Дело № 33-3227/2018 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 19 июля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей: Герман М.В. и Осиповой Е.А.,
при секретаре Золотухиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, дело по апелляционной жалобе Васильевой Ирины Сергеевны на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 01 февраля 2016 года, которым удовлетворен иск Грибкова С. А. к администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального образования Ленинградской области о признании нанимателем жилого помещения, обязании заключить договор социального найма на жилое помещение в виде изолированной комнаты.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Осиповой Е.А., объяснения Васильевой И.С. и её представителя адвоката Ершовой Н.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Грибков С.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального образования Ленинградской области о признании нанимателем жилого помещения, обязании заключить договор социального найма на жилое помещение в виде изолированной комнаты № площадью 12,2 кв.м, расположенной в <адрес> по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указывал, что зарегистрирован и проживает в указанном в жилом помещении в виде изолированной комнаты № площадью 12,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, микрорайон 1, <адрес>, с 16 июня 1975 года. Совместно с истцом проживала его мать Грибкова А.И., которая 17 мая 1996 года была снята с регистрационного учета в связи со смертью. Вторую комнату данной квартиры занимает Дуракова И.С. Согласно решениям Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21.02.1994 по делу № и от 27.05.1994 по делу № – с Грибковым С.А. и его матерью, Грибковой А.И, нанимателем, был заключен договор жилищного найма на спорную жилую площадь. В феврале и мае 2015 года Грибков С.А. обратился к Администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с просьбой заключить договор социального найма в отношении вышеуказанного жилого помещения, но получил отказ.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 01 февраля 2016 года суд признал Грибкова С. А. нанимателем жилого помещения в виде изолированной комнаты № площадью 12,2 кв.м, расположенной в <адрес> по адресу: <адрес>.
Также обязал Администрацию муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> заключить с Грибковым С. А. договор социального найма жилого помещения в виде изолированной комнаты № площадью 12,2 кв.м, расположенной в <адрес> по адресу: <адрес>.
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, Васильева (Дуракова) И.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального права, а именно положений ст. 113 ГПК РФ, являясь третьим лицом по данному делу, она не была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. Отмечает, что в материалах дела имеется только одно судебное извещение о судебном заседании на 18 ноября 2015 года, которое было направлено в этот же день. Кроме того в жалобе поясняет, что зарегистрирована и проживает в квартире № по адресу <адрес>.01.1997 года по настоящее время, была вселена своей матерью. Ей было известно, что в квартире также зарегистрирован, но более 15 лет не проживал Грибков С.А. - бывший муж ее матери, квартира не являлась коммунальной.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В связи с не извещением Васильевой И.С. о времени и месте судебного заседания, на основании пункта 2 части 4, части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 31 мая 2018 года судебной коллегией по гражданским делам Ленинградского областного суда постановлено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Учитывая наличие обстоятельств, являющихся в силу пункта 2 части 4, части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда отменяет решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 01 февраля 2016 года.
Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционных жалоб решения суда первой инстанции по вышеуказанным основаниям в соответствии с положениями статьи 328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, то суд апелляционной инстанции, действуя согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 1 пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производства в суде апелляционной инстанции», сам принимает новое решение по делу по иску Грибкова С. А. к администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального образования Ленинградской области о признании нанимателем жилого помещения, обязании заключить договор социального найма на жилое помещение в виде изолированной комнаты.
При вынесении нового решения по указанному заявлению суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции третьим лицом Васильевой И.С. были заявлены самостоятельные требования о признании за ней права пользования нанимателя жилого помещения – квартиры № расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 85).
В соответствии со статьями 47, 105 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) основанием для вселения в жилое помещение является ордер. Однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживании в ней и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
В соответствии со статьями 50, 51, 106 Жилищного кодекса РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.
В соответствии с частью 1 ст. 86 Жилищного кодекса РСФСР, совершеннолетний член семьи нанимателя вправе требовать заключения с ним отдельного договора найма, если с согласия остальных проживающих с ним совершеннолетних членов семьи и в соответствии с приходящейся на его долю жилой площадью либо с учетом состоявшегося соглашения о порядке пользования жилым помещением ему может быть выделено помещение, удовлетворяющее требованиям статьи 52 настоящего Кодекса.
Из объяснений сторон и материалов дела следует, что Грибков С.А. был зарегистрирован постоянно в квартире № по адресу: <адрес> - с 12 июня 1975 года совместно со своей матерью Грибковой А.И., с которой проживал единой семьей. Грибкова А.И. была зарегистрирована в указанном жилом помещении с 30 июля 1974 года по день смерти 17 мая 1996 года (л.д. 8, 9, 28).
В этой же квартире с 09 января 1997 года зарегистрирована Васильева (до перемены фамилии – Дуракова) И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая была вселена в квартиру матерью – Грибковой Н.И. (л.д.121).
Из материалов дела следует, что 21 февраля 1994 года состоялось решение Всеволожского городского суда <адрес>, которым был удовлетворен иск Грибковой А. И. и Грибкова С. А. к Грибковой Н. И. об изменении договора жилищного найма, на жилищные органы возложена обязанность заключить отдельный договор жилищного найма с Грибковой А.И. и Грибковым С.А. на комнату 10,89 кв.м в <адрес>.27 в <адрес> (л.д. 22).
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 мая 1994 года по иску Грибковой А.И. и Грибкова С.А. к Грибковой Н.И. об обязании привести жилое помещение в прежнее состояние, было установлено, что на основании решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 февраля 1994 года с истцами заключен отдельный договор жилищного найма на комнату 10,89 кв.м, а с ответчиком на комнату 15,94 кв.м в <адрес>.27 в <адрес>. По результатам рассмотрения дела на Грибкову Н. И. возложена обязанность за свой счет привести кв.5 в д.27 в п.Красная Звезда, Всеволожского района Ленинградской области в прежнее состояние, заделав проем между комнатами 10,89 кв.м и 15,94 кв.м в указанной квартире (л.д. 23).
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из представленных в материалы дела справок формы 9 от 13 февраля 2015 года, от 03 апреля 2015 года, от 03 и 04 июля 2018 года следует, что указанная квартира № по адресу: <адрес> (ранее – <адрес>, является коммунальной, Грибков С.А. зарегистрирован в комнате площадью 12,2 кв.м, а Васильева И.С. – в комнате площадью 15,94 кв.м.
Сведения о характеристиках спорного жилого помещения, учтенных в документах по состоянию на 1994 год, на 2015 год и на 2018 год отличаются, однако их сравнение позволяет прийти к выводу о том, что в настоящее время площадь жилых комнат, о которых идёт речь в решениях Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 февраля 1994 года и от 27 мая 1994 года, составляет 12,2 кв.м и 15,94 кв.м
Вышеуказанные обстоятельства и документы свидетельствуют о том, что, несмотря на отсутствие заключенного с истцом договора жилищного найма в письменном виде, решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 февраля 1994 года фактически было исполнено, поскольку стороны были зарегистрированы в конкретных комнатах спорного жилого помещения, заключение письменного договора жилищного найма на тот момент обязательным не являлось в силу действовавшего законодательства.
Ходатайство Васильевой И.С. о применении срока исковой давности удовлетворению не подлежит, поскольку вышеуказанное решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 февраля 1994 года было представлено в жилищный орган, договор жилищного найма фактически был заключен путем регистрации Грибкова С.А. в меньшей комнате спорной квартиры, то есть решение было исполнено.
В соответствии с действующим в настоящее время законодательством для реализации права на приватизацию жилого помещения гражданину необходимо предоставить, в том числе, документ, подтверждающий право на пользование жилым помещением (п.7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного
Решением Роскоммунхоза от 18.11.1993 N 4). Таким документом является, в том числе, и договор социального найма (ст. 60 Жилищного кодекса РФ).
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что исковые требования Грибкова С.А. являются законными и обоснованными, а основания для удовлетворения требований Васильевой И.С. о признании за нею права пользования всей квартирой отсутствуют.
При этом следует отметить, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 14 июля 2016 года Грибков С.А. стал собственником 20/41 долей в праве общей долевой собственности на квартиру №, по адресу: <адрес>, которые 02 декабря 2016 года продал Зейналову Гидаят Г. О. (л.д. 147-150). А на основании договора купли-продажи от 20 октября 2017 года собственниками 20/41 долей в праве общей долевой собственности на квартиру № по адресу: <адрес>, стали Карпова Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Карпов Д. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 135-141).
На основании акта МВК № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. 131, 132).
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, пунктом 2 статьи 328, частью 1 статьи 329 и пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 12,2 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 12,2 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░ ░░░░░ ░.░.