ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 2а-1787/2021
8г-35784/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 10 марта 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 10 марта 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 17 марта 2022 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С.,
судей Ивановой О.Н., Яковлева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Астраханское судостроительное производственное объединение» на решение Советского районного суда г. Астрахани от 25 мая 2021 года (судья Кострыкина И.В.) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 8 сентября 2021 года (судьи Беляков А.А., Метелева А.М., Тимофеева И.П.) по иску прокурора Советского района г. Астрахани, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Астраханское судостроительное производственное объединение» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности принятия мер, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С., объяснения представителя АО «Астраханское судостроительное производственное объединение» –Жилкина Д.С. (доверенность от 1 января 2022 года), поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации – прокурора Кириенко А.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы,
установил:
прокурор Советского района г. Астрахани, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к АО «АСПО» о признании бездействия незаконным, обязании принятия мер, указав, что прокуратурой района во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения организациями законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны. Проведенной проверкой прокуратурой района в феврале 2020 года выявлены нарушения законодательства в сфере содержания и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, убежища № 91-31, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося на праве собственности у АО «АСПО», а именно нарушены пункты приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»: 3.2.11., 3.4.4. фильтровентиляционная система не исправна и находится в разобранном состоянии (вентиляторы отсутствуют, фильтро-поглотители к эксплуатации не пригодны, часть демонтированы, противопыльные фильтры отсутствуют); 3.4.8. оборудование системы водоснабжения демонтировано (трубы ржавые, вентиля и краны отсутствуют); оборудование системы канализации демонтировано, канализационные отверстия разрушены, санитарнотехническое оборудование демонтировано, санузлы разукомплектованы, оборудование отсутствует); 3.2.7., п.3.3.13. нарушена гидроизоляция пола; 3.2.1., 3.2.5. защитные и герметические двери покрыты ржавчиной, находятся в неисправном состоянии (нарушена герметизация дверей, герморезина отсутствует, запорные механизмы демонтированы), система энергоснабжения нарушена (нарушение требований нормативных документов по электроэнергетики, освещение защитного освещения отсутствует). С целью устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района 17 февраля 2020 года генеральному директору АО «АСПО» внесено представление. Однако, несмотря на достаточность оснований, руководством АО «АСПО» не принято ни каких мер по устранению выявленных нарушений законодательства и приведению защитного сооружения гражданской обороны в приемлемое состояние, что подтверждается ответом организации от 29 января 2021 года.
В связи с этим прокурор Советского района г. Астрахани, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, просил суд признать незаконным бездействие АО «АСПО» по непринятию мер, направленных на восстановление защитного сооружения № 91-31, расположенного по адресу: <адрес> обязать АО «АСПО» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, принять необходимые меры по ремонту защитного сооружения № 91-31, расположенного по адресу: <адрес>
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 25 мая 2021 года требования прокурора Советского района г. Астрахани удовлетворены. Признано незаконным бездействие АО «АСПО» по непринятию мер. направленных на восстановление защитного сооружения № 91-31, расположенного по адресу: <адрес>. На АО «АСПО» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять необходимые меры по ремонту защитного сооружения № 91-31, расположенного по адресу: <адрес>
Определением от 11 августа 2021 года судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда перешла к рассмотрению дела по исковым требованиям прокурора Светского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к АО «АСПО» о признании бездействия незаконным по правилам гражданского производства и согласно определению заместителя председателя Астраханского областного суда от 11 августа 2021 года административное дело передано для рассмотрения в гражданскую коллегию Астраханского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 8 сентября 2021 года решение Советского районного суда г. Астрахани от 25 мая 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «АСПО» - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, АО «АСПО» обратилось в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что решение и апелляционное определение приняты с нарушением норм процессуального и материального права по доводам, повторяющим доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой района проверки были выявлены нарушения законодательства в сфере содержания и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, а именно: убежища № 91-31, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 60, принадлежащего на праве собственности АО «АСПО».
Согласно паспорту убежища № 2 от 20 января 1980 года назначение убежища в мирное время - учебный класс.
Указанный объект с 2007 года принадлежит на праве собственности АО «АСПО», что следует из технического паспорта на объект, а также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 6 апреля 2007 года.
Согласно акту проверки от 12 февраля 2020 года в нарушение пунктов 3.2.11, 3.4.4. приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗС ГО» фильтровентиляционная система не исправна и находится в разобранном состоянии (вентиляторы отсутствуют, фильтро-поглотители к эксплуатации не пригодны, часть демонтированы, противопыльные фильтры отсутствуют); пункта 3.4.8. приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗС ГО» оборудование системы водоснабжения демонтировано (трубы ржавые, вентиля и краны отсутствуют); пункта 3.4.8. приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗС ГО» оборудование системы канализации демонтировано, канализационные отверстия разрушены, санитарнотехническое оборудование демонтировано, санузлы разукомплектованы, оборудование отсутствует; пунктов 3.2.7., 3.3.13. приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗС ГО» нарушена гидроизоляция пола; пунктов 3.2.1, 3.2.5 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗС ГО» защитные и герметические двери покрыты ржавчиной, находятся в неисправном состоянии (нарушена герметизация дверей, герморезинаотсутствует, запорные механизмы демонтированы), система энергоснабжения нарушена (нарушение требований нормативных документов по электроэнергетики, освещение защитного освещения отсутствует).
17 февраля 2020 года генеральному директору АО «АСПО» внесено представление № 38-2020 об устранении указанных нарушений в срок до 25 февраля 2020 года.
На совещании по рассмотрению представления прокурора № 38-2020 от 17 февраля 2020 года было принято решение поручить инженеру по пожарной безопасности Утеулееву К.М. в целях определения возможных скрытых дефектов, а также в целях установления общего состояния убежища организовать проведение инвентаризации, оценки, содержания и использования защитного сооружения с привлечением соответствующих должностных лиц МЧС России и специализированных экспертных организаций в части технического и строительного надзора.
Инженером по пожарной безопасности Утеулеевым К.М. был разработан план устранения выявленных нарушений эксплуатации и использования защитных сооружений гражданской обороны АО «АСПО», утвержденный генеральным директором АО «АСПО» 3 марта 2020 года.
Приказом № 13-02-л от 10 марта 2020 года генерального директора АО «АСПО» к инженеру по ГО и ЧС Утеулееву К.М. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за халатное выполнение должностных обязанностей, выразившееся в выявленных нарушениях, отраженных в представлении № 38-2020 от 17 февраля 2020 года об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании ЗС ГО.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, согласно пункту 10 которого основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 (в редакции от 30 октября 2019 года) к объектам гражданской обороны относятся, в том числе: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
Приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 (в редакции от 14 сентября 2015 года) также утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (зарегистрировано в Минюсте России 21 сентября 2005 года № 7032), согласно которому содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.
При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО на расстоянии менее предусмотренного проектной документацией.
Допускается устройство в помещениях ЗС ГО временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, но не более чем за 6 часов.
Инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения осуществляются в соответствии с технической документацией.
Использование систем воздухоснабжения ЗС ГО в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции.
В мирное время запрещается использование следующих элементов инженерно-технического и специального оборудования ЗС ГО: вентиляционных систем защищенной дизельной электростанции; фильтров-поглотителей; предфильтров; фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; средств регенерации воздуха; гравийных воздухоохладителей; аварийных резервуаров для сбора фекалий. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты.
При использовании ЗС ГО в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; содержать емкости запаса питьевой воды технически исправными; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях; законсервировать дизельные электростанции; обеспечить открываемые защитно-герметические и герметические ворота и двери подставками.
При использовании ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время (раздел II).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, требования которых, согласно пункту 1.2, должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 3.2.1 указанных Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых (пункт. 3.2.2 Правил).
В соответствии с пунктом 3.2.11 указанных Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
В соответствии с пунктом 3.4.4 указанных Правил при режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).
Спорный объект имеет статус убежища, является собственностью АО «АСПО», что подтверждается исследованным материалом проверки в отношении АО «АСПО», а именно: паспортом убежища № 2 от 1958 года, техническим паспортом, свидетельством о государственной регистрации права, объяснениями инженера ГО и ЧС АО «АСПО» Утеулеева М.К., а неудовлетворительное состояние данного объекта как ЗС ГО не соответствует требованиям действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что АО «АСПО» не принято никаких мер по устранению выявленных нарушений законодательства и приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствующее состояние согласно предписанию.
Кассационный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов.
Выводы судов по существу спора соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и применимым нормам материального права.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с указанными нормами процессуального права судом установлен перечень указанных выше имеющих значение для дела обстоятельств, должным образом распределено бремя доказывания между сторонами.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 8 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░