Судья Байчоров Р.А. | дело №33-33947/2024 УИД 50RS0045-01-2024-000415-03 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области | 6 ноября 2024 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Капралова В.С.,
судей Деевой Е.Б., Протасова Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стельмак М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-477/2024 по иску Антоновой В. В. к Министерству социального развития Московской области об обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на территории <данные изъяты>, обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением,
по апелляционной жалобе Министерства социального развития Московской области на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 28 марта 2024 г.,
заслушав доклад судьи Протасова Д.В.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
Антонова В.В., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на территории Московской области, обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением.
В обоснование заявленных требований указала, что родилась <данные изъяты>, относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку ее родители умерли.
Ранее истец проживала в Чувашской Республике. Постановлением Главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от <данные изъяты> <данные изъяты> истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и поставлена в соответствующую очередь.
Постановлением и.о. Главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от <данные изъяты> <данные изъяты> истец включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время истец зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>.
<данные изъяты> истцом в адрес ответчика направлено заявление об исключении из списка детей-сирот по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства, с приложением копий соответствующих документов. <данные изъяты> указанное заявление получено адресатом, однако какого-либо ответа в ее адрес не поступало, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд обязать Министерство социального развития Московской области включить Антонову В.В., <данные изъяты> года рождения, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда в Московской области и обеспечить истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору специализированных жилых помещений на территории городского округа Солнечногорск Московской области.
В судебном заседании истец Антонова В.В. и ее представитель – Колобродов А.В. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика – Министерства социального развития Московской области, действующая также в интересах Окружного управления социального развития № <данные изъяты> – <данные изъяты> против удовлетворения исковых требований возражала.
Решением суда постановлено исковые требования Антоновой В.В. - удовлетворить.
Обязать Министерство социального развития Московской области включить Антонову В.В., <данные изъяты> года рождения, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда в Московской области.
Обязать Министерство социального развития Московской области обеспечить Антонову В.В., <данные изъяты> года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору специализированных жилых помещений на территории городского округа Солнечногорск Московской области.
Не согласившись с принятым решением, Министерством социального развития Московской области подана апелляционная жалоба.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и ее представитель по доводам апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель Министерства социального развития Московской области доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались о времени и месте судебного заседания, сведения о причинах неявки не сообщили, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом положений ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ прямо предусмотрено, что указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства этих лиц.
В пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка, в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.
Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3).
Правоотношения по вопросу исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, урегулированы положениями пунктов 23 - 39 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. №397.
В пункте 23 Правил формирования списка установлено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
В силу пункта 9 статьи 8 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указано, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г. (пункте 12, раздел IV), указано, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по месту жительства этих лиц; местом жительства несовершеннолетних лиц, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Антонова В.В., <данные изъяты> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку ее отец – <данные изъяты> умер <данные изъяты> а мать – Быстрова (Антонова) Ж.П. <данные изъяты>
Ранее истец была зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>
Постановлением Главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> назначена опекуном истца.
Постановлением Главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от <данные изъяты> <данные изъяты> истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и постановлена в соответствующую очередь.
Постановлением и.о. Главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от <данные изъяты> <данные изъяты> истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигшие возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В период с 2014 г. по 2020г. проходила обучение в <данные изъяты>
В судебном заседании суду апелляционной инстанции пояснила, что с 2015г. и по настоящее время проживает «гражданским браком» по адресу: <данные изъяты>.
С <данные изъяты> истец зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>, жилых помещений в собственности не имеет, до настоящего времени специализированным жилым помещением по договору найма не обеспечена.
<данные изъяты> истец обратилась в Окружное управление социального развития <данные изъяты> Министерства социального развития Московской области с заявлением об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства.
Распоряжением Министерства социального развития Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> Антоновой В.В. отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в городском округе Солнечногорск, поскольку заявление Антоновой В.В. о включении в список предоставлено не по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 397; в заявлении об исключении из списка по прежнему месту жительства не указаны сведения о наличии или отсутствии права собственности на жилое помещение, или права пользования по договору социального найма жилого помещения, или права пользования жилым помещением в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма.
Кроме того, указано, что при перемене места жительства несовершеннолетнего ребенка-сироты с заявлением об исключении его из списка по прежнему месту жительства и включении его в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства обращается его законный представитель.
Ввиду того, что истец не обеспечена жилым помещением по прежнему месту жительства, она имеет право на предоставление его по новому месту жительства. Указанное право сохраняется за ней до фактического обеспечения жилым помещением.
Ограничение истца в праве на передвижение и изменение места жительства не соответствует положениям Конституции РФ (ст. 27).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, изложенные выше в определении нормативные положения, свидетельствуют о том, что изменение места жительства лица из числа указанных в Законе №159-ФЗ категорий граждан, влечет начало (по заявлению указанных в Правилах лиц) процедуры изменения места учета такого лица.
Учитывая, что с 21 сентября 2022 года истец зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>, жилых помещений в собственности не имеет, до настоящего времени специализированным жилым помещением по договору найма не обеспечена, судом обоснованно были удовлетворены требования о включении по новому месту жительства в список лиц по Московской области для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории городского округа Солнечногорск Московской области.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, смена постоянного места жительства, а именно переезд из г. Мариинский Посад на постоянное место жительства в Московскую область, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.).
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и изложена в мотивировочной части решения суда.
Доводы жалобы апеллянта повторяют его позицию, изложенную в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с оценкой, данной судом представленным доказательствам, однако они не опровергают выводы суда, поскольку оснований не согласиться с изложенной в решении суда оценкой не имеется. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не указывают на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и опровергали бы выводы, изложенные в решении суда.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ,
определила:
Решение Солнечногорского городского суда Московской области от 28 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 ноября 2024г.