Дело № 2-268/2022
24RS0003-01-2022-000382-36
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 05 сентября 2022 г.
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизова Ю.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Балахтинского района Бохан О.Ю.,
при секретаре Ивашиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Черемушкинского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести постановку на учет бесхозных объектов недвижимости расположенных на территории п. Черемушки Балахтинского района Красноярского края, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Черемушкинского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести постановку на учет бесхозных объектов недвижимости расположенных на территории п. Черемушки Балахтинского района Красноярского края мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка в деятельности администрации Черемушкинского сельсовета Балахтинского района в части исполнения требований законодательства в области обращения с жилыми помещениями. По смыслу ст. 12 Конституции Российской Федерации, ч., 3 ст. 225 ГК РФ, п. 3, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
В нарушении п. 3, 6, 40 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, ч.ч. 1, 3, 4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ имеющиеся на территории <адрес> жилые помещения, с присвоенными адресами: <адрес>2, <адрес>1, <адрес>2, <адрес>1, <адрес>1, <адрес>2, ул. Мира, 43 числятся на балансовом учете администрации Черемушкинского сельсовета, однако право собственности в установленном законом порядке на указанное имущество ни за кем не зарегистрировано. Администрацией Черемушкинского сельсовета Балахтинского района до настоящего времени заявление о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости - жилые помещения, с присвоенными адресами: <адрес>2, <адрес>1, <адрес>2, <адрес>1, <адрес>1, <адрес>2, <адрес>, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не подано. При таких обстоятельствах, ответчик не может контролировать вопросы эксплуатации и содержания указанных выше объектов, не принимает меры по признанию указанных объектов бесхозяйным в судебном порядке, оценка технического состояния квартир и домов не осуществлена, что недопустимо. Выявленные нарушения требований законодательства в сфере обращения с жилыми помещениями являются грубыми нарушениями действующего законодательства и нарушают права граждан, нуждающихся в жилье, на своевременное получение жилого помещения. Указанные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации Черемушкинского сельсовета Балахтинского района. В связи с чем, просит суд обязать администрацию Черемушкинского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести постановку на учет бесхозяйных объектов недвижимости, расположенных на территории <адрес>, с присвоенными адресами: <адрес>2, <адрес>1, <адрес>2, <адрес>1, <адрес>1, <адрес>2, <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ, Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N931.
Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в дело в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца привлечены – ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 (л.д. 90-91).
Помощник прокурора Балахтинского района Бохан О.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрация Черемушкинского сельсовета в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте судебного разбирательства, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Статьей 11 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что защита жилищных прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч.1, ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.3, п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
В силу ч.1 ст. 14 Жилищного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В судебном заседании установлено, что 22 ноября 2021 года прокурор Балахтинского района принял решение № 29/1 о проведении проверки администрации Черемушкинского сельсовета по исполнению требований федерального законодательства, проведение которой поручил помощнику прокурора Бохан О.Ю. ( л.д. 5).
Прокуратурой Балахтинского района в рамках проведения проверки жилищного законодательства направлен запрос главе администрации Черемушкинского сельсовета о предоставлении списка муниципальных жилых помещений, находящихся в распоряжении и в собственности муниципального образования Черемушкинский сельсовет ( л.д. 6).
Согласно информации администрации Черемушкинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ на балансовом учете числятся жилые помещения расположенное в <адрес>2, <адрес>1, <адрес>2, <адрес>1, <адрес>1, <адрес>2, <адрес>, правоустанавливающие документы отсутствуют ( л.д. 7-8).
Согласно уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объектах недвижимости расположенных в <адрес>2, <адрес>1, <адрес>2, <адрес>1, <адрес>1, <адрес>2, <адрес> ( л.д. 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).
Согласно коммерческого предложения БИНК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стоимость подготовки технических планов на жилые помещения в <адрес>2, <адрес>1, <адрес>2, <адрес>1, <адрес>1, <адрес>2, <адрес> составляет 52000 руб. (л.д. 19).
Администрация Черемушкинского сельсовета 13.05.2022 года обратилась главе Балахтинского района с заявлением о выделении из районного консолидированного бюджета денежных средств в сумме 52000 руб. на подготовку технических планов жилых помещений, находящихся в собственности администрации Черемушкинского сельсовета (л.д. 20).
Главой муниципального образования сельского поседения Черемушкинской сельсовет Балахтинского муниципального района избран Полухин М.А., согласно решения №16-71р от 06.05.2022 года ( л.д. 21).
Черемушкинская сельская администрация является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ серии 24 № ( л.д. 22).
Согласно Устава Черемушкинского сельсовета Балахтинского района Красноярского края следует, что к вопросам местного значения сельсовета относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета ( ст. 7 п.3 Устава) ( л.д. 23-28, 29-79).
ФИО12 проживающему по адресу: <адрес>1 дано разрешение на приватизацию квартиры, что подтверждается справкой администрации Черемушкинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 83).
ФИО11 проживающему по адресу: <адрес>2 дано разрешение на приватизацию квартиры, что подтверждается справкой администрации Черемушкинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 84).
По выписки из похозяйственной книги по адресу <адрес>1 следует, что квартиросъёмщиком является ФИО10 В квартире зарегистрированы ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО16 с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 85).
По выписки из похозяйственной книги по адресу <адрес>2 следует, что квартиросъёмщиком является ФИО6 В квартире зарегистрированы ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 86).
По выписки из похозяйственной книги по адресу <адрес> следует, что квартиросъёмщиком является ФИО7, которая зарегистрирована в ней с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 87).
По выписки из похозяйственной книги по адресу <адрес>1 следует, что квартиросъёмщиком является ФИО8, который зарегистрирован в ней с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 88).
По выписки из похозяйственной книги по адресу <адрес>2 следует, что квартиросъёмщиком является ФИО9., которая зарегистрирована в ней с ДД.ММ.ГГГГ. В квартире зарегистрированы ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО18 с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 89).
Согласно информации Черемушкинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что документы на основании которых квартиры, расположенные по адресам <адрес>2, <адрес>1, <адрес>2, <адрес>1, <адрес>1, <адрес>2, <адрес> сельсовета отсутствуют ( л.д. 108).
Жилые помещения переданы Черемушкинским сельсоветом нанимателям по договорам социального найма ФИО6 по адресу <адрес>2 № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО19 по адресу <адрес>1 № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО9 по адресу <адрес>2 № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО10 по адресу <адрес>1 № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО12 по адресу <адрес>1 № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО11 по адресу <адрес>2 № от ДД.ММ.ГГГГ и с ФИО7 по адресу <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 109-150).
Оценивая доказательства в их совокупности, суд считает требования подлежащими удовлетворению и мотивируют это тем, что из содержания абзаца 1 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязанность постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет возложена на муниципальное образование, таким образом, объекты недвижимого имущества, расположенные в <адрес>2, <адрес><данные изъяты>, <адрес><данные изъяты>, <адрес><данные изъяты> <адрес>1, <адрес>2, <адрес> не имеющие собственника должны признаваться бесхозяйными. На администрацию соответствующего муниципального образования возложена государственная функция исполнения обязанности по осуществлению выявления бесхозяйного недвижимого имущества. Орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, в связи с чем, требования прокурора <адрес> о возложении на администрацию Черемушкинского сельсовета обязанности по совершению действия по подаче такого заявления в силу полномочий, возложенных на нее законом, подлежат удовлетворению. Учитывая, что для исполнения решения суда необходимо запланировать денежные средства в бюджете, то суд устанавливает срок для исполнения решения суда в течении 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>2, <░░░░░>1, <░░░░░>2, <░░░░░>1, <░░░░░>1, <░░░░░>2, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 225 ░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 10.12.2015 ░░░░ № 931.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░