Решение от 30.01.2015 по делу № 2-221/2015 (2-3216/2014;) от 16.12.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2015 года              город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Фефеловой З.С.,

при секретаре Гармаш М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-221/2015 по исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды путем возложения обязанности в срок не позднее 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердо-бытовых и других отходов, расположенную в <...> м на юго-восток от п. <...> справа от автодороги, ведущей в п. <...> (в 20 м от нее), географические координаты места обнаружения данной свалки - <...>. Общая площадь захламленного участка составляет <...> м.кв., объем отходов не менее 25 куб.м.

В обоснование требований истец указал, что на данной территории несанкционированно размещены отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), строительные отходы (доски, шифер), древесная стружка объемом 13,254 куб.м, металлическая проволока. Выявленный факт является нарушением ст. 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 13.42 Земельного кодекса РФ, А также п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Представитель истца помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора <...> Краузе О.В. в судебном заседании заявленные требования и их обоснование поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещавшийся о времени и месте его проведения (л.д.27), причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении не направил, доказательств уважительности причин неявки не предоставил, что на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ не является препятствием к рассмотрению дела по существу в отсутствие представителя ответчика.

Огласив исковое заявление, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п.1); организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2); порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (п.3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 вышеназванного закона правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 30 Устава Горноуральского городского округа, принятого Решением районного Совета муниципального образования «<...>» от ДД.ММ.ГГГГ , к полномочиям Администрации Горноуральского городского округа отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Постановлением Администрации Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , в целях содержания территории в безопасном для человека санитарно-эпидемиологическом состоянии, утверждены Правила сбора, вывоза, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа. Правила направлены на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения округа.

Согласно Правилам, система санитарной уборки и очистки территории Горноуральского городского округа предусматривает сбор, быстрое удаление, обезвреживание и экономически целесообразное транспортирование отходов. Для сбора отходов физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют место накопления отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание сами или по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов.

Размещение мест накопления отходов должно быть согласовано в установленном порядке с отделом архитектуры и градостроительства администрации Горноуральского городского округа, Территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <...> районе, а также со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов.

Порядок сбора отходов на территориях населенных пунктов должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели должны обеспечить сбор отходов, предусматривающий их разделение на виды.

Не допускается намеренное смешивание отходов различных видов (жидких с твердыми, промышленных с бытовыми), отходов различного класса опасности и т.д., если это не предусмотрено технологией или не утверждено специально уполномоченными органами в сфере обращения с отходами.

Транспортирование отходов осуществляется только специально для этого предназначенным транспортом при соблюдении установленных законодательством требований.

Захоронение отходов производится на специально отведенных и оборудованных объектах, где обеспечивается надежная защита окружающей среды и населения от их отрицательного воздействия.

Факт несанкционированного размещения несанкционированной свалки твердо-бытовых и других отходов, расположенной в <...> м на юго-восток от п.<...> справа от автодороги, ведущей в п. <...> (в 20 м от нее), подтверждается: справкой от ДД.ММ.ГГГГ по результатам участия в проверке в связи с информацией, переданной в новостной программе «Телекон» ДД.ММ.ГГГГ о свалке у пос. <...> с приложением фотоизображения (л.д.6-7,8-13); представлением прокурора об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д.19-20).

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды закреплен в статье 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (п.1); на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (п.2).

Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии нарушений требований в области охраны окружающей среды со стороны ответчика и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения на него обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

С учетом установленного муниципальными правовыми актами распределения полномочий по осуществлению экологического контроля суд считает необходимым возложить спорную обязанность на Администрацию Горноуральского городского округа.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).

Конституция Российской Федерации провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, принадлежат ему от рождения, а их соблюдение гарантируется государством на началах юридического равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что право на полное возмещение ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, относится к числу прав человека и гражданина. Конкретизация его содержания при воспроизведении в нормах отраслевого законодательства возможна лишь с учетом специфики регулируемых общественных отношений. Однако при этом не должны устанавливаться ограничения полного возмещения ущерба для граждан, чьи права и свободы были нарушены незаконными действиями государственных органов и должностных лиц.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Предложенный прокурором срок ликвидации несанкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов - не позднее десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу носит разумный характер.

При этом изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной, сумма государственной пошлины взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 12, 209, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <...> ░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ ░. <...> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░. <...> (░ 20 ░ ░░ ░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <...>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 25 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░.

2-221/2015 (2-3216/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация ГГО
Суд
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила
Дело на сайте суда
leninskytag.svd.sudrf.ru
16.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2014Передача материалов судье
19.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2015Судебное заседание
30.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее