Дело № 2а-878/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2019 года г. Курчатов Курской области
Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Щербаковой Н.В.,
при секретаре Холодовой А.С.,
с участием административного ответчика Вербицкого Владимира Викторовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области к Вербицкому Владимиру Викторовичу о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Курской области обратилась в суд с иском к Вербицкому В.В. о взыскании задолженности по налогам и пени, ссылаясь на то, что Вербицкий В.В. имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения: автомобиль МЕРСЕДЕС БЕНЦ 100Д, регистрационный знак К084ОН46, и квартира, расположенная по адресу: г.Курчатов, ул.Ленинградская, д. 31, кв. 23. Сумма исчисленного налога, его расчет, срок уплаты указаны в налоговых уведомлениях, которые направлены должнику. В установленный законом срок должником налоги, указанные в налоговом уведомлении, не уплачены, в связи с чем на сумму имеющейся недоимки начислены пени. На основании п.6 ст. 69 НК РФ Вербицкому В.В. направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 22.06.2018 года № 19733 на сумму налогов 284 руб., пени 14,38 руб., от 01.12.2015 года № 584312 на сумму налогов 828 руб., пени 25,7 руб. На момент обращения в суд задолженность не погашена. Довод мирового судьи судебного участка № 1 судебного района г.Курчатова и Курчатовского района Курской области, изложенный в определении об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа от 19.07.2019 года, инспекция считает несостоятельным. Требования налогового органа по взысканию задолженности с Вербицкого В.В. направлены в защиту интересов Российской Федерации. В связи с чем, административный истец просит взыскать с Вербицкого В.В. задолженность в общей сумме 1152,06 руб., в том числе налог на имущество в размере 387 руб. за 2014, 2016 годы, пени в размере 15,55 руб., задолженность по транспортному налогу за 2012 год по сроку уплаты 01.10.2015 года в сумме 725 руб. и пени в сумме 24,51 руб..
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен. В представленном заявлении просит дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Административный ответчик Вербицкий В.В. в судебном заседании требования не признал, пояснил, что налоговые уведомления и требования не получал, автомобиль продал в 2013 году, просил применить срок исковой давности.
Выслушав административного ответчика Вербицкого В.В., исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении требований административного истца следует отказать. К такому выводу суд пришел исходя из следующих обстоятельств, установленных по делу.
В силу ч.1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно ч.1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п.1 ч.1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Как следует из ч.1 ст.361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, указанных в данной статье.
В соответствии с ч.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.2,4 ст.52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с ч.3 ст.75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
В соответствии с ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Из материалов дела усматривается, что МИ ФНС России № по <адрес> были произведены начисления транспортного налога на автомобиль МЕРСЕДЕС-БЕНЦ 100Д, государственный регистрационный знак К084ОН46 (налоговая база 74,00, налоговая ставка 25,00 руб., количество месяцев -12) в сумме 726 руб. (с учетом перерасчета), на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> (кадастровая стоимость 309668 руб., налоговая ставка 0,1000, 1/3 доля) в размере 103 руб., а всего 829 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неуплатой в установленный срок Вербицкому В.В. были направлены требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 853,70 руб. (725 руб.- транспортный налог, 103 руб. – налог на имущества) и пени в сумме 25,70 руб., срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ и требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 298,38 руб. (284 руб.- налог на имущество, 14,38 руб. – пени), срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. размер взыскиваемых сумм не превысил 3 000 рублей. С учетом изложенного срок предъявления искового заявления в суд истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Административным ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении установленного законом срока, что подтверждается входящим номером регистрации поступившей корреспонденции Курчатовского городского суда <адрес>.
Как следует из материалов дела, МИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обращалась к мировому судье судебного участка № судебного района <адрес> и <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в выдаче судебного приказа. Данное определение обжаловано не было.
Применение судом абз. 2 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации и исчисление шестимесячного срока для обращения в суд с момента вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа в данном случае невозможно.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, административным истцом пропущен срок на подачу административного иска. С ходатайством о восстановлении срока административный истец не обращался.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> следует отказать, в связи с пропуском срока.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области к Вербицкому Владимиру Викторовичу о взыскании задолженности по налогам и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Щербакова