Дело №2-8525/2024
УИД 35RS0010-01-2024-012280-06
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 30 июля 2024 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Сухановой Е.Н.,
с участием помощника прокурора города Вологды Дементьева И.А.,
при секретаре Азаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Вологды, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области о возложении обязанности
установил:
заместитель прокурора города Вологды в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее – ТУ Росимущества по ВО), в котором просил возложить обязанность на ответчика включить в реестр федерального имущества объекты гражданской обороны- защитные сооружения №№ и №, расположенные в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в результате проверки состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены нарушения требований законов в сфере оформления прав на федеральное имущество, а именно защитные сооружения гражданской обороны.
Представитель истца Прокуратуры города Вологды Дементьев И.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Вологодской области по доверенности Калачев В.Н. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Ответчик ТУ Росимущества по ВО своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежаще.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 Закона № 28-ФЗ).
Согласно ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов
В силу ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п. 8 Порядка, федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление) объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных- округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Из положений п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, предусмотрено, что защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
На основании п. 2 Положения о совершенствовании учета федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 (далее - Положение №447), учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Согласно пп. «б» п. 4 Положения №447, учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.
Как следует из постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Приказом Росимущества от 23.06.2023 № 131 утверждено Положение о Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее - Положение №131).
Согласно п. 4 Положения №131 территориальный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, за исключением случаев, установленных пунктами 5.32 и 5.33 пункта 5 настоящего положения, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим положением.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки установлено, что в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> расположены объекты гражданской обороны - противорадиационные укрытия, инв. №№ и № (кадастровый №), которые балансодержателя не имеют, право собственности на них не зарегистрировано, объекты бесхозяйные.
Согласно сведениям, представленными Административным департаментом Администрации города Вологды от 19.03.2024 №, на основании постановления Администрации города Вологды от 09.08.2022 № 1223 «О прекращении права собственности городского округа города Вологды на нежилые помещения по адресу: <адрес>» право муниципальной собственности на указанные помещения прекращено в Управлении Росреестра по Вологодской области 16.08.2022. Указанные помещения исключены из реестра объектов муниципальной собственности города Вологды. Указанные объекты, расположенные по адресу: <адрес>, не являются защитными сооружения гражданской обороны типа «убежище», поскольку они переведены на эксплуатацию в качестве «укрытий», в соответствии с требованиями методических рекомендаций МЧС России от 30.12.2020 № 2-4-71-38-11 по организации перевода убежищ (противорадиационных укрытий) на эксплуатацию в качестве противорадиационных укрытий или укрытий с учетом оптимизации норм инженерно-технических мероприятий. Перевод защитных сооружений гражданской обороны типа «убежища» на эксплуатацию в качестве «укрытий» согласован с Департаментом гражданской обороны и защиты населения МЧС России, Главным управлением МЧС России по Вологодской области, что подтверждается отметками на паспортах объектов недвижимости (инв. №№,№).
Согласно информации Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24.06.2024 №их.№, в реестре собственности Вологодской области отсутствует информация об объектах - защитные сооружения гражданской обороны №№ и №.
Согласно информации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области от 25.06.2024 № в реестре федерального имущества отсутствует информация в отношении защитных сооружений гражданской обороны №№ и №.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости Филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Вологодской области от 20.06.2024 №№, 16.08.2022 право собственности городского округа города Вологды на нежилые помещения по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) прекращены.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Вологодской области от 20.06.2024 №№, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости - нежилое помещение (подвал), площадью 300 кв. м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами, учитывая, что защитные сооружения гражданской обороны находятся в федеральной собственности, собственник и правообладатель защитных сооружений гражданской обороны не определен, ответчиком меры по включению вышеприведенного защитного сооружения в реестр федерального имущества не приняты, установив наличие нарушений законодательства со стороны ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности требований заместителя прокурора города Вологды о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества объекты гражданской обороны- защитные сооружения №№ и №, расположенные в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (ИНН 3525237735) обязанность включить в реестр федерального имущества объекты гражданской обороны - защитные сооружения №№ и №, расположенные в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд, через Вологодский городской суд Вологодской области, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд, через Вологодский городской суд Вологодской области, в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Н.Суханова