Дело № 2-422/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 06 июля 2023 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания Уткиной П.С.,
с участием старшего помощника Онежского межрайонного прокурора Васьковского Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности провести постановку на государственный кадастровый учет земельных участков с размещенными на них кладбищами,
установил:
Онежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, уточненным в судебном заседании на основании ст. 39 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности в срок до 01 июня 2024 года провести постановку на государственный кадастровый учет земельных участков с размещенными на них кладбищами по адресам:
- Архангельская область, Онежский район, г.Онега, ул. Красноармейская;
- Архангельская область, Онежский район, г. Онега, кадастровый квартал 29:27:060403;
- Архангельская область, Онежский район, д. Карамино;
- Архангельская область, Онежский район, д. Андозеро;
- Архангельская область, Онежский район, д. Семеновская;
- Архангельская область, Онежский район, д. Макарьино;
- Архангельская область, Онежский район, д. Корельское;
- Архангельская область, Онежский район, д. Чижиково;
- Архангельская область, Онежский район, д. Амосовская (координаты 63.833456, 38.294073);
- Архангельская область, Онежский район, д. Усть-Кожа (координаты 63.630447, 38.727028).
В обоснование исковых требований указано, что Онежской межрайонной прокуратурой в ходе проверки законодательства о землепользовании установлено, что в отношении указанных земельных участков под кладбищами, межевание и кадастровый учет не проведены, что нарушает права неопределенного круга лиц. Непроведение кадастрового учета в отношении занятых под кладбищами земельных участков и их регистрации в установленном законом порядке, ведет к обезличиванию территорий кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, прав собственности администрации МО «Онежский муниципальный район» на территории кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, а также препятствует определению санитарно-защитных зон.
Определением суда от 16 мая 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
В судебном заседании старший помощник Онежского межрайонного прокурор Васьковский Е.А. просил удовлетворить исковые требования с учетом уточнения.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
- земельный участок под кладбищем по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Красноармейская находится территории памятника природы «Сосновая роща». Согласно решению Ломоносовского районного суда г. Архангельска от <Дата> на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области возложена обязанность утвердить границы, оформить охранные обязательства, паспорта (положения) и определить особый режим охраны территории в отношении памятника природы «Сосновая роща». Таким образом, оформление земельного участка под кладбищем, расположенным в «Сосновой роще», не относится к полномочиям муниципального образования «Онежский муниципальный район»;
- в кадастровом квартале 29:27:060403 кладбище не действующее, закрыто для захоронения с 1983 года решением Онежского городского совета депутатов ... от <Дата> «Об открытии нового и закрытии действующего кладбища в городе Онеге», поэтому постановка на кадастровый учет не целесообразна, в связи с дефицитом бюджетных средств.
На земельных участках под кладбищами на территории:
- в д. Карамино, д. Семеновская, д. Корельское захоронений не было более 20 лет, кладбища не действующие, численность населения составляет «0» человек, поэтому постановка на кадастровый учет не целесообразна;
- в д. Андозеро последнее захоронение было в 2021 году, численность населения составляет 11 человек, поэтому постановка на кадастровый учет не целесообразна;
- в д. Макарьино последнее захоронение было в 2021 году, численность населения составляет «0» человек, поэтому постановка на кадастровый учет не целесообразна;
- на земельном участке под кладбищем в д. Чижиково кладбище не действующее, захоронений не было много лет, численность населения составляет 8 человек, в связи с чем постановка на кадастровый учет не целесообразна. Земельный участок под кладбищем в д. Амосовская располагается на территории лесного фонда в квартале 128, выделе 32 Онежского участкового лесничества. Правом распоряжения землями гослесфонда администрация не обладает.
Представитель третьего лица в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалы дела представлен отзыв, согласно которому законодатель не отождествляет понятия «особо охраняемая природная территория» и «земельный участок», а также, что в особо охраняемую территорию может входить несколько земельных участков с разными видами категорий. Придание территорий статуса особо охраняемой не меняет категорию земельного участка (целевое назначение), а лишь накладывает определенный режим особой охраны. Указанная позиция изложена также в решении Архангельского областного суда от 23.06.2020 № 3а-249/2020, в котором указано, что перевод земель является правом, а не обязанностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, объявление территории особо охраняемой природной территории не влечет обязательного изменения категории входящих в границы земель на земли особо охраняемых территорий и объектов. Учитывая, что земельный участок, на котором располагается спорное кладбище, имеет статус «земли поселений» и не изменен на «земли особо охраняемых природных территорий», отсутствуют объективные причины, препятствующие ответчику, провести постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с размещенным на нем кладбищем по адресу: г. Онега, ул. Красноармейская. Решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 13.03.2017 по делу № 2а-807/2017, на которое ссылается ответчик, возлагает на министерство обязанность утвердить границы, оформить охранные обязательства, паспорта (положения) и определить особый режим охраны территории, в том числе, в отношении памятника природы «Сосновая роща». Указанное решение не имеет отношения к рассматриваемому делу. В настоящее время проводится работа по исполнению решения суда. Поскольку организация похоронного дела, разрешение вопросов содержания мест захоронения возложены федеральным законодательством на органы местного самоуправления, ответчик в данном случае является заинтересованным лицом, имеющим право на обращение с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую. В этой связи ответчик обязан и вправе обратиться в орган государственной власти (министерство) по вопросу перевода части земельного участка, занятого кладбищем, в земли иной категории. До настоящего времени ответчик с указанным вопросом в министерство не обращался.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.
Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов землепользования является приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Частью 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
В соответствии с п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения администрации МО «Онежский муниципальный район» отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в том числе и на территории сельских поселений.
Согласно положениям ст. 43 Устава МО «Онежский муниципальный район» администрация МО «Онежский муниципальный район» в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 131-ФЗ исполняет полномочия администрации МО «Онежское». Администрация МО «Онежский муниципальный район» в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения МО «Онежское».
Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. 4, 5 ст. 16 Закона № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Вместе с тем отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Так, согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 8-ФЗ о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Следовательно, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и в силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон N 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 8-ФЗ, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 8-ФЗ, создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
По смыслу пункта 2 статьи 15 Закона N 8-ФЗ, места погребения по своей принадлежности могут быть государственные или муниципальные.
При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ, все общественные кладбища находятся только в ведении органов местного самоуправления.
Из положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что Онежской межрайонной прокуратурой в ходе проверки законодательства о землепользовании установлено, что ответчиком в нарушение требований законодательства не проведены межевание и кадастровый учет в отношении земельных участков под кладбищами, расположенными по адресам:
- Архангельская область, Онежский район, г.Онега, ул. Красноармейская;
- Архангельская область, Онежский район, г.Онега, кадастровый квартал 29:27:060403;
- Архангельская область, Онежский район, д. Карамино;
- Архангельская область, Онежский район, д. Андозеро;
- Архангельская область, Онежский район, д. Семеновская;
- Архангельская область, Онежский район, д. Макарьино;
- Архангельская область, Онежский район, д. Корельское;
- Архангельская область, Онежский район, д. Чижиково;
- Архангельская область, Онежский район, д. Амосовская (координаты 63.833456, 38.294073);
- Архангельская область, Онежский район, д. Усть-Кожа (координаты 63.630447, 38.727028).
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Проанализировав приведенные выше нормы права, оценив установленные в судебном заседании обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Из установленного в судебном заседании усматривается и это не оспаривается ответчиком, что приведенные выше нарушения до настоящего времени ответчиком не устранены, границы кладбищ не определены, что может привести к бесконтрольному захоронению, право собственности за муниципальным образованием на земельные участки не зарегистрировано, в силу чего неопределенно долгое функционирование кладбищ невозможно.
Отсутствие государственного кадастрового учета земельных участков, фактически занятых под кладбищами, может привести к обезличиванию территории и влечет нарушение права на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Доводы ответчика не основаны на требованиях закона и не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположено кладбище по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Красноармейская, находится в границах особо охраняемой природной территории, памятника природы регионального значения «Сосновая роща». Решением Исполнительного комитета Архангельского областного Совета народных депутатов от 12.03.1987 № 39 природный объект «Сосновая роща» отнесен к государственным памятникам природы местного значения, утверждено положение о государственных памятниках природы местного значения по Онежскому району.
Статьей 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что памятники природы -уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Пунктом 10 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Согласно статье 6 Закона Архангельской области от 24.02.2015 № 242-14-03 «Об особо охраняемых природных территориях в Архангельской области» памятники природы относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
В силу пункта 3 Положения о государственных памятниках природы местного значения по Онежскому району, утвержденного решением облисполкома от 12.03.1987 № 39, объявление природных территорий в качестве государственных памятников природы местного значения не влечет за собой изъятие занимаемых ими лесных участков у землепользователей и лесопользователей.
Земельный участок, на котором располагается памятник природы «Сосновая роща», расположен на землях населенных пунктов. При этом законодатель не отождествляет понятия «особо охраняемая природная территория» и «земельный участок». В особо охраняемую территорию может входить несколько земельных участков с разными видами категорий. Придание территорий статуса особо охраняемой не меняет категорию земельного участка (целевое назначение), а лишь накладывает определенный режим особой охраны. Перевод земель является правом, а не обязанностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому объявление территории особо охраняемой природной территорией не влечет обязательного изменения категории входящих в границы земель на земли особо охраняемых территорий и объектов.
Решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 13.03.2017, на которое ссылается ответчик, не имеет отношения к рассматриваемому делу.
В судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором расположено кладбище в д. Амосовская, входит в границы лесного участка в квартале 128, выдел 32 Онежского участкового лесничества, расположен на землях лесного фонда.
В соответствии со статьей 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрено использование лесов для содержания мест захоронений.
Положениями ЗК РФ земли населенных пунктов (подпункт 2 пункт 1 статьи 7, статья 83), земли особо охраняемых территорий (подпункт 4 пункт 1 статьи 7, статья 94), земли лесного фонда (подпункт 5 пункт 1 статья 7, статья 101) выделены в самостоятельные категории земель.
В связи с этим организация мест захоронений, расположенных на землях лесного фонда, возможна при условии перевода земель лесного фонда в земли иных категорий.
Перевод земель в иную категорию осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 172-ФЗ, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этою ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: г) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; 2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае, в том числе, организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Обращение с ходатайством о переводе земель в иную категорию в данном случае осуществляется в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.12.2018 № 684 «Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов».
Поскольку организация похоронного дела, разрешение вопросов содержания мест захоронения возложены федеральным законодательством на органы местного самоуправления, ответчик в данном случае является заинтересованным лицом, имеющим право на обращение с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую. В этой связи ответчик обязан и вправе обратиться в орган государственной власти по вопросу перевода части земельного участка, занятого кладбищем, в земли иной категории.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.02.2016 N 224-О, согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу неотъемлемых прав человека относится и закрепленное статьей 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на личную неприкосновенность, исключающее незаконное воздействие на человека как в физическом, так и в психическом смысле, причем понятием "физическая неприкосновенность" охватывается не только прижизненный период существования человеческого организма, но и создаются необходимые предпосылки для правовой охраны тела умершего человека.
Производным от названных конституционных прав является право человека на достойное отношение к его телу после смерти, которое применительно к отдельным видам правоотношений конкретизируется, в частности, в статье 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», согласно которой волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти, выражается, в том числе в возможности быть погребенным на том или ином месте.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 8-ФЗ создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (пункт 22 части 1 статьи 14, пункт 17 части 1 статьи 15, пункт 23 части 1 статьи 16).
Действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ земельных участков.
Поэтому доводы ответчика о нецелесообразности постановки спорных земельных участков с расположенными на них кладбищами на кадастровый учет являются несостоятельными.
Ссылка ответчика на отсутствие достаточного финансирования мероприятий по организации постановки земельных участков с расположенными на них кладбищами на кадастровый учет, также не является основанием к отказу в иске прокурору.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 14, подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что решение может быть исполнено только ответчиком, в решении должен быть установлен срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд учитывает мнение сторон в данной части, фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, характер, степень сложности предстоящих работ, при этом исходит из необходимости устранения допущенного ответчиком нарушения в максимально короткие сроки, и полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 01 июня 2024 года, о чем просит прокурор. Указанный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░ 1022901175330) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 29:27:060403;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ 63.833456, 38.294073);
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░-░░░░ (░░░░░░░░░░ 63.630447, 38.727028).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
...
...