окладов и выплат стимулирующего характера руководителям учреждений и организаций, подведомственных Управлению образования Администрации Советского района Курской области» (далее – Комиссия) 03.02.2021 г. приняла решение уменьшить выплату стимулирующих выплат за январь директору МКОУ «Мармыжанская СОШ» Атановой Е.А. на вышеуказанную сумму (протокол №1, т.1 л.д. 89).

После обращения Атановой Е.А. 08.02.2021 г. о пересмотре вышеуказанного решения, Комиссией 11.02.2021 г. было принято решение об отмене ранее принятого 03.02.2021 г. решения, и рекомендовано начальнику Управления образования произвести дополнительную выплату стимулирующего характера Атановой Е.А. за январь в размере 7077 руб. 76 коп. (протокол №2, т.1 л.д. 82).

Начальником Управления образования Свеженцевым В.А. письмом от 16.02.2019 г. за исх. №67 директору МКОУ «Мармыжанскаяч СОШ» Атановой Е.А. было предложено явиться в Управление образование в 9 час. 17.02.2021 г., при себе иметь объяснительную записку о выплатах в январе 2021 г. повару, сторожам и истопникам школы (т.1. л.д. 27).

Письмом от 19.02.2019 г. за исх. №73 начальником Управления образования Свеженцевым В.А. директору МКОУ «Мармыжанскаяч СОШ» Атановой Е.А, было предложено явиться в Управление образование в 16 час. 19.02.2021 г., и также при себе иметь объяснительную записку о выплатах в январе 2021 г. повару, сторожам и истопникам школы (т.1. л.д. 28)..

19.02.2021 г. Атанова Е.А. обратилась к начальнику Управления образования с просьбой проинформировать о зафиксированном нарушении начисления заработной платы работникам образовательного учреждения а период, приходящийся на нерабочие праздничные дни (вх.170 от 19.02.2021 г., т.1. л.д.29), и в ответ на вышеуказанные письма от 16.02.2021 г. и от 19.02.2021 г. представила ответ, что выплаты сторожам и истопникам школы были произведены на основании ст.153 Трудового кодекса РФ (вх.171 от 19.02.2021 г., т.1 л.д. 30, 31), давать какие-либо иные объяснения отказалась, о чём был составлен в отсутствии Атановой Е.А. акт №1 от 19.02.2021 г. Кроме того, в отсутствии Атановой Е.А. 19.02.2021 г. был составлен акт №2 об отказе Атановой Е.А. ознакомиться с актом №1

Приказом начальника Управления образования от 20.02.2021 г. №1-26 на Атанову Е.А. было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора, в связи с ненадлежащим исполнением ею п.3.12 и 3.13 Должностной инструкции директора МКОУ «Мармыжанская СОШ» от 01.12.2015 г. №9/1, выразившемся в превышении доведённого фонда оплаты труда прочим работникам, получающим МРОТ за январь 2021 г. (т.1 л.д. 24).

После подписания Атановой Е.А. 20.02.2021 г. Акта №1 от 19.02.2021 г., в тот же день приказом начальника Управления образования №1-27 приказ от 20.02.2021 г. №1-26 был отменён (т.1. л.д. 25), и издан приказ №1-28, согласно которого «в связи с ненадлежащим исполнением Атановой Еленой Анатольевной п.3.12 и 3.13 Должностной инструкции директора МКОУ «Мармыжанская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области от 01.12.2015 г. №9/1, выразившемся в превышении доведённого фонда оплаты труда прочим работникам, получающим МРОТ за январь 2021 г.» было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора на Атанову Е.А. (т.1 л.д. 26).

Согласно приказа №1-28, основанием для его издания послужила докладная записка главного бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждения образования» Ворониной О.С. о совершении дисциплинарного проступка от 03.02.2021 г., и Акт №1 «О непредставлении письменного объяснения работником» от 19.02.2021 г.

После издания приказа №1-28 о наложении дисциплинарного взыскания, решением Комиссии от 25.02.2021 г. Атанова Е.А. не была включена в список руководителей образовательных учреждений, которым подлежала выплата стимулирующей надбавки по итогам работы за февраль 2021 г., при этом никаких иных решений в отношении Атановой Е.А. Комиссией принято не было (протокол №3, т.1 л.д. 127).

Допрошенная в суде в качестве свидетеля главный бухгалтер МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Советского района Курской области Воронина О.С. показала, что ввиду издания директором МКОУ «Мармыжанская СОШ» Атановой Е.А приказов от 14.01.2021 г. и от 18.01.2021 г. работникам образовательного учреждения, получающим МРОТ, в январе 2021 г. было дополнительно выплачено 7077 руб. 76 коп., незапланированных сметой расходов образовательного учреждения., о чём ей на имя начальника Управления образования была подана докладная записка от 03.02.2021 г. Отменять эти приказы Атанова Е.А. отказалась. Руководителям образовательных учреждений доводится смета расходов на год, которая в течение года корректируется после получения субвенций из бюджета Курской области. Ежемесячной разбивки по смете расходов нет, в устном порядке ежемесячно доводится размер возможных расходов на конкретный месяц, так как централизованной бухгалтерии необходимо обеспечить выполнение Указа Президента РФ об обеспечении заработной платы всех учителей района, и запланированные по одному образовательному учреждению денежные средства могут быть направлены на выплаты заработной платы по другому образовательному учреждению. Поэтому расчёт конкретной экономии денежных средств по статьям бюджета возможен только по итогам работы за год.

Свидетель Кострова О.Л. в суде показала, что ей было поручено провести проверку по докладной записке главного бухгалтера Ворониной О.С. о произведенных на основании приказов директора МКОУ «Мармыжанская СОШ» Атановой Е.А. дополнительных выплатах работникам образовательного учреждения, получающим МРОТ, в январе 2021 г. Начальником Управления образования Свеженцевым В.А. 16.02.2019 г. Атановой Е.А. было предложено явиться в Управление образование в 9 час. 17.02.2021 г., и иметь при себе объяснительную записку о выплатах в январе 2021 г. повару, сторожам и истопникам школы, она ответила, что к указанному времени не может явиться. Письмом от 19.02.2019 г. Атановой Е.А, было предложено явиться в Управление образование в 16 час. 19.02.2021 г., и также при себе иметь объяснительную записку о выплатах в январе 2021 г. повару, сторожам и истопникам школы. Атанова Е.А. в присутствии членов Комиссии - работников Управления образования и централизованной бухгалтерии Ивановой Н.Н., Положенцевой Н.А. и Растворовой О.В. было предложено дать объяснения о произведённых выплатах, но она отказалась, и ушла в Администрацию района. После этого свидетель на своём рабочем месте составила акт №1 об отказе Атановой Е.А, дать объяснения, и акт №2 об отказе Атановой Е.А, подписать акт №1. Составленные её акты подписала она сама, а также Иванова Н.Н., Положенцева Н.А. и Растворова О.В. 20.02.2021 г. в отношении неё был подготовлен проект приказа №1-26 о привлечении Атановой Е.А. к дисциплинарной ответственности, который был подписан начальником Управления образования. После подписания Атановой Е.А. акта №1, начальником Управления образования был подписан приказ №1-27 от отмене приказа №1-26, а также приказ №1-28 о привлечении Атановой Е.А. к дисциплинарной ответственности. С докладной запиской она Атанову Е.А. до заседания комиссии не знакомила, так как о ней последней было известно. С такой просьбой Атанова Е.А. обратилась к ней 20.02.2021 г., на что она ответила, что докладная записка находится у начальника Управления образования.

Свидетели Иванова Н.Н., Положенцева Н.А. и Растворова О.В. в суде показали, что в их присутствии 19.02.2021 г. Костровой О.Л. было предложено директору МКОУ «Мармыжанская СОШ» Атановой Е.А, дать объяснения о выплатах в январе 2021 г. повару, сторожам и истопникам школы, на что Атанова Е.А. отказалась и ушла. После этого Костровой О.Л. были составлены соответствующие акты, которые они подписали.

Свидетель Положенцева Н.А. в суд также показала, что работает в МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» и ведёт бухгалтерский учет по МКОУ «Мармыжанская СОШ». В конце января 2021 г. к ней поступили приказы по школе о выплате стимулирующей надбавки повару за январь 2021 г., а также оплате труда в нерабочие праздничные дни в январе 2021 г. истопникам и сторожам, получающим МРОТ. Так как ранее таких приказов в её практике не было, то она обратилась к главному бухгалтеру Ворониной О.С., которая дала ей указание произвести начисления по этим приказам в составе заработной платы за январь 2021 г., что она и сделала. Общая сумма выплат составила 7077 руб. 76 коп.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

В силу статьи 56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата работника - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (часть 1). Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (часть 2). Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 3). Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (часть 4).

В силу статьи 92 Трудового кодекса РФ продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Статьей 97 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (далее - установленная для работника продолжительность рабочего времени): для сверхурочной работы (статья 99 настоящего Кодекса); если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 настоящего Кодекса).

Статьей 100 Трудового кодекса РФ определено, что режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Трудовым кодексом Российской Федерации гарантировано, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).

Порядок оплаты сверхурочной работы определен в статье 152 Трудового кодекса РФ, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.

В соответствии с трудовым договором от 01.02.2017 г. и дополнительным соглашением к нему от 13.01.2021 г. №8 Филиппских Л.В. работает в должности повара МКОУ «Мармыжанская СОШ», заработная плата работника состоит из должностного оклада в размере 6704,00 руб. и стимулирующих выплат: за качество выполняемой работы в размере 5727,33 руб., за интенсивность и высокие результаты в работе – 360,67 руб., по итогам работы за месяц - в пределах фонда оплаты труда (т.2 л.д. 51-54, 55).

На основании заключенных между работником и МКОУ «Мармыжанская СОШ» трудового договора от 02.02.2006 г. №1/Т и дополнительного соглашения от 13.01.2021 г. к нему Харина Т.М. работает в должности сторожа образовательного учреждения, её заработная плата состоит из должностного оклада в размере 5287,00 руб., доплаты за увеличение ставки на 0,15 – 793,05 руб., стимулирующих выплат: за качество выполняемой работы – 6175,75 руб., за интенсивность и высокие результаты в работе – 326,75 руб.; компенсирующей выплаты за работу в ночное время – 2128,02 руб. Пунктом 4.5. дополнительного соглашения установлено, что работа в нерабочий праздничный день оплачивается в соответствии со ст.153 Трудового кодекса РФ (т.2 л.д. 39-43, 44).

Согласно трудового договора от 01.12.2016 г. и дополнительного соглашения к нему от 03.03.2021 г., заключенных между работником и МКОУ «Мармыжанская СОШ», Осипов А.И. работает в должности сторожа образовательного учреждения, с 01.01.2021 г. его заработная плата состоит из должностного оклада в размере 5287,00 руб., доплаты за увеличение ставки на 0,15 – 793,05 руб., стимулирующих выплат: за качество выполняемой работы – 6175,75 руб., за интенсивность и высокие результаты в работе – 326,75 руб.; компенсирующей выплаты за работу в ночное время – 2128,02 руб. Пунктом 4.5. дополнительного соглашения установлено, что работа в нерабочий праздничный день оплачивается в соответствии со ст.153 Трудового кодекса РФ (т.1 л.д. 245-249, 250).

14.10.2020 г. между МКОУ «Мармыжанская СОШ» с одной стороны и Сиделевым А.В., Мезенцевым А.В, Лебедевой О.В. были заключены срочные трудовые договора, согласно которых работники принимаются на должность истопника на период с 14.10.2020 г. до окончания отопительного сезона. 13.01.2021 г. между сторонами были заключены дополнительные соглашения, согласно которых за выполнение должностных обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 5287,00 руб., стимулирующих выплат: за качество выполняемой работы – 5370,22 руб., за интенсивность и высокие результаты в работе – 284,33 руб.; компенсирующей выплаты за работа в ночное время – 1850,45 руб. Кроме того, в силу п.3.5 срочных трудовых договоров работа в нерабочий праздничный день оплачивается в размере одинарной части должностного оклада за день или час работы сверх должностного оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и размере двойной части должностного оклада за день или час работы сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени (т.1 л.д. 237-239, 240, 241-243, 244, т.2 л.д. 45-49, 50).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11.04.2019 г. №17-П, в силу положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов правовое регулирование оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, должно гарантировать установление им заработной платы в размере, обусловленном объективными критериями, отражающими квалификацию работника, характер и содержание его трудовой деятельности и учитывающими условия ее осуществления, которые в совокупности определяют объем выплачиваемых работнику денежных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. При этом определение конкретного размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7.12.2017 г. №38-П и от 28.06.2018 г. №26-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8.12.2011 г. №1622-О-О).

Выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.

Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.

Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 153 Трудового кодекса РФ, и позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 11.04.2019 г. №17-П, суд приходит к выводу, что в состав оплаты труда сторожей и истопников МКОУ «Мармыжанская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области, установленной работодателем в минимальном размере оплаты труда, не допускается включение повышенной оплаты в нерабочие праздничные дни.

Кроме того, согласно производственного календаря, при 40-часовой рабочей неделей норма рабочего времени в январе 2021 г. составляет 120 часов. При этом из табеля учета рабочего времени следует, что в период с 01.01.2021 по 08.01.2021 г. Осиповым А.И. отработано 48 часов (с 09.01.2021 г. по 31.01.2021 г. находился по листку нетрудоспособности), Хариной Т.М. – 184 часа, Сиделевым А.В. – 240 часов, Лебедевой О.В. – 256 часов, Мезенцевым А.А. 248 часов.

Следовательно, приказ директора МКОУ «Мармыжанская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области от 14.01.2021 г. об оплате в двойном размере, согласно графика работы и табеля учёта рабочего времени за январь 2021 г., за период работы с 01.01.2021 г. по 08.01.2021 г. работникам образовательного учреждения Хариной Т.М. (сторож), Осипову А.И. (сторож), Лебедевой О.В. (истопник), Мезенцеву А.В. (истопник), Сиделеву А.В. (истопник) основан на законе, и его издание истцом не свидетельствует о совершении дисциплинарного проступка.

Кроме того, из материалов дела следует, что доведенная до директора МКОУ «Мармыжанская СОШ» бюджетная смета составлена на 2021 г., помесячной разбивки не имеет (т.1 л.д. 49), о чём показала в суде и допрошенная в качестве свидетеля главный бухгалтер МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Воронина О.С.

13.01.2021 г. Атановой Е.А. было утверждено согласованное с Управлением образования штатное расписание, которым установлена численность работников образовательного учреждения, структура и размер заработной платы, в том числе повару (1 штатная единица), истопникам (2 штатных единицы) и сторожам (2,3 штатных единицы) заработная плата установлена в размере МРОТ (т.1 л.д. 92).

Положением об оплате труда работников МКОУ «Мармыжанская СОШ», утвержденным приказом от 30.01.2017 г. №2-12 (т.1 л.д. 32-44), предусмотрены стимулирующие выплаты в целях поощрения работников учреждения за выполненную работу: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; выплаты за работу с детьми из социально неблагополучных семей (п.1 раздела IV).

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения с учетом мнения выборного представительного органа работников в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников (п.3 раздела IV).

Конкретный размер выплат стимулирующего характера по итогам работы может определяться как в процентах к окладу (ставке), так и в абсолютном размере, максимальный размер выплат стимулирующего характера по итогам работы не ограничен (п.4 раздела IV).

Принимая во внимание вышеуказанные нормы закона и все установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что у директора МКОУ «Мармыжанская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области имелись основания для издания приказа от 18.01.2021 г. о выплате стимулирующего характера повару Филипских Л.В. за проработанное время в январе 2021 г. в размере 400,00 руб., поскольку в январе 2021 г. в школе была вакантной должность заместителя директора, а сторож Осипов А.И. 11.01.221 г. до конца января 2021 г. был освобождён от исполнения трудовых обязанностей по листку нетрудоспособности, что свидетельствовало о наличии экономии фонда оплаты труда в январе 2021 г.

Именно за счёт экономии фонда оплаты труда в январе 2021 г. МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Советского района Курской области была произведена оплата труда повара Филиппских Л.В. за период с 19.12.2020 г. по 31.12.2020 г. в размере 4746,52 руб., что подтверждается справкой исполняющего обязанности бухгалтера Н.Н. Ивановой от 15.07.2021 №20, не выплаченная работнику в 2020 г.

В тоже время, ответчиком не представлено в суд допустимых и достоверных доказательств того, что до директора образовательного учреждения ежемесячно доводится лимит бюджетных ассигнований на конкретный месяц.

Показания свидетеля Ворониной О.С. о доведении до Атановой Е.А. предельная сумма расходов на оплату труда в январе 2021 г. судом оцениваются критически, поскольку на обращение Атановой Е.А. от 17.02.2021 г. о направлении до 22 числа каждого месяца информации о помесячном фонде оплаты труда для руководства в работе и планирования финансово-хозяйственной деятельности, с разделением его на базовую и стимулирующую часть (вх. №2 от 18.02.2021 г.), в направлении такой информации главным бухгалтером МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Ворониной О.С. фактически было отказано (т.1 л.д. 233, 234).

При этом из показаний представителей ответчика и свидетеля Ворониной О.С. следует, что за счет ежемесячной экономии фонда заработной платы в конкретных образовательных учреждениях района, Управлением образования обеспечивается выполнение Указа Президента РФ о выплате средней заработной платы учителям во всех образовательных учреждениях, и в течении календарного года из бюджета Курской области на обеспечение предоставления образовательных услуг перечисляются субвенции, а потому только в конце года можно судить о наличии по Управлению образования экономии денежных средств по фонду оплаты труда.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчиком не представлено допустимых доказательств того, что в результате выплаты на основании изданного истцом Атановой Е.А. приказа о выплате стимулирующей надбавки повару Филиппских Л.В. в размере 400,00 руб. был превышен лимит бюджета на январь 2021 г.

Указание истцом в приказе от 18.01.2021 г основанием к выплате стимулирующей надбавки Филиппских Л.В. фразы «в целях стимулирования добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей» не свидетельствует о незаконности самого приказа, как на то ссылаются представители ответчика, поскольку этот приказ издан Атановой Е.А. в порядке исполнения своих полномочий, на основании Положения об оплате труда работников МКОУ «Мармыжанская СОШ», утвержденного приказом по школе от 30.01.2017 г. №2-12, и Положения о порядке установления и размерах выплат стимулирующего характера работникам МКОУ «Мармыжанская СОШ», утвержденным приказом по школе от 31.01.2017 г. №2-15,. по результатам работы работника в январе 2021 г.

При этом решение директора образовательного учреждения о выплате стимулирующего характера повару Филиппских Л.В. по итогам работы за период с 01.01.2021 г. по 31.01.2021 г. в соответствии с Положением об оплате труда работников МКОУ «Мармыжанская СОШ» было согласовано с первичной профсоюзной организацией школы (т.2 л.д. 94).

Судом также не могут быть признаны обоснованными доводы представителей ответчика о том, что истец как директор казенного учреждения не вправе самостоятельно решать вопросы оплаты труда сотрудников, определять размер соответствующих выплат, так как бухгалтерское обслуживание осуществляется централизованной бухгалтерией, поскольку это право директора учреждения прямо предусмотрено как положениями Устава образовательного учреждения, так и должностной инструкцией директора МКОУ «Мармыжанская СОШ».

Кроме того, на основании установленных судом обстоятельств дела суд приходит к выводу о нарушении работодателем положений части 1 статьи 193 Трудового кодекса РФ в части истребования письменных объяснений от работника, о чём свидетельствуют показания свидетеля Костровой О.Л., согласно которых Атанова Е.А. была вызвана в Управление для дачи объяснений 19.02.2021 г., а также содержание представленных ответчиком в обосновании своей позиции акта №1 от 19.02.2021 г. и акта №2 от 19.02.2021 г., при том, что приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности Атановой Е.А. были вынесены работодателем 20.02.2021 г.

Направленные начальником Управления образования Свеженцевым В.А. письмом от 16.02.2019 г. за исх. №67 директору МКОУ «Мармыжанская СОШ» Атановой Е.А. предложение явиться в Управление образование в 9 час. 17.02.2021 г., и при себе иметь объяснительную записку о выплатах в январе 2021 г. повару, сторожам и истопникам школы, а также письмо от 19.02.2019 г. за исх. №73 с предложением явиться в Управление образование в 16 час. 19.02.2021 г., и также при себе иметь объяснительную записку о выплатах в январе 2021 г. повару, сторожам и истопникам школы, не могут быть расценены как истребование у Атановой Е.А. письменного объяснения относительно допущенного последней дисциплинарного проступка.

При этом иных доказательств того, что работодателем до Атановой Е.А. надлежаще было доведено о допущенном её дисциплинарном проступке, и соблюдён установленный статьёй 193 Трудового кодекса РФ порядок применения дисциплинарных взысканий, ответчиком в суд не представлено.

Кроме того, содержание обжалуемого приказа не содержит указания на конкретный дисциплинарный проступок, явившийся поводом к применению в отношении истца меры дисциплинарной ответственности, в нём не указаны обстоятельства и дата совершения вменяемого истцу проступка.

Из содержания обжалуемого истцом приказа следует, что дисциплинарно взыскание в виде выговора наложено на Атанову Е.А. в связи с ненадлежащим исполнением ею п.3.12 и 3.13 Должностной инструкции директора МКОУ «Мармыжанская СОШ» от 01.12.2015 г. №9/1, выразившемся в превышении доведённого фонда оплаты труда прочим работникам, получающим МРОТ за январь 2021 г.

Согласно вышеуказанной должностной инструкции директор школы осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения (п.3.1), утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения (п.3.8), решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения (п.3.9), в пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования (п.3.12), в пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть (п.3.13), обеспечивает установление заработной платы работников общеобразовательного учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (п.3.14).

На основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела суд приходит к выводу, что именно в соответствии со своими должностными обязанностями директором МКОУ «Мармыжанская СОШ» были изданы приказы от 14.01.20221 г. №2-7 и от 18.01.2021 г. №2-10 об оплате труда истопников и сторожей в выходные праздничные дни в период с 01.01.2021 г. по 08.01.2021 г. согласно графика работы и табеля учета рабочего времени, и стимулирующей выплаты повару по итогам работы за январь 2021 г.

Кроме того, представленные ответчиком в суд материалы дела не свидетельствуют о том, что в соответствии с частью 5 статьи 192 Трудового кодекса РФ при принятии в отношении Атановой Е.А. решения о привлечении к дисциплинарной ответственности учитывались тяжесть вменяемого ей в вину дисциплинарного проступка, а также обстоятельства, при которых он был совершён, и предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Следовательно, обжалуемый истцом приказ начальника Управления образования Администрации Советского района Курской области от 20.02.2021 №1-28 о привлечении её к дисциплинарной ответственности не может быть признан законным и обоснованным, а потому исковые требования истца в этой части подлежат удовлетворению.

Разрешая заявленные Атановой Е.А, исковые требования о возложении на Управление образования Администрации Советского района Курской области обязанности выплатить ей причитающиеся стимулирующие выплаты за отработанный период, суд принимает во внимание, что определение размера стимулирующих выплат в конкретном месяце установлено локальным нормативных актом - Положением о порядке и размерах установления выплат стимулирующего характера (за качество выполняемой работы) руководителям учреждений, подведомственных Управлению образования Советского района Курской области, утверждённым приказом от 17.02.2016 г. №3 (далее Положение о стимулирующих выплатах) (т.1 л.д. 50- 59).

Определение фактического размера стимулирующих выплат осуществляется Комиссией по распределению выплат стимулирующего характера, созданной при Управлении образования (далее – Комиссия) (п.1.3).

Выплаты стимулирующего характера производятся в день заработной платы по итогам работы за прошедший месяц (п.1.8), на основании приказа Управления образования, издаваемого в соответствии с решением Комиссии (п.1.9.

Основным условием установления стимулирующих выплат руководителем учреждений является отсутствие дисциплинарных взысканий, применённых в соответствии с трудовым законодательством (п.3.1), руководители учреждений, получившие дисциплинарные взыскания в течении периода, за который устанавливаются стимулирующие выплаты, лишаются данных выплат до снятия взыскания (п.3.2).

Расчет конкретной выплаты стимулирующего характера каждому руководителю ведётся Комиссией исходя из фонда оплаты труда (п.1.11), с учетом мониторинга эффективности деятельности руководителей учреждений и отработанного времени в конкретном месяце, на основании анализа «листов самооценки» служебных записок и устных замечаний членов Комиссии (п.2.1-2.7).

В случае снижения размера стимулирующей выплаты руководителю учреждения, разница, полученная от планового и установленного решением Комиссии размера, приказом Управления образования перераспределяется среди стимулирующих выплат руководителям других учреждений (п.1.9).

В случае несогласия с решением Комиссии об установлении стимулирующей выплаты, руководитель учреждения вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам в установленном Трудовым кодексом РФ порядке (п.1.8)

Так как судом признаётся незаконным приказ начальника Управления образования Администрации Советского района Курской области от 20.02.2021 г. №1-28 «Об объявлении выговора», которым на директора МКОУ «Мармыжанская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области Атанову Е.А, наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора, после издания которого истец была лишена выплат стимулирующего характера, то в силу вышеуказанного норм Положения о стимулирующих выплатах, у истицы возникает право на получение выплат стимулирующего характера с февраля 2021 г.

При этом вопрос о размере данных выплат по итогам работы за каждый конкретный месяц подлежит рассмотрению Комиссией по распределению выплат стимулирующего характера с учётом данных об эффективности деятельности истицы и фактически отработанного ею времени, выплаты должны осуществляться в соответствии с приказом (приказами) Управления образования Советского района Курской области, изданных на основании решений (решения) Комиссии.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска Атановой Е.А. в этой части, что не лишает истца права оспорить принятые в отношении неё решения Комиссии по распределению выплат стимулирующего характера за период с февраля 2021 г. до настоящего времени в установленном локальным нормативным актом и трудовым законодательством порядке, в том числе, и путём обращения в суд.

В соответствии с требованиями статьи 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Поскольку в ходе рассмотрения дела суд пришёл к выводу о нарушении работодателем трудовых прав истицы, то в силу положений статьи 237 Трудового кодекса РФ исковые требования Атановой Е.А. о компенсации морального вреда обоснованы, и подлежать удовлетворению.

Согласно разъяснений, содержащихся в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объёма и характера причинённых работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Определяя размер компенсации, исходя из фактических обстоятельств дела, степени вины ответчика и степени причиненных истице нравственных страданий, периода и последствий нарушения прав работника, а также требований разумности и справедливости, объема защищаемого права, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с Управления образования Администрации Советского района Курской области в пользу Атановой Е.А, в сумме 2000 руб.

Исходя из положений статьи 103 ГПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Советский район» Курской области, которая исходя из удовлетворенных исковых требований составляет 600 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Атановой Е.А. к Управлению образования Администрации Советского района Курской области об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, возложении обязанности выплатить стимулирующие выплаты и взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить приказ начальника Управления образования Администрации Советского района Курской области от 20.02.2021 №1-28 «Об объявлении выговора», о привлечении Атановой Елены Анатольевны к дисциплинарной ответственности.

Взыскать с Управления образования Администрации Советского района Курской области (, юридический адрес: <адрес>,<адрес>) в пользу Атановой Елены Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, в счёт компенсации морального вреда 2000 (две тысячи) руб. 00 коп.

В удовлетворении исковых требований Атановой Е.А. о возложения на Управление образования Администрации Советского района Курской области обязанности выплатить причитающиеся стимулирующие выплаты за отработанный период отказать.

Взыскать с Управления образования Администрации Советского района Курской области , юридический адрес: <адрес>) в доход муниципального района «Советский район» Курской области государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) руб. 00 коп.

Стороны могут ознакомиться с мотивированным решением, которое будет составлено 02.08.2021 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Советский районный суд Курской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                        А.Н.Стрельцов

2-138/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Атанова Елена Анатольевна
Ответчики
Управление образования Администрации Советского района Курской области
Другие
Свеженцев Владимир Анатольевич
Горбенко Дмитрий Владимирович
Администрация Советского района Курской области
Репринцева Людмила Александровна
Широкова Екатерина Викторовна
Суд
Советский районный суд Курской области
Судья
Стрельцов Александр Николаевич
Дело на сайте суда
sovetsky.krs.sudrf.ru
18.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2021Передача материалов судье
20.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2021Подготовка дела (собеседование)
04.06.2021Подготовка дела (собеседование)
10.06.2021Подготовка дела (собеседование)
10.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2021Судебное заседание
15.07.2021Судебное заседание
21.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее