дело № 2 - 6/2022
(33 - 1225/2022) судья Волкова Т.М. 2022 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Абрамовой И.В.,
судей Беляк А.С., Коровиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балашовой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
29 марта 2022 года
по докладу судьи Абрамовой И.В.
дело по апелляционной жалобе Красновой Н.Н. и Савельевой Е.А. на решение Рамешковского районного суда Тверской области от 19 января 2022 года, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований Красновой Н.Н. и Савельевой Е.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, администрации Рамешковского муниципального округа Тверской области, Комитету по управлению имуществом Рамешковского муниципального округа Тверской области:
- признать недействительными границы запретной зоны военного объекта - «Тверское лесничество Минобороны России» применительно к включению в состав запретной зоны (включению в карту (план) запретной зоны) кадастрового квартала № и земельных участков с кадастровыми №;
- указать в судебном решении, что данное решение является основанием для исключения органами Росреестра сведений из ЕГРН о наличии обременений прав в виде запретной зоны военного объекта - Тверское лесничество МО РФ на земельные участки с кадастровыми № отказать».
Судебная коллегия
установила:
Краснова Н.Н. и Савельева Е.А. обратились в суд с иском к администрации Рамешковского района Тверской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области, Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ» о признании недействительной границы запретной зоны военного объекта - «Тверское лесничество Минобороны России» применительно к включению в ее состав (включению в карту (план) запретной зоны) кадастрового квартала № и земельных участков с кадастровыми №
Требования мотивированы тем, что Краснова Н.Н. на основании соответствующего договора от 23.04.2010 приобрела в аренду на 10 лет земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждено записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данный земельный участок отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», на нем построен жилой дом, право собственности на который 11.09.2015 зарегистрировано за Красновой Н.Н.
Савельева Е.А. на основании договора аренды от 18.03.2010 пользуется земельным участком с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Этот участок отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства». На участке истица возвела жилой дом, зарегистрировав 15.09.2015 право собственности.
28.02.2020 арендаторы обратились в администрацию Рамешковского района Тверской области с заявлениями о предоставлении названных земельных участков в собственность, однако получили отказ со ссылкой на то, что испрашиваемые участки расположены в границах зон с особыми условиями использования территории.
Истцы полагают, что границы запретной зоны военного объекта Тверского лесничества Министерства обороны РФ не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405, а также положениям п. 5.3 ст. 87 Земельного кодекса РФ; как правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ее установлении истцы не были уведомлены об ограничениях пользования недвижимостью в границах такой зоны.
Полагают также, что земельные участки под принадлежащими им объектами недвижимости незаконно включены в запретную зону.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Рамешковского района Тверской области, Комитет по управлению имуществом Рамешковского района, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ, ФГБУ «ФКП Росреестра».
Определением суда от 19.01.2022 в соответствии с решением Думы Рамешковского муниципального округа Тверской области от 20.12.2021 № 45 изменены наименования: администрации Рамешковского района Тверской области - на администрацию Рамешковского муниципального округа Тверской области, Комитета по управлению имуществом Рамешковского района - на Комитет по управлению имуществом Рамешковского муниципального округа Тверской области.
Истцы Краснова Н.Н. и Савельева Е.А. в судебное заседание не явились, будучи заранее и надлежащим образом извещенными о его дате, времени и месте.
Представитель истцов Суриков Н.Н. исковые требования (с учетом уточнения) поддержал, пояснив, что кадастровый квартал 69:26:0242800, на территории которого расположены земельные участки, занимаемые истцами, в состав кадастрового квартала №, где расположен военный объект, а также земельные участки №, на которых расположено Тверское лесничество Министерства обороны России, принадлежащие Российской Федерации, никогда не входил. Соответственно, Министерство обороны России незаконно установило в отношении земельных участков, находящиеся в аренде Красновой Н.Н. и Савельевой Е.А., запретные зоны.
Представитель ответчика администрации Рамешковского муниципального округа Тверской области Балашова Т.В. суду пояснила, что в 2012 году истцы обращались с заявлением о предоставлении в аренду участков №. В 2013 году с ними заключались дополнительные соглашения о продлении договоров аренды до 2015 года, а в 2015 году - до 2020 года. После установления в отношении арендованных истцами земельных участков запретной зоны (в 2016 году) Краснова Н.Н. и Савельева Е.А. обратились с заявлениями о предоставлении их в собственность, в чем администрацией им было отказано с указанием на расположение по всей площади земельных участков запретной зоны военного объекта. В настоящее время администрацией земельные участки предоставлены истцам в аренду с внесением в договор положений о запретной зоне военного объекта, с указанием на то, что их использование может быть в пределах, установленных постановлением Правительства № (запрет строительства объектов капитального строительства, производственного, социально-бытового и иного назначения).
Представитель третьего лица ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ Севастьянов М.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, сообщив, что Тверское лесничество Министерства обороны является военным объектом с особым условием использования земельных участков. В него включены земельные участки с кадастровыми №. В 800-м квартале также расположены военные объекты Министерства обороны. По всей площади Тверского лесничества согласно постановлению № 405 установлена запретная зона, внешняя граница которой составляет не более 3 км от территории военного объекта и включает в себя <данные изъяты>.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Комитета по управлению имуществом Рамешковского муниципального округа Тверской области, третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явились, о его дате, времени и месте извещены заранее и надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Красновой Н.Н. и Савельевой Е.А. ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы, приводя обстоятельства дела и повторяя доводы искового заявления, заявители указывают, что являются собственниками законно возведенных на земельных участках с кадастровыми № объектов жилой недвижимости. Однако в связи с включением участков в запретную зону военного объекта Тверского лесничества Министерства обороны Российской Федерации они не могут приобрести их в собственность, в то время как п. 3 ст. 105 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков,землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Апеллянты отмечают, что включение в запретную зону военного объекта арендуемых ими земельных участков осуществлено с грубым нарушением постановления Правительства от 05.05.2014 № 405 и действующего законодательства.
Так, в нарушение п. 19 пп. д),е) постановления № 405 межведомственной комиссией в обоснование необходимости установления запретной зоны военного объекта не были учтены и указаны следующие сведения: перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, подлежащих изъятию в собственность Российской Федерации в случае установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается; прогнозируемый размер осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества у юридических и физических лиц, а также на компенсацию юридическим и физическим лицам убытков, возникающих в связи с ограничением их прав на использование земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества вследствие установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. В связи с этим нарушены права истцов, как собственников объектов недвижимости, закрепленные ст. 35 Конституции РФ.
Также в нарушение п. 5.3 ст. 87 Земельного кодекса РФ правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, не были уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение 15 дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством РФ.
При принятии решения суд не учел отнесение земельных участков, находящихся в составе кадастрового квартала 69:26:0242800, к категории земель населенных пунктов; невключение земельных участков в составе кадастрового квартала № в состав земель военного лесничества Министерства обороны РФ; несоблюдение межведомственной комиссией Минобороны РФ требований приведенного выше п. 19 постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405.
Заявители жалобы указывают, что на территории кадастрового квартала 69:26:0242800 отсутствуют объекты, принадлежащие Минобороны РФ либо используемые им.
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 № запретная зона военного объекта - Тверского лесничества Министерства обороны РФ устанавливалась строго в пределах границ Тверского лесничества МО РФ, границы которого согласно приложению к приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны от 26.09.2016 № ограничены земельными участками с кадастровыми № и не включают территорию кадастрового квартала №. В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № запретная зона военного объекта должна была и могла быть установлена исключительно по внешнему периметру земельных участков с кадастровыми №.
ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ представило отзыв на жалобу, в котором ее доводы критикует, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ Густова Ю.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Остальные участники процесса, заранее и надлежаще извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав представителя третьего лица, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям постановленное решение отвечает в полной мере.
В соответствии с положениями статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут в частности устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 87 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ (действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 5.3 статьи 87 Земельного кодекса РФ (признан утратившим силу Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ) правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса РФ).
К числу зон с особыми условиями использования территорий отнесены зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов (пункт 10 статьи 105 Земельного кодекса РФ).
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405, которым утверждено соответствующее Положение об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель, определяющим и правовой режим земель в названных зонах.
Данным постановлением Министерству обороны Российской Федерации до 01.06.2014 предписано образовать в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, межведомственную комиссию по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, и утвердить регламент ее работы.
Указанным Положением «запретная зона» определяется как территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Согласно пункту 5 Положения целями установления запретных зон являются:
а) обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов;
б) безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения;
в) недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация);
г) защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.
На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества (пункт 12 Положения).
В силу п. 7 и п. 2 Положения для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 км от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра.
Установлено и следует из материалов дела, что земельные участки с кадастровыми № 27.07.2009 были поставлены на кадастровый учет под полигон «Кушалино»; право собственности Российской Федерации на них зарегистрировано 16.01.2012.
Выпиской из ЕГРН подтверждено, что арендуемые истцами Красновой Н.Н. и Савельевой Е.А. земельные участки, соответственно с кадастровыми №, расположенные в <адрес>, находятся в охранной зоне военного объекта согласно постановлению Правительства РФ от 05.05.2014 № 405.
Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории «Запретная зона военного объекта - Тверское лесничество Министерства обороны Российской Федерации» под реестровым № внесены в реестр 31.03.2016.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, правомерно исходил из отсутствия законодательно установленного запрета для установления в отношении земель населенных пунктов запретной зоны военных объектов с особыми условиями использования земель, отсутствия доказательств нарушения порядка установления Министерством обороны РФ запретной зоны в кадастровом квартале №, сведений о признании незаконными ее границ, а также доказательств, подтверждающих расположение земельных участков истцов на расстоянии более 3 км от внешних периметров земельных участков №, являющихся частью военного объекта – Тверское лесничество Минобороны России, либо внешнего их ограждения.
Судебная коллегия считает приведенные выводы суда верными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, должным образом мотивированы и основаны на правильном применении норм материального права.
Повторенные в апелляционной жалобе доводы иска не свидетельствуют о произвольном установлении запретной зоны, а также о допущенных нарушениях процедуры принятия приказа Минобороны России об установлении запретной зоны военного объекта.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание предусмотренные Положением цели установления запретной зоны, исходит также из того, что Министерство обороны РФ, реализуя поставленные перед ним задачи, не может действовать только исходя из обеспечения приоритета прав землепользователей в ущерб иным интересам государства.
В рассматриваемой ситуации согласование частных прав и интересов Красновой Н.Н. и Савельевой Е.А. и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются путем сохранения права аренды истцов на земельные участки, а также обеспечиваются возможностью их беспрепятственного использования.
Вопреки доводам подателей жалобы зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков (п. 23 ст. 106 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, отнесение земельных участков истцов к категории «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» не исключает возможности их включения в зону с особыми условиями использования.
Конкретных фактов нарушения порядка установления запретной зоны с особыми условиями истцы не указывают, порядок ее установления обжалован не был, доказательств расположения земельных участков истцов на расстоянии более 3 км от внешних периметров земельных участков, занимаемых военным объектом Министерства обороны РФ, не представлено, следовательно, отсутствуют запреты для установления в кадастровом квартале № зоны с особыми условиями использования земель.
Аргументы подателей жалобы со ссылкой на положения п. 3 ст. 105 Земельного кодекса РФ во внимание приняты быть не могут, поскольку земельные участки, предоставленные Красновой Н.Н. и Савельевой Е.А. в аренду, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у них не изымались.
Вопреки доводам стороны истцов для установления запретной зоны включения земельных участков, находящихся в составе кадастрового квартала №, в состав земель военного лесничества Министерства обороны РФ не требуется.
Размер осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества у юридических и физических лиц, а также на компенсации юридическим и физическим лицам убытков, возникающих в связи с ограничением их прав на использование земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества вследствие установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта не являются предметом настоящего судебного разбирательства, в связи с чем доводы заявителей жалобы в этой части представляются несостоятельными.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда об отказе в удовлетворении иска.
В целом апелляционная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали бы изложенные в нем выводы.
Несогласие истцов с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рамешковского районного суда Тверской области от 19 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красновой Н.Н. и Савельевой Е.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 1 апреля 2022 года.
Председательствующий И.В. Абрамова
Судьи А.С. Беляк
Е.В. Коровина