Дело № 2-4766/2020
(43RS0001-01-2020-008059-78)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2020 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Грухиной Е.С.,
при секретаре Лучниковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области к Метелеву А. С. о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области обратилась в суд с иском к Метелеву А.С. о возложении обязанности. В обоснование иска указала, что Метелев А.С. является собственником объекта незавершенного строительства (здание котельной) с кадастровым номером {Номер изъят}, расположенного по адресу: {Адрес изъят}. Ответчиком допущены нарушения градостроительного законодательства в связи с ненадлежащей эксплуатацией объекта незавершенного строительства - здания котельной с кадастровым номером {Номер изъят} (объект длительное время (более 5 лет) не эксплуатируется, не огорожен; на объект обеспечен свободный доступ посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних) указанные объекты незавершенного строительством в виде не принятия мер по консервации создают угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, по причине свободного доступа на объект. Просит обязать Метелева А.С. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по проведению консервации объекта незавершенного строительства - здания котельной с кадастровым номером {Номер изъят}, расположенного по адресу: {Адрес изъят}
Истец администрация Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
Ответчик Метелев А.С. в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что Метелев А.С. является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером {Номер изъят}, расположенного по адресу: {Адрес изъят}
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды принят Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которым
определены общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса); требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Статьей 3 указанного Федерального закона объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
В соответствии со ст. 35 указанного закона строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В силу ч. 1 ст. 37 указанного закона при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.
Прокуратурой Шабалинского района совместно с ОП «Шабалинское» МО МВД России «Котельничский» {Дата изъята} проведена проверка исполнения градостроительного законодательства на территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района с визуальным осмотром объекта незавершенного строительства - здания котельной, расположенной по адресу: {Адрес изъят}
При осмотре указанного объекта {Дата изъята} установлено, что собственником здания не приняты меры по его консервации, объект не огорожен, обеспечен свободный доступ в помещение котельной посторонних людей, в том числе несовершеннолетних. Непосредственно в указанном здании имеется несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, битых стекол. При визуальном осмотре здания на верхних железобетонных плитах с правой и левой сторон имеются видимые следы отделения плит от первоначального положения, что свидетельствует о непосредственной угрозе для жизни и здоровью граждан.
По результатам осмотра указанного объекта {Дата изъята} составлен акт проверки соблюдения градостроительного законодательства для направления в адрес администрации Ленинского городского поселения информации о принятии в рамках имеющихся полномочий мер по надлежащей эксплуатации объекта незавершенного строительства.
В соответствии с ч.1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В связи с тем, что органы прокуратуры не осуществляют надзор за соблюдением действующего градостроительного законодательства в отношении собственников имущества физических лиц, учитывая требования градостроительного законодательства, {Дата изъята} в адрес администрации Ленинского городского поселения была направлена информация о состоянии законности в сфере градостроительного законодательства и принятия в рамках имеющихся полномочий мер по надлежащей эксплуатации объекта незавершенного строительства.
В соответствии с ч.1 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городскою округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.
Решением Ленинской городской Думы Шабалинского района Кировской области четвертого созыва от {Дата изъята} {Номер изъят} утвержден порядок осмотра зданий и сооружений в МО Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и
другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов.
Во исполнение указанного Порядка осмотра зданий и сооружений распоряжением главы администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области от {Дата изъята} {Номер изъят} создана комиссия по проведения осмотра зданий и сооружений на территории Ленинского городского поселения в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания.
{Дата изъята} администрацией Ленинского городского поселения собственнику указанного объекта по месту его регистрации было направлено уведомление о проведении {Дата изъята} комиссии по осмотру указанного объекта на предмет обеспечения безопасности заказным письмом. Указанное уведомление собственником указанного объекта не получено и возвращено отправителю и им получено {Дата изъята}.
{Дата изъята} главой администрации Ленинского городского поселения утвержден составленный {Дата изъята} комиссией в отсутствие собственника здания акт осмотра здания котельной в {Адрес изъят}, согласно которому стеновые панели утратили жесткость сцепления с колонной из-за коррозии закладных деталей из металла и имеется вероятность их обрушения, что свидетельствует о непосредственной угрозе для жизни и здоровья граждан; объект не огорожен, имеется свободный доступ в здание котельной посторонних лиц; в помещение котельной организовано размещение твердых бытовых отходов. Собственником не соблюдается ст. 35 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ. Собственнику здания рекомендовано принять меры по обеспечению безопасности объекта незавершенного строительством здания котельной в {Адрес изъят}
{Дата изъята} администрацией Ленинского городского поселения собственнику указанного объекта по месту его регистрации был направлен акт осмотра незавершенного строительством объекта котельной от {Дата изъята} с фотографиями объекта для принятия мер по обеспечению безопасности объекта заказным письмом. Указанный акт с фотографиями объекта собственником указанного объекта не получен и возвращен отправителю.
Из анализа ст. 210 ГК РФ следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Таким образом, обязанности по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, в тот период, когда они не эксплуатируются, должны быть возложены на ответчика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства.
В соответствии с п.2 указанных Правил решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Согласно п. 3 Правил в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
В силу п.4 указанных Правил решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
В соответствии с п.9 указанных Правил в состав работ по консервации объекта входят в том числе: выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных); монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов; закрытие или сварка люков и крупных отверстий; принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Таким образом, ограждение строительной площадки и консервация объекта незавершенного строительства представляют собой приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что бездействием ответчика допущены нарушения градостроительного законодательства в связи с ненадлежащей эксплуатацией (объект длительное время (более 5 лет) не эксплуатируется, не огорожен; на объект обеспечен свободный доступ посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних) указанного объекта незавершенного строительством в виде не принятия мер по консервации указанного объекта капитального строительства, что создает угрозу, безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних; по причине свободного доступа на объект.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с Метелева А.С. в доход бюджета муниципального образования «Город Киров» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области удовлетворить.
Обязать Метелева А. С. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по проведению консервации объекта незавершенного строительства - здания котельной с кадастровым номером {Номер изъят}, расположенного по адресу: пгт. Ленинское, {Адрес изъят}. Взыскать с Метелева А. С. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Киров» в сумме 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.С. Грухина
Мотивированное заочное решение изготовлено 08.12.2020.