Решение по делу № 5-24/2018 от 24.05.2018

Дело № 5 – 24/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

п. Сернур 15 июня 2018 года

Судья Сернурского районного суда Республики Марий Эл Попова Д.Г., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении

юридического лица – муниципального унитарного предприятия «Сернурводоканал», зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный , ИНН , КПП , БИК , р/с , юридический адрес: <адрес>,

по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

26 апреля 2018 года в 10 часов 10 минут в ходе проверки Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что юридическим лицом МУП «Сернурводоканал» нарушено водное законодательство, выразившееся в превышении содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах МУП «Сернурводоканал» в р. Она с. Марисола Сернурского района Республики Марий Эл, используемой в целях сброса сточных вод, образованных в результате осуществления производственной деятельности предприятий. Согласно протоколу лабораторных исследований от 27 марта 2018 года установлено превышение содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых МУП «Сернурводоканал» сточных водах по следующим ингредиентам:

БПКполн, утвержденный норматив допустимых сбросов (далее – НДС) 3,0 г/м3 – 26 марта 2018 года показатель составил 244,8 х 1,43 = 350,06, превышение НДС в 116 раз;

взвешенные вещества, утвержденный НДС 10,0 г/м3 – 26 марта 2018 года показатель составил 51,8, превышение НДС в 5,8 раз;

железо, утвержденный НДС 0,10 г/м3 – 26 марта 2018 года показатель составил 1,23, превышение НДС в 12,1 раз;

аммоний-ион, утвержденный НДС 0,50 г/м3 – 26 марта 2018 года показатель составил 51,3, превышение НДС в 102 раза;

фосфаты, утвержденный НДС 0,20 г/м3 – 26 марта 2018 года показатель составил 9,0, превышение НДС в 45 раз;

нефтепродукты, утвержденный НДС 0,05 г/м3 – 26 марта 2018 года показатель составил 0,091, превышение НДС в 1,82 раз.

Тем самым нарушены требования правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, закрепленные в п.п. 10, 13 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 19 сентября 2014 года, выданного Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, в части обеспечения нормативной очистки сбрасываемых сточных вод.

Представитель МУП «Сернурводоканал» Евраева Н.А. в письменных поясненияхуказывает, что МУП «Сернурводоканал» признает факты нарушения указанных требований действующего законодательства. Очистные сооружения с. Марисола введены в эксплуатацию в 1985 году с проектной мощностью 200 м3/сутки, в 2003 году были приняты в хозяйственное ведение МУП «Сернурводоканал». С указанного времени капитальный ремонт не производился, оборудование сооружений полностью изношено, не удовлетворяет современным требованиям по очистке сточных вод, по загрязняющим веществам, предусмотренным нормативам допустимых сбросов. После их введения в эксплуатацию нормативные требования к составу сточных вод значительно изменились. Технология очистки сточных вод и состояние очистных сооружения не позволяют довести степень очистки сточных вод до ее соответствия требуемым санитарно-гигиеническим нормативам. Сооружения системы водоотведения, задействованные в технологическом процессе очистки сточных вод, подверглись значительному износу, в связи с чем требуется реконструкция ОСК или строительство новых очистных сооружений. Предприятием за счет своих финансовых средств ежегодно проводятся мероприятия по достижению нормативов, но они лишь в малой доле способствуют улучшению нормативов допустимых сбросов. Водоотведение и очистка сточных вод входят в перечень регулируемых отраслей. Тарифы утверждаются Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл ежегодно. Затраты производятся в пределах доведенной себестоимости постатейно и в пределах доведенной суммы, свыше предприятию неоткуда взять средств. Ремонтные расходы по объектам закладываются в производственной программе. В настоящее время принимаются меры для устранения имеющихся нарушений. ОСК с. Марисола включен в приоритетный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги», предусматривающий строительство и реконструкцию очистных сооружений в 2019-2023 годах. Приостановление деятельности ОСК на любой срок невозможно, поскольку в этом случае выйдет из строя вся система канализации с. Марисола, приведет к возникновению еще большей опасности для здоровья и жизни населения, причинению более существенного вреда окружающей среде, поскольку при приостановлении деятельности ОСК отходы потребления, сточные воды, скапливаясь в центральной части населенного пункта с. Марисола могут повлечь загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека. Сброс сточных вод с превышением допустимого содержания загрязняющих веществ осуществляется в р. Она для предотвращения более неблагоприятных последствий. Просят применить положения ст. 2.7 КоАП РФ.

Марийский межрайонный природоохранный прокурор просит рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры. Доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, поддерживают в полном объеме. Считают, что в деятельности МУП «Сернурводоканал» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, полагают целесообразным назначение предприятию наказания в виде административного штрафа в пределах санкции указанной статьи.

Представитель МУП «Сернурводоканал» Евраева Н.А. в судебном заседании с нарушениями согласилась, вину признают, привела доводы, изложенные в письменных пояснениях.

Выслушав пояснения представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав представленные с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении материалы, судья приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Сернурводоканал» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 11 данного Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование.

В силу ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Частью 4 названной статьи установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

На основании п. 18 Приказа Министерства природных ресурсов России от 17 декабря 2007 года № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе осуществлять сброс в водные объекты сточных, в том числе дренажных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных, в том числе дренажных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, подтверждается:

постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 апреля 2018 года, в котором изложены обстоятельства правонарушения;

протоколом сточной (природной) воды от 27 марта 2018 года, согласно которому на дату и время отбора проб 20 марта 2018 года 15 часов в местах отбора проб: уходящая в ОСК с. Марисола в р. Она (проба ), с. Марисола р. Она выше сброса ОСК 500 м (проба ), с. Марисола р. Она ниже сброса ОСК 500 м (проба ) показатели концентрации загрязняющих веществ в пробе составили: взвешенные вещества – 51,8±5,2 мг/дм3, аммоний-ион – 51,3±10,8 мг/дм3, железо – 1,23±0,30 мг/дм3, БПК5 – 244,8±29,4 мг/дм3, фосфат-ион – 9,00±1,08 мг/дм3, нефтепродукты – 0,091±0,032 мг/дм3, период проведения анализа – с 21 по 26 марта 2018 года;

решением о предоставлении водного объекта в пользование от 19 сентября 2014 года, принятым Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, согласно которому МУП «Сернурводоканал» осуществляет сброс сточных, в том числе дренажных вод в р. Она Республики Марий Эл 0,5 км восточнее с. Марисело, виды использования водного объекта – совместное водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, срок водопользования по 08 августа 2019 года. Подпунктами 10 и 13 п. 2.3 решения установлено максимальное количество загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых МУП «Сернурводоканал» в р. Она, и требования к качеству воды после сброса. Максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах не должно превышать следующих значений показателей и вода в р. Она в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям: взвешенные вещества – 10,00 г/м3, БПКполн – 3,00 г/м3, аммоний-ион – 0,50 г/м3, нитрит-ион – 0,08 г/м3, нитрат-ион – 9,30 г/м3, фосфаты (по Р) – 0,20 г/м3, железо общее – 0,10 г/м3, хлориды – 73,30 г/м3, сульфаты – 100,00 г/м3, ОП-10, СПАВ смесь моно- и диалкилфеноловых эфиров полиэтиленгликоля – 0,10 г/м3, нефтепродукты – 0,05 г/м3, жиры – 0,05 г/м3;

разрешением № СР-0068 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты, выданным Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл 09 января 2018 года, которым МУП «Сернурводоканал» разрешено осуществлять сброс веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в период с 09 января 2018 года до 08 августа 2019 года;

письменными объяснениями представителя МУП «Сернурводоканал» от 26 апреля 2018 года, из которых следует, что основным видом деятельности предприятия является водоснабжение и водоотведение населения Сернурского района, предприятием используется поверхностный водный объект – р. Она в целях сброса сточных вод, образованных в ходе осуществления производственной деятельности предприятий и населения с. Марисола;

выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении МУП «Сернурводоканал»;

уставом МУП «Сернурводоканал» и другими материалами дела.

Суд находит имеющиеся в деле документы достоверными и допустимыми доказательствами.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие МУП «Сернурводоканал»всех зависящих от предприятия, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Объектом административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с использованием водных объектов.

Под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Водоотведение представляет собой любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

Оценив представленные доказательства в их совокупности всесторонне, полно, объективно, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья считает установленным нарушение юридическим лицом правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект, и на водный объект оказано негативное воздействие без учета нормативов допустимого воздействия на него, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ), не установлено.

Доводы представителя МУП «Сернурводоканал» о применении в данном случае положений ст. 2.7 КоАП РФ являются несостоятельными.

Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Действия МУП «Сернурводоканал» по сбросу загрязняющих веществ в водный объект с превышением установленных нормативов не могут рассматриваться как действия, направленные на устранение какой-либо угрозы жизни и здоровью, правам и охраняемым законом интересам граждан, общества или государства, поскольку тем самым оказывается негативное воздействие на окружающую среду, происходит ее загрязнение.

При назначении наказания судья учитывает обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие отягчающих обстоятельств.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, судьей признается полное признание представителем вины юридического лица в совершенном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.

С учетом изложенного, учитывая характер деятельности юридического лица, характер совершенных им действий, судья считает необходимым назначить МУП «Сернурводоканал» наказание в виде административного штрафа, полагая, что данный вид наказания обеспечит реализацию задач административной ответственности.

Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – муниципальное унитарное предприятие «Сернурводоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 80000 (восемьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф перечислить не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на имя получателя платежа

УФК по Тверской области (Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, л/с ), адрес: <адрес>, код бюджетной классификации БИК , расчетный счет в Отделении Тверь г. Тверь, ИНН , КПП , ОКТМО .

В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления.

Судья Д.Г. Попова

5-24/2018

Категория:
Административные
Другие
МУП "Сернурводоканал"
Суд
Сернурский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Попова Д.Г.
Статьи

8.14

Дело на сайте суда
sernursky.mari.sudrf.ru
24.05.2018Передача дела судье
25.05.2018Подготовка дела к рассмотрению
15.06.2018Рассмотрение дела по существу
15.06.2018Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
15.06.2018Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее