Дело № 2а-655/2021 (УИД № 74RS0017-01-2021-000089-71)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2021 года г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Куминой Ю.С.
при секретаре Бурцевой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного ответчика Литвинова С.В.
административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области к Литвинову Сергею Викторовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Литвинову С.В. о взыскании задолженности в размере 2 809,84 руб., в том числе недоимки по транспортному налогу в размере 2 772,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 37,84 руб. (л.д.3-5).
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что Литвинов С.В. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги. Налоговым органом административному ответчику исчислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление с расчетом сумм, причитающихся к уплате в бюджет. Налогоплательщику направлено требование с предложением добровольной уплаты задолженности, однако до настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Ранее мировым судьей судебного участка № г. Златоуста был вынесен судебный приказ о взыскании с Литвинова С.В. задолженности по транспортному налогу, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен, в связи с поступлением возражений от должника.
Определением Златоустовского городского суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45), к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Жигунов Н.Ю.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №21 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.49).
Административный ответчик Литвинов С.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласился частично, указав, что автомобиль <данные изъяты> был продан им в феврале ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность по уплате транспортного налога за данный автомобиль за весь период ДД.ММ.ГГГГ. Транспортное средство снято им с регистрационного учета в ДД.ММ.ГГГГ. Против взыскания транспортного налога за автомобиль <данные изъяты> не возражал.
Заинтересованное лицо Жигунов Н.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.50).
Согласно ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Неявка в судебное заседание представителя административного истца, заинтересованного лица не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административный иск Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области подлежащим удовлетворению.
Положениями ч.1 ст.286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение (ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 ст.45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено п.2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 настоящего Кодекса.
В силу ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 ст.358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп.1 п.1 ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп.1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.360 НК РФ).
В силу ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, Литвинову С.В. в ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежали транспортные средства – <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № (л.д.11 – налоговое уведомление).
Из карточки учета транспортного средства собственником автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 92 л.с. является Литвинов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.32).
Из расширенной выписки регистрационных действий в отношении автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 115 л.с., следует, что административный ответчик Литвинов С.В. приобрел спорное транспортное средство ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 и являлся собственником до ДД.ММ.ГГГГ, после чего распорядился принадлежащим ему имуществом путем продажи (л.д.31).
Согласно п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, следующего за истекшим налоговым периодом.
Законом Челябинской области «О транспортном налоге» от 28.11.2002 года № 114-30 (с изменениями и дополнениями) установлены ставки налога в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии со ст.ст.359,361,362 НК РФ, ст.2 Закона № 114-ЗО «О транспортном налоге», исходя из мощности двигателя транспортного средства, ставки налога и количества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщике, начислен транспортный налог.
В силу статьи 2 Закона № 114-ЗО от 28.11.2002 «О транспортном налоге» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
С ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие налоговые ставки: на автомашины с мощностью двигателя до 100л.с. – 7,7 руб., на легковые автомашины с мощностью двигателя свыше 100л.д. до 150л.д. – 20 руб.
Размер транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ составит 2 772,00 руб. из следующего расчета:
- за автомобиль <данные изъяты>: 115 л.с. х 20,00 руб. х 12мес./12мес. = 2 300,00 руб.
- за автомобиль <данные изъяты>: 92 л.с. х 7,7 руб. х 8мес./12мес. = 472,00 руб.
В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 772,00 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ налогоплательщик должен выплатить пеню в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст.75 НК РФ)
Согласно ст.75 НК РФ за несвоевременную уплату налога на сумму недоимки по транспортному налогу начислена пеня.
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога Литвинову С.В., в порядке ст.69 НК РФ, направлено требование об уплате налога, пени № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 772,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 37,84 руб. с уплатой в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Как следует из расшифровки задолженности налогоплательщика Литвинова С.В., имеется задолженность по уплате транспортного налога в размере 2 772,00 руб., пени в размере 37,84 руб. (л.д.6).
Обязанность по уплате налогов налогоплательщиком не исполнена надлежащим образом.
Доказательств обратного суду не представлено.
Размер начисленного налоговой инспекцией Литвинову С.В. налога пени подробно приведен в исковом заявлении (л.д.4), расчете сумм пени (л.д.13) и ответчиком не оспаривается.
Возражая против заявленных требований, административный ответчик Литвинов С.В. указал, что не согласен со взысканием с него транспортного налога за автомобиль <данные изъяты>, поскольку он распорядился транспортным средством еще в феврале ДД.ММ.ГГГГ года, продав автомобиль. Снять с регистрационного учета автомобиль удалось лишь в ДД.ММ.ГГГГ году.
В обоснование изложенных возражений, административным ответчиком представлен договор купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42), согласно которому Литвинов С.В. (продавец) продал, а Жигунов Н.Ю. (покупатель) купил автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, регистрационный знак №. Договор составлен на бланке, в простой письменной форме, подписан сторонами.
Данный довод не может быть принят в качестве отказа административному истцу во взыскании с Литвинова С.В. транспортного налога на автомобиль <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ на основании следующего.
Как уже отмечало ранее, плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство (ст.357 НК РФ).
Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Таким образом, действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат на налогоплательщике.
На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.
Учитывая, что спорное транспортное средство <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственный регистрационный знак №, было продано административным ответчиком Литвиновым С.В. в ДД.ММ.ГГГГ года, а снято с регистрационного учета лишь в ДД.ММ.ГГГГ года, обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ лежит исключительно на прежнем владельце, т.е. на административном ответчике, в связи с чем, заявленные требования законны и обоснованы.
По каждому делу, вытекающему из публичных правоотношений, следует выяснять, соблюдены ли сроки обращения в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, то выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении должны содержаться в решении суда.
Частью 2 ст.286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (ст.196 ГК РФ), начала его течения (ст.200 ГК РФ) и последствий пропуска такого срока (ст.199 ГК РФ) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 03.10.2006 года № 439-О, от 18.12.2007 года № 890-О-О, от 20.11.2008 года № 823-О-О, от 24.09.2013 года № 1257-О, от 29.01.2015 года № 212-О и др.). Истечение срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (п.2 ст.199 ГК РФ).
Приведенные правовые подходы в полной мере применимы и к сроку, установленному для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, в силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области в ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье судебного участка № г. Златоуста Челябинской области с заявлением о вынесении в отношении Литвинова С.В. судебного приказа о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам и пени (л.д.35-38).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № г. Златоуста вынесен судебный приказ о взыскании с Литвинова С.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области задолженности по уплате обязательных платежей и санкций, в том числе, транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 772,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 37,84 руб. (л.д.39).
Определением мирового судьи, и.о. мирового судьи судебного участка № г. Златоуста, от ДД.ММ.ГГГГ вынесенный судебный приказ был отменен, в связи с поступлением возражений должника (л.д.40,41).
Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000,00 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п.2 настоящей статьи.
В силу п.2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2 п.3 ст.48 НК РФ).
Учитывая, изложенное исчисление срока регулируется положениями абзацев 2 и 3 п.2 ст.48 НК РФ.
Согласно положениям действующего законодательства, с исковым заявлением в суд о взыскании недоимки налоговый орган был праве обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев).
Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области обратилась в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3).
Таким образом, сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
На основании ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем, руководствуясь пп.1 п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 400,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 21 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 21 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 2 772 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 37 (░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 84 ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 21 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░ 7404008223; ░/░ 40101810400000010801 ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 047501001; ░░░░░ 75712000; ░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) – 18210604012021000110, ░░░ (░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) - 18210604012022100110.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░