Дело № 2-464\19
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
1 марта 2019года гор. Владивосток
Первореченский районный суд гор. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Каленского С.В.,
с участием прокурора Талаевской Ю.С.,
при секретаре Акушевич В.С.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ1 Рє ФГКОУ «Нахимовское Р’РњРЈ РњРћ РФ» РІ лице Филиала РќР’РњРЈ (Владивостокское РџРљРЈ), Рѕ восстановлении РЅР° работе взыскании заработной платы Р·Р° время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
установил:
Р¤РРћ1 обратился РІ СЃСѓРґ, СЃ вышеуказанными требованиями ссылаясь РЅР° следующие обстоятельства.
С ДД.ММ.ГГГГ он работает в должности воспитателя учебных курсов в ФГКОУ «Владивостокское Президентское кадетское училище»(ныне ФГКОУ «Нахимовское ВМУ МО РФ» в лице Филиала НВМУ (Владивостокское ПКУ).
ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° РёРјСЏ начальника Филиала РќР’РњРЈ поступила служебная записка старшего воспитателя (начальник РєСѓСЂСЃР°) Р¤РРћ5, РІ которой РѕРЅ указал, что после внеплановой проверки служебных помещений, воспитатель Р¤РРћ20 ДД.РњРњ.ГГГГ РІ 16.45 построил РІР·РІРѕРґ РІ распоряжении роты, начал производить разбор (анализ) РІ РіСЂСѓР±РѕР№ форме, превышая СЃРІРѕРё служебные полномочия, оскорбляя честь Рё достоинство всего вверенного ему РІ подчинение РІР·РІРѕРґР°. Рнформация РѕР± этом поступила РѕС‚ воспитанника Р¤РРћ8.
ДД.РњРњ.ГГГГ ему была выдана служебная записка старшего воспитателя (начальник РєСѓСЂСЃР°) Р¤РРћ5 Рё Уведомление РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рѕ предоставлении объяснительной РїРѕ факту применения методов воспитания, связанных СЃ физическим Рё психическим насилием над личностью обучающегося Р¤РРћ8 ДД.РњРњ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ он предоставил объяснительную, которая зарегистрирована ответчиком за входящим №. В объяснительной указал, что пунктами 2.27 и 2.32 Должностной инструкции, он как воспитатель класса обязан: не допускать проноса на территорию Филиала НВМУ продуктов питания, медицинских препаратов и других запрещенных предметов; обеспечивать соблюдение воспитанниками требований внутреннего распорядка, правил проживания и приема пищи, установленные в Филиале НВМУ.
После внеплановой проверки помещений для проживания нахимовцев 11-Р’ класса, РѕРЅ провел мероприятие РїРѕ разбору выявленных замечаний Рё недостатков. Р’ С…РѕРґРµ построения была организована проверка рюкзаков воспитанников, РІ которых обнаружены продукты питания, запрещенные Рє РїСЂРѕРЅРѕСЃСѓ РЅР° территорию училища: кофе, лапша быстрого приготовления, сахар, чай, РїСЂСЏРЅРёРєРё. РљСЂРѕРјРµ того Сѓ нахимовца Р¤РРћ8 обнаружен протеин, употребление которого РІ подростковом возрасте запрещено.
Продукты воспитанники доставали из рюкзаков сами и уничтожали по его требованию. Психического и физического насилия в отношении воспитанников не применял.
Служебная записка старшего воспитателя Р¤РРћ5 РґРѕРІРѕРґРѕРІ Рѕ насилии РЅРµ содержит. Р’ ней нет указания РЅР° то, какие конкретные действия оскорбили честь Рё достоинство воспитанников, РІ чём заключается превышение служебных полномочий Рё что означает «разбор (анализ) РІ РіСЂСѓР±РѕР№ форме».
Несмотря на доводы объяснительной, он уволен с замещаемой должности в связи с применением педагогическим работником методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанника, пункт 2 статьи 336 ТК РФ.
Мотивы, по которым работодатель пришел к выводу о том, что он применил насилие в отношении воспитанников 11-В класса, со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права, в оспариваемом приказе не изложены и ему не известны.
В силу пункта 3 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников.
При отсутствии вины работника нет дисциплинарного проступка и, следовательно, нет оснований для применения дисциплинарного взыскания.
Пункт 2 статьи 336 ТК РФ предусматривает в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора с педагогическим работником увольнение за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Обвинение в применении непедагогических методов воспитания без проведения соответствующего расследования не допускается.
Результаты внеплановой проверки служебных помещений, которая проведена ДД.ММ.ГГГГ, были доведены до его сведения старшим воспитателем.
Старший воспитатель потребовал провести анализ результатов внеплановой проверки, поэтому требование, адресованное воспитанником 11-В класса, достать продукты из рюкзаков и последующее уничтожение продуктов - это реализация должностных обязанностей, и выполнение прямого указания старшего воспитателя по поддержанию правил поведения, установленных в Филиале НВМУ.
Педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.
Педагогическому работнику должны быть обеспечены условия для участия в расследовании, должна быть обеспечена открытость такого расследования. С результатами расследования, о проведении которых неизвестно, истец не ознакомлен.
Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм обучающегося физической силы, принудительного физического воздействия. Проявлением физического насилия могут быть побои и любые другие действия, причиняющие боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т.д.
Психическое насилие - это такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание, в частности может понижать его нравственный (духовный), социальный статус.
Рстец РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконными Рё РЅРµ порождающими правовых последствий СЃ момента издания приказ Филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-РјРѕСЂСЃРєРѕРµ училище Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (Владивостокское президентское кадетское училище) РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рє. Восстановить РІ должности воспитателя СЃ 26.10.2018Рі. Взыскать заработную плату Р·Р° время вынужденного прогула, денежную компенсация морального вреда РІ размере 50 000 рублей, расходы РЅР° оплату правовой помощи 100 000 рублей.
В судебном заседании истец поддержал изложенное в исковом заявлении. Пояснил о том, что работает в училище с момента его образования. Никаких локальных актов и инструкций о том, как должны работать, с детьми нет. Все дети знают, что нельзя проносить продукты в училище, однако данное правило было нарушено. Умысла кого-то унижать не имелось. Пакет с протеином в лицо не бросал.
Представитель истца РІ судебном заседании настаивала РЅР° удовлетворении заявленных требований РїРѕ основаниям Рё доводам, изложенным РІ РёСЃРєРµ. Пояснила СЃСѓРґСѓ Рѕ том, что служебное расследование РїРѕ событиям ДД.РњРњ.ГГГГ РЅРµ проводилось. Служебное расследование предполагает РЅРµ только получение служебной записки РѕС‚ ребенка, который считает себя обиженным, РіР» Рё получение экспертных заключений РѕС‚ незаинтересованных лиц. Р’ соответствии СЃ записью камер видеонаблюдения, построение проходило три минуты. Р—Р° это время нельзя применить те методы, Рѕ которых заявляет ответчик Рё Р·Р° которые наказывают Р¤РРћ1. Только РґРІРµ РёР· опрошенных воспитанников РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ том, что Р¤РРћ1 применял нецензурную лексику, остальные РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что РЅРµ РїРѕРјРЅСЏС‚, РЅРµ слышали. Допрошенный педагог-психолог Перова так Р¶Рµ пояснила, что РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ слышала, чтобы Р¤РРћ1 применял нецензурную лексику. Воспитанник Белый написал записку вечером ДД.РњРњ.ГГГГ РІ 18 часов, РЅР° что показывает свидетель РЎСѓРјРёРЅ Рё подтверждает педагог-психолог. Однако РІ качестве оснований увольнения послужила записка РѕС‚ 18 числа. Таким образом, училище приняло меры Рє переоформлению написанной записки Белым. Факт применения физического насилия своего подтверждения РІ судебном заседании РЅРµ нашел. Согласно должностной инструкции Р¤РРћ1 должен следить, чтобы РЅРµ было запрещенной продукции, однако алгоритм действий РЅРµ установлен.
Представитель ответчика СЃ требованиями РЅРµ согласился Рё РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РїСѓРЅРєС‚ 4.3 должностной инструкции воспитателя учебного РєСѓСЂСЃР° филиала РќР’РњРЈ (Владивостокское РџРљРЈ), утвержденной начальником филиала (РІ пределах предоставленных полномочий) ДД.РњРњ.ГГГГ РѕР± ответственности Р·Р° применение, РІ том числе однократное, методов воспитания, связанных СЃ физическим Рё психическим насилием над личностью воспитанника Рё Рѕ том, что увольнение Р·Р° данный проступок РЅРµ является мерой дисциплинарной ответственности, Рё доведенный ДД.РњРњ.ГГГГ РґРѕ Р¤РРћ1, соответствует требованиям Закона «Об образовании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, пункту 2 статьи 336 РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё пункту 52 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 17.03.2004 в„– 2.
Как следует РёР· материалов, послуживших основанием для издания приказа начальника филиала РќР’РњРЈ (Владивостокское РџРљРЈ) (РїРѕ кадрам) РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–Рє Рѕ расторжении трудового РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ истцом, разбирательство РїРѕ факту применения Р¤РРћ1 методов воспитания, связанных СЃ физическим Рё психическим насилием над личностью воспитанника, проводилось лично начальником филиала СЃ привлечением должностных лиц, рассмотрением заявлений воспитанников, Рё РѕРїСЂРѕСЃРѕРј воспитанника Р¤РРћ8
В соответствии с пунктом 90 Устава НВМУ, истцу была предоставлена копия служебной записки руководителя структурного подразделения, послужившая основанием для проведения разбирательства. В целях защиты интересов обучающихся, другие материалы разбирательства истцу не доводились. Письменные обращения о представлении документов, связанных с работой не поступали.
Педагогический работник в силу наличия у него специальных знаний по возрастной психологии легко может использовать их как во благо, так и во вред ребенку. Он может натравить сверстников, выставить ученика в неприглядном свете перед родителями и сверстниками или, наоборот, создать благоприятную атмосферу, сгладить конфликты. Все это естественным образом отразится на успеваемости и общем психоэмоциональном состоянии: от суицидальных попыток до продвижения в отличники. Педагогические работники обязаны: соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Служебные записки обучающихся Р¤РРћ8, Р¤РРћ15, Р¤РРћ12, Р¤РРћ13, Р¤РРћ11, Р¤РРћ7, Р¤РРћ16 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ; протокола беседы СЃ обучающимся Р¤РРћ8 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ; объяснение Р¤РРћ1 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ 16.45 истец построил воспитанников РІ РєРѕСЂРёРґРѕСЂРµ между помещениями в„–в„– Рё 125 довел РґРѕ РЅРёС… обнаруженные руководством, замечания РїРѕ содержанию жилых помещений, после чего отдал распоряжение воспитаннику Р¤РРћ15 вынести РёР· помещения в„– рюкзаки воспитанников, отдал распоряжение РѕР± извлечении РёР· рюкзаков всех предметов, находящихся РІ РЅРёС…, обнаружив продукты питания Рё пакет СЃ протеином РІ рюкзаке воспитанника Р¤РРћ8, начал оскорблять нецензурными словами его Рё остальных воспитанников, затем схватив воспитанника Р¤РРћ8 Р·Р° одежду, выдернул его РёР· строя, разорвал пакет СЃ протеином Рё начал физически, Рё заставлял его употреблять этот протеин, затем высыпал содержимое пакета воспитаннику Р¤РРћ8 РЅР° голову. После этого истец отдал распоряжение воспитанникам РІСЃРµ продукты РёР· жилых помещений собрать Рё бросить РїРѕРґ РЅРѕРіРё воспитаннику Р¤РРћ8
Р¤РРћ1 используя положение педагогического работника Рё обязанностью обучающихся, закрепленной РІ Рї. 81 Устава РќР’РњРЈ «уважать руководителей, воспитателей, педагогов Рё старших, точно Рё РІ СЃСЂРѕРє выполнять РёС… поручения Рё распоряжения РІ пределах РёС… полномочий, касающиеся учебной, воспитательной Рё иных РІРёРґРѕРІ повседневной деятельности» позволил себе действия, нарушающие права обучающихся, закрепленные РІ Рї.9 С‡.1 СЃС‚. 34 Закона в„– 273-ФЗ РѕР± уважении человеческого достоинства, защиты РѕС‚ всех форм физического Рё психического насилия, оскорбления личности, охрану Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ.
Руководство филиала НВМУ (Владивостокское ПКУ) оценило эти действия как однократное применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанника. Вопреки мнению истца, для квалификации проступка не требуется наступления негативных последствий и установления причинно-следственной связи между действиями и наступившими последствиями, достаточным является установление факта применения непедагогических методов воспитания. При принятии решения об увольнении истца, руководством филиала были учтены: предыдущее поведение, исполнение трудовых обязанностей и другие документальные сведения, характеризующие личность заявителя, наличие приговора.
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РІ своем заключении указала РЅР° необоснованность заявленных требований, отсутствие оснований для восстановления РЅР° работе. Р’ С…РѕРґРµ судебного разбирательства факт применения Р¤РРћ1 недопустимых форм воспитания нашел СЃРІРѕРµ подтверждение.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, СЃСѓРґ полагает, что требования Р¤РРћ1 РЅРµ подлежат удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 Конституции РФ каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Требования, предъявляемые законодательством РѕР± образовании Рє педагогическим работникам СЃ учетом специфики РёС… трудовой деятельности Рё задач, стоящих перед системой образования, касаются РЅРµ только РёС… профессиональной подготовки, деловых качеств, РЅРѕ Рё морально-нравственного СѓСЂРѕРІРЅСЏ. Ртим обусловлено наличие РІ РўСЂСѓРґРѕРІРѕРј кодексе Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации главы 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников» дополнительного основания прекращения трудового РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ педагогическими работниками - применения, РІ том числе однократного, методов воспитания, связанных СЃ физическим Рё (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (РїСѓРЅРєС‚ 2 статьи 336 РўРљ Р Р¤).
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Р¤РРћ1 СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ работал РІ должности воспитателя учебных РєСѓСЂСЃРѕРІ РІ ФГКОУ «Владивостокское Президентское кадетское училище»(ныне ФГКОУ «Нахимовское Р’РњРЈ РњРћ РФ» РІ лице Филиала РќР’РњРЈ (Владивостокское РџРљРЈ)(Р».Рґ.9-13).
Приказом N 376 Рє РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ трудовой РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ Р¤РРћ1 расторгнут РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ применением педагогическим работником методов воспитания, связанных СЃ физическим Рё психическим насилием над личностью воспитанника(РїСѓРЅРєС‚ 2 СЃС‚.336 РўРљ Р Р¤). Основанием явилось служебная записка начальника филиала(РїРѕ воспитательной работе) служебная записка старшего воспитателя Р¤РРћ5, служебная записка педагого-психолога Р¤РРћ19, служебная записка воспитателя Р¤РРћ9, служебные записки обучающегося Р¤РРћ8, Р¤РРћ15, Р¤РРћ12, Р¤РРћ13, Р¤РРћ11, Р¤РРћ16, Р¤РРћ7, объяснение воспитателя Кислева РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, протокол беседы СЃ обучающимся Р¤РРћ8 РѕС‚ 19.10.2018(Р».Рґ.26).
Согласно п. 3 ст. 43 Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников.
Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
Согласно п. 9 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Р’ соответствии СЃ должностной инструкцией воспитателя учебного РєСѓСЂСЃР°: воспитатель учебного РєСѓСЂСЃР° обязан знать: Федеральный закон «Об образовании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», педагогику, детскую, возрастную Рё социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные Рё возрастные особенности детей Рё подростков, возрастную физиологию, педагогическую этику; _теорию Рё методику воспитательной работы, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов СЃ воспитанниками, РёС… родителями (законными представителями), технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, РёС… профилактики Рё разрешения; трудовое законодательство (РїСѓРЅРєС‚ 1.5); воспитатель учебного РєСѓСЂСЃР° обязан: обеспечивать Рё контролировать соблюдение прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ обучающихся (РїСѓРЅРєС‚ 2.55). Согласно Рї.4.3 Должностной инструкции Р·Р° применение, РІ том числе однократной, методов воспитания, связанных СЃ физическим Рё психическим насилием над личностью воспитанника, воспитатель учебного РєСѓСЂСЃР° может быть освобожден РѕС‚ занимаемой должности РІ соответствии СЃ РўРљ Р Р¤ Рё ФЗ «Об образовании». Увольнение Р·Р° данный проступок РЅРµ является мерой дисциплинарной ответственности. Рнструкция утверждена начальником филиала ДД.РњРњ.ГГГГ доведенный ДД.РњРњ.ГГГГ РґРѕ Р¤РРћ1(Р».Рґ.105-120).
Согласно служебной записке старшего воспитателя Р¤РРћ5 воспитатель 3 РІР·РІРѕРґР° Р¤РРћ1 ДД.РњРњ.ГГГГ РІ 16 час.45 РјРёРЅ. построил РІР·РІРѕРґ РІ расположении роты, РЅР° против РєСѓР±СЂРёРєРѕРІ проживания воспитанников, РІ РіСЂСѓР±РѕР№ форме начал производить разбор, превышая СЃРІРѕРё полномочия, оскорбляя честь Рё достоинства вверенного ему РІ подчинение РІР·РІРѕРґР°.
Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Р’ объяснении РїРѕ указанным фактам ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1 оспаривает факт нарушений, считает СЃРІРѕРё действия соответствующие должностной инструкции(Р».Рґ.127).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения дела опрошены в присутствии представителя органов опеки и попечительства несовершеннолетние воспитанники училища.
Так, Р¤РРћ10 РїРѕСЏСЃРЅРёР» СЃСѓРґСѓ Рѕ том, что ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅ убыл РІ военкомат для получения РїСЂРѕРїРёСЃРЅРѕРіРѕ Рё вернулся приблизительно РІ 17-18 вечера перед СѓР¶РёРЅРѕРј. Были разные версии, которые ему рассказывали РѕРґРЅРѕРіСЂСѓРїРЅРёРєРё, РїРѕ РѕРґРЅРѕР№ РёР· РЅРёС… была проверка имущества, было неуважительное отношение, Р¤РРћ21 РѕСЃРєРѕСЂР±РёР» Р¤РРћ1. Вторая версия РЅРµ сильно отличается РѕС‚ предыдущей. РЎРѕ слов РѕРґРЅРѕРіСЂСѓРїРЅРёРєРѕРІ РїРѕРЅСЏР», что это было РІ оскорбительной форме.
Р¤РРћ11 РїРѕСЏСЃРЅРёР» Рѕ том, что РїСЂРё построении ДД.РњРњ.ГГГГ присутствовал, всех построил Р¤РРћ1, нахимовцы вытащили портфели, так как была проверка Рё РІ комнате нашли еду. Р¤РРћ1 сказал вытащить портфель Р¤РРћ24 Рё еще РєРѕРјСѓ-то. Р¤РРћ23 сказал, что Сѓ него ничего РЅРµ нашли Рё, что РѕРЅ «не РїСЂРё делах». Р¤РРћ1 разозлился, вытряхнул портфель РЅР° РїРѕР», Сѓ Белого РІ портфеле был протеин, РѕРЅ толкнул Белого РІ стену, то ли сразу РєРёРЅСѓР» ему протеин, то ли сначала порвал пакет СЃ протеином Рё сказал «жри» Рё потом РІСЃРµ, что было, повытряхивал РЅР° РїРѕР» Рё потоптал. Р’СЃРµ, что происходило, это была РЅРµ РЅРѕСЂРјР°, РЅРѕ Рё неправильно, это было РІ жесткой форме. Сам написал, служебную записку первому заместителю после Р¤РРћ1. РќР° РІРѕРїСЂРѕСЃ представителя истца, РїРѕСЏСЃРЅРёР», что сам решил написать служебную записку, РјРѕРі написать рапорт, для него это РѕРґРЅРѕ Рё то Р¶Рµ. Ему никто РЅРµ советовал написать такой формы Рё содержания документ. Данную записку передал командиру РІР·РІРѕРґР°. РћРЅ РёС… всех собрал Рё передал Р¤РРћ25 Данную записку писал РЅР° следующий день или через день. Р’ построении участвовала так Р¶Рµ Р¤РРћ9 Р¤РРћ1 сам вытряхивал СЃСѓРјРєСѓ Р¤РРћ26 РќР° РІРѕРїСЂРѕСЃ представителя истца Рѕ том, ругался ли Р¤РРћ1 нецензурной бранью, РїРѕСЏСЃРЅРёР» «Вроде было».
Р¤РРћ12 РїРѕСЏСЃРЅРёР» СЃСѓРґСѓ, что знает Р¤РРћ1, имеются неприязненные отношения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ его отношением Рє ученикам. ДД.РњРњ.ГГГГ присутствовал РЅР° построении, которое было организовано, так как нашли РјРЅРѕРіРѕ еды Рё спортивной смеси. РџСЂРё построении было предложено выставить портфели Рё СЃСѓРјРєРё перед строем. Были выставлены портфели Р¤РРћ27 Р¤РРћ28 Р¤РРћ29 Р¤РРћ30 Р¤РРћ1 начала вытряхивать содержимое портфелей РЅР° РїРѕР». Р’ первом портфеле ничего РЅРµ было, второй портфель был Р¤РРћ22 РёР· него высыпались спортивное питание, медикаменты, пару шоколадок. Р¤РРћ1 начал кричать, материться. Р’СЃРµ кончилось тем, что РѕРЅ РІР·СЏР» порошок СЃРѕ спортивным питанием Рё Р±СЂРѕСЃРёР» Р¤РРћ32 РІ лицо. После этого, РѕРЅ распустил строй, сказав собрать РІ РѕРґРЅСѓ кучу продукты питания, разломать Рё заставил Р¤РРћ35 убирать. Р’ дальнейшем были написаны служебные записки, так как подошел Р¤РРћ33 Рё сказал, что Р¤РРћ34 отнес служебную записку командиру роты Рё командир роты сказал написать еще, чтобы были свидетели. РџСЂРё написании служебной записки никто РёР· руководства РЅРµ присутствовал. Вместе СЃ соседом Каменьщиковым была написана служебная записка, которую забрал заместитель РІР·РІРѕРґР° Молчанов Рё отнес командиру роты. После этих событий, Р¤РРћ1 РїРѕРґС…РѕРґРёР» Рё РіРѕРІРѕСЂРёР», что РѕРЅ относился хорошо Рє нам, Р° его подставили.
Так Р¶Рµ свидетель РїРѕСЏСЃРЅРёР», что Сѓ Р¤РРћ1 было предвзятое отношение Рє части. Ненормативную лексику РѕРЅ употреблял часто. Был инцидент, РєРѕРіРґР° РѕРЅ оставил удостоверение РЅР° полке, Р¤РРћ1 его забрал Рё РґРІРµ недели РіРѕРІРѕСЂРёР», что РѕРЅРѕ утеряно, РЅРµ пуская РІ увольнение, хотя сосед РїРѕ комнате видел, что РѕРЅ его забрал. РЎРѕ стороны руководства РЅРµ оказывалось давление РїСЂРё написании служебной записки. Служебную записку писал 18 числа.
Свидетель Р¤РРћ13 РїРѕСЏСЃРЅРёР», что Р¤РРћ1 РІ училище был офицер воспитатель. Отношения СЃ РЅРёРј были нормальные, после ДД.РњРњ.ГГГГ ухудшились. Р’ этот день была проверка ротного хозяйства, так как было выявлено РјРЅРѕРіРѕ недостатков, Р¤РРћ1 отреагировал резко, приказал достать СЃРІРѕРё вещи. Всех построили. Сначала РѕРЅ резко высказывался Рѕ том, что Р·Р° РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј РЅРµ следим. Нецензурную брань РїСЂРё этом РЅРµ употреблял. РћРЅ приказал достать портфели Рё начал РёС… обыскивать. РЈ Р¤РРћ36 нашли протеин. Р¤РРћ1 РІР·СЏР» протеин Рё начал спрашивать, «что это такое?В». Р¤РРћ40 сказал, что это протеин, Рё РѕРЅ его пьет для занятий спортом. Р¤РРћ1 РІР·СЏР» пакет Рё сильно прислонил Рє лицу, РІ устной форме сказав «жри». РћРЅ РІР·СЏР» Р¤РРћ38 Рё начал трясти его Р·Р° тельняшку, высказывая грубые слова. Пакет порвался. Р¤РРћ1 заставил писать объяснительную. Собрав РІСЃРµ продукты РІ ведро Рё приказав Р¤РРћ37 убрать РІСЃРµ это. После того как Р¤РРћ39 написал служебную записку, Рє нему подошел командир роты Р¤РРћ41 Рё РїРѕРїСЂРѕСЃРёР» подтвердить что произошло. Служебную записку написал 17 числа. РС… вывал Р¤РРћ42 Рё спрашивал, что было РЅР° построении, оказывалось ли давление. После этого было еще несколько построений. РљРѕРіРґР° Р¤РРћ1 узнал, что РЅР° него написали служебные записки, РѕРЅ высказывался, что «мы гнилые, нас РЅРµ РІРѕР·СЊРјСѓС‚ РІ военное училище», вспоминал репрессии 1937 РіРѕРґР°, высказывал слова «мрази», «гниды». РџСЂРё написании служебной записки давления РЅРµ оказывалось. После произошедшего, беседовал психолог, спрашивал, что произошло. Служебная записка была написана, РґРѕ того как РЎСѓРјРёРЅ беседовал.
Свидетель Р¤РРћ14 РїРѕСЏСЃРЅРёР» Рѕ том, что является заместителем командира РІР·РІРѕРґР° среди курсантов. Распоряжения командир передает через него. РџСЂРё отсутствии командира РѕРЅ исполняет его обязанности. Р¤РРћ1 неприязненных отношений РЅРµ имеет. ДД.РњРњ.ГГГГ построили РІР·РІРѕРґ, Р¤РРћ1 РіРѕРІРѕСЂРёР», что РІ некоторых кубриках была найдена еда, Белый Рё еще трое нахимовцев достали рюкзаки, так как Белый это делал медленно, РѕРЅ обратил РЅР° себя внимание. Р¤РРћ1 РїРѕРјРѕРі вытряхнуть портфель Р¤РРћ45, РёР· него посыпались печенье Рё протеин. Р¤РРћ1 выдернул его РёР· строя Рё поставил перед РЅРёРј, РІР·СЏР» протеин сказал сначала съесть его, потом швырнул РІ лицо. Кричал. Была нецензурная брань, РЅРѕ РЅРµ РІ адрес Р¤РРћ43 называл «дебилами». Продукты питания были выкинуты. Р¤РРћ48 написал служебную записку. РќР° следующее утро, его вызвал командир роты Р¤РРћ46 Рё еще Р¤РРћ47 как командира отделения Р¤РРћ44 Рё сказал написать служебные записки РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ увиденного Рё еще человека 3-4 свидетелями. РћРЅ собрал служебные записки Рё отнес РёС… Р¤РРћ49 Служебная записка была написана РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ настоянием руководства, каждый писал служебные записки сам. Служебные записки были написаны для подтверждения записки Р¤РРћ50 Так Р¶Рµ беседовал психолог, который спрашивал, оказывалось ли давление.
Свидетель Р¤РРћ8 РїРѕСЏСЃРЅРёР» СЃСѓРґСѓ, что ДД.РњРњ.ГГГГ пришли после занятий, была проверка ротного хозяйства. Р’Р·РІРѕРґ построили вдоль стенки, Р¤РРћ1 сказал, что была проверка Рё обнаружили еду РІ комнатах Рё первый РєСѓР±СЂРёРє должен вынести портфели. РћРЅ вынес портфели вместе СЃ товарищами, Р¤РРћ1 сказал раскрыть портфель. РћРЅ стал вытаскивать вещи аккуратно, Р¤РРћ1 разозлился Рё просто РІСЃРµ вытряхнул. Р’ портфеле была еда, протеин Рё РїСЂСЏРЅРёРєРё. Дальше Р¤РРћ1, выхватил его Р·Р° одежду, поставил перед строем Рё начал рассказывать показательный случай, оскорблять РІР·РІРѕРґ, оскорблять лично его, ругаясь нецензурной бранью. РћРЅ РІР·СЏР» пакет СЃ протеином Рё РїРёС…РЅСѓР» его РІ лицо, сказал РІ РіСЂСѓР±РѕР№ форме, что Р±С‹ РѕРЅ ел протеин, РїСЂРё этом пакет порвался Рё высыпался РЅР° одежду, лицо. РљРѕРіРґР° РѕРЅ поднес пакет Рє лицу - РјРѕР¶РЅРѕ сказать, что приложил его СЃ силой - РѕС‚ чего РѕРЅ ударился РѕР± стенку. Продукты убирал РїРѕ приказу Р¤РРћ1. Служебную записку написал сам. После этого, примерно через РґРІР° РґРЅСЏ Р¤РРћ1 РїРѕРґС…РѕРґРёР» Рє нему Рё сказал, что РѕРЅ «крыса», его РЅРµ РІРѕР·СЊРјСѓС‚ РІ училище. Записка была написана утром ДД.РњРњ.ГГГГ, точно пояснить РЅРµ может.
Свидетель Р¤РРћ15 РїРѕСЏСЃРЅРёР» СЃСѓРґСѓ Рѕ том, что ДД.РњРњ.ГГГГ была проверка РєСѓР±СЂРёРєРѕРІ. РЈ курсанта Белого обнаружили протеин Рё еду. РЎСѓРјРєРё сказали выносить ему, Р¤РРћ51 Р¤РРћ52 Р¤РРћ53 Р¤РРћ1 вытряхнул СЃСѓРјРєСѓ, потом начал кидаться РІ Р¤РРћ55 едой, шоколадом, протеином, дернул его РёР· строя РЅР° середину, РІР·СЏР» пакет СЃ протеином Рё сказал «жри». РџРѕРјРЅРёС‚, что называл Р¤РРћ54 «уродом». РќР° следующий день РёС… собрал командир роты Рё СЃРїСЂРѕСЃРёР» что было, РїРѕРїСЂРѕСЃРёР» написать служебные записка. РС… написали либо РЅР° следующий день, либо через РґРІР° РґРЅСЏ. Точно РЅРµ РїРѕРјРЅРёС‚. РџСЂРё построении так Р¶Рµ присутствовала классный руководитель.
Свидетель Р¤РРћ16 РїРѕСЏСЃРЅРёР» СЃСѓРґСѓ Рѕ том, что ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1 построил РІР·РІРѕРґ, сказал вынести СЃСѓРјРєРё. РЈ Р¤РРћ56 нашли еду Рё протеин, после этого Р¤РРћ1 начал вытряхивать СЃСѓРјРєРё Рё разбрасываться едой. Р¤РРћ1 поднес пакет СЃ протеином РІ лицо Белому Рё сказал съесть его, вывел Р¤РРћ57 РёР· строя, Р·Р° одежду. Р¤РРћ1 выражался РІ адрес всего строя, РіРѕРІРѕСЂРёР» «негодяи», «свиньи». Р’СЃСЋ еду вывали РЅР° РїРѕР», разрывали, топтали. После этого Р¤РРћ58 сказал написать служебные записки тем, кто хочет. Служебная записка была написана РїРѕ своей инициативе.
Свидетель Р¤РРћ17 РїРѕСЏСЃРЅРёР» СЃСѓРґСѓ Рѕ том, что ДД.РњРњ.ГГГГ РІСЃРµ находились РЅР° занятии, пришла администрация Рё провела проверку ротного хозяйства. После занятий было построение РІР·РІРѕРґР°, Рё РІСЃРµ собирали имеющуюся еду РІ кучу. Р¤РРћ1 вытряхнул портфель Белого, Сѓ которого был найден протеин. Р¤РРћ1 швырнул ему протеин РІ лицо, пакет порвался Рё обсыпал Р¤РРћ61 Р’СЃРµ продукты питания утилизировали. РљРѕРіРґР° было построение Р¤РРћ1 РЅРµ выражался нецензурной бранью. Портфель Р¤РРћ59 был вытряхнут Р¤РРћ1, так как Р¤РРћ60 РЅРµ хотел доставать содержимое портфеля. Служебную записку никто РЅРµ предлагал написать.
Свидетель Р¤РРћ18 РїРѕСЏСЃРЅРёР» СЃСѓРґСѓ Рѕ том, что ДД.РњРњ.ГГГГ была проверка РєСѓР±СЂРёРєРѕРІ. Потом всех построил воспитатель Рё сказал вынести рюкзаки. РљСѓР±СЂРёРє Р¤РРћ62 был первый, РѕРЅ сказал, что достал РІСЃРµ РёР· портфеля, его вывели РёР· строя. Ему сказали выйти, РѕРЅ РЅРµ вышел, тогда его вывели. Р¤РРћ1 достал содержимое портфеля Рё РєРёРЅСѓР» РІ лицо Р¤РРћ63 пакет СЃ протеином. Остальные сложили СЃРІРѕРё продукты РІ РѕРґРЅРѕ место. Грубых высказываний РЅРµ слушал. Служебную записку РЅРµ писал, хотя предлагали. РќРµ написал, так как РЅРµ видел оснований.
Оценивая доказательственную ценность показаний свидетелей, суд считает их прямым и объективным доказательством виновности истца. Показания свидетелей не противоречат друг другу, согласуются между собой и текстом служебных записок направленных курсантами руководству училища (л.д.128-134).
Психическое насилие - это такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание, в частности может понижать его нравственный (духовный), социальный статус. Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частности, угроз физической расправы), чтобы сломить волю к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Психическое насилие может привести к нервному или даже психическому заболеванию, а также к формированию у обучающегося патологических черт характера, может затормозить развитие личности и повлечь формирование отрицательных (аморальных) черт.
Формами психического насилия являются: угрозы (запугивание) в адрес обучающегося; предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося.
Свидетель Р¤РРћ9 пояснила, что работает воспитателем РІ первой роте, третий РІР·РІРѕРґ РІ Нахимовском училище. РќР° построении ДД.РњРњ.ГГГГ присутствовала. РќР° построении Р¤РРћ1 ругал РІР·РІРѕРґ РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ полученных замечаний Рё вывел Белого РёР· строя, стал просить вытащить РІСЃРµ вещи РёР· портфеля. РљРѕРіРґР° курсанты вынесли пакеты, свидетель РЅРµ присутствовала, так как ее отпустили. Р’ последующем стало известно, что ребята написали служебные записки РЅР° Р¤РРћ1. РџРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ произошедшего, классный час РЅРµ проводился, данную ситуацию РЅРµ разбирали. РЎ Р¤РРћ64 РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ сложившейся ситуации РЅРµ беседовала, так как РѕРЅ РЅРµ хотел разговаривать, переживал. РџСЂРё построении Р¤РРћ1 РЅРµ использовал нецензурную брань, РЅРµ РїРѕРјРЅРёС‚, чтобы высказывался оскорбительно.
Свидетель Р¤РРћ19 пояснила СЃСѓРґСѓ Рѕ том, что работает педагогом-психологом РІ Нахимовском училище СЃ 2014 РіРѕРґР°. ДД.РњРњ.ГГГГ её вызвал начальник РєСѓСЂСЃР° Рё сказал, что имеется информация, СЃ которой РЅСѓР¶РЅРѕ ознакомиться. РќРµ РїРѕРјРЅРёС‚ точно, что это было либо служебные записки, либо объяснительные которые написали мальчики РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ того, что Р¤РРћ1 себя нелицеприятно вел РЅР° построении. РЎСѓРјРёРЅ РїРѕРїСЂРѕСЃРёР» провести беседу СЃ мальчиками. Так как это был вечер, РІ этот день РёС… РЅРµ стали трогать. РќР° следующий день, свидетель пришла РІ РєСѓР±СЂРёРє для работы. Вызвать мальчиков РѕРЅР° РЅРµ успела, РїСЂРё этом Рє ней подошли РґРІРѕРµ мальчишек Рё начали спрашивать, что СЃ РЅРёРјРё будет Рё рассказывать более РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ. Сказали, что устали терпеть вспыльчивость Р¤РРћ1, то, что РѕРЅ постоянно всем недоволен Рё ему РІСЃРµ РЅРµ нравится, РѕРЅ работает РіСЂСѓР±Рѕ, постоянно спрашивает служебные записки РїРѕ непонятным случаям. РЎСѓРјРёРЅ РїСЂРёРЅСЏР» решение собрать всех мальчиков, которые писали записки Рё мальчишки рассказывали, что произошло. Рто было ДД.РњРњ.ГГГГ. Свидетель была педагогом-психологом Рё секретарем. РџСЂРё этом велся протокол РІ письменной форме, который распечатывался Рё мальчики подписывали его. Р’ её служебные обязанности РІС…РѕРґРёС‚ проведение работы РїРѕ направлениям: прогностическая, социально-развивающая, просветительская, профилактическая, коррекционная, консультативная деятельность. Работы СЃ мальчиками ведутся постоянно. Беседа СЃ Р¤РРћ65 была отражена РІ карте Рё РІ журнале учета. Есть кодекс этики психолога Рё РЅР° ту информацию, которую озвучена было получено разрешение Сѓ нахимовца. Беседа проводилась СЃ Р¤РРћ66 Р¤РРћ67 Рё Р¤РРћ68. Потом еще была групповая беседа. Ей были представлены служебные записки Р¤РРћ69 Р¤РРћ70 Р¤РРћ71, Р¤РРћ72 Всего было 6-7. РљРѕ времени беседы ознакомилась СЃРѕ служебными записками. Вечером успела поговорить только СЃ РґРІСѓРјСЏ, сообщив РѕР± этом Р¤РРћ73. РћРЅ поставил задачу РЅРµ беседовать СЃ каждым, Р° сделать РіСЂСѓРїРїРѕРІСѓСЋ беседу. Беседа отражается РІ карте, РІ ней указывается причина, РЅР° какую тему беседовали, РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РЅРµ отражаются. РўР° информация СЃ которой пришли мальчики, РѕРЅРё попросили, чтобы РѕРЅР° была личная. Мальчики сказали, что РѕРЅРё боятся Р¤РРћ1. Р’ служебной записке отражен факт установления неуставных отношений. Считает, что ситуация произошедшая СЃ Р¤РРћ75 является психологической. Психологическим давлением является внушение каких-либо принципов, РЅРѕСЂРј, правил, РєРѕРіРґР° РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что РІ случае какой-либо ситуации ты можешь подвергнуться тому-то. Установление того, что Р¤РРћ1 преднамеренно что-либо внушал, РЅРµ было поставлено РІ задачу. Личная беседа была только СЃ Р¤РРћ74 РћРЅ немногословен. РџСЂРё беседе, идет изучение анатомических реакций, РєРѕРіРґР° наблюдаются различные жестовые реакции. Единственное, Р¤РРћ76 сказал, что пойдет РґРѕ конца «сколько РјРѕР¶РЅРѕ это терпеть». Сказал, что постоянно пишут служебные записки. Говорил Р·Р° всех. Р¤РРћ77, очень терпелив, РІ данной ситуации задели его самолюбие, хотя его РЅРµ так просто вывести РёР· себя. Документы, которые РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что Р¤РРћ78 подвержен влиянию стрессовых ситуаций относятся Рє 10 классу, РІ 11 классе социометрия РЅРµ проводится, однако Р·Р° лето РјРЅРѕРіРѕРµ могло поменяться. РќР° период августа месяца мальчики ходили РЅР° корабле Сахалин-Камчатка, перед этим РѕРЅРё проходили психологический тест РїРѕ методики РїСЂРѕРіРЅРѕР· РЅР° нервно-психологическую устойчивость Рё Сѓ Р¤РРћ79 были хорошие показатели. Р’ конце сентября, РІ октябре проводится диагностика, Рё смотрятся показатели нервно-психологической устойчивости, депрессии шкала, конфликтное – показатели были хорошие. Лично свидетель РЅРµ слышала, чтобы истец ругался матом. Р’Р·РІРѕРґ всегда был непростым Рё РІ плане учебы Рё взаимодействия. Как Рє воспитателю РѕРЅРё относились хорошо, Рё было открытием, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё начали рассказывать такие вещи.
В соответствии с п. 91 Устава Училища работники (педагогические работники) учреждения обязаны: применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (л.д.52-63).
Физическое или психическое насилие представляет собой умышленное причинение обучающемуся, воспитаннику физических и (или) нравственных страданий с целью наказания или принуждения к совершению каких-либо действий.
Заслуживающим вниманием обстоятельством, являются пояснения воспитанников училища, Рѕ РіСЂСѓР±РѕРј, СЃ применением нецензурных слов, обращением Рє РЅРёРј Р¤РРћ1
Физическое насилие выражается в воздействии на тело человека с целью причинения физических страданий (боли) путем нанесения ударов, механического воздействия на тело человека (например, путем выкручивания руки или уха, хватания за волосы, пр.), а также механического ограничения свободы движения. Как физическое насилие может быть - квалифицировано и хватание, рывки воспитанника или обучающегося за одежду. Факт применения физического насилия может быть установлен не только по внешним признакам (наличие на теле обучающегося кровоподтеков, синяков, ссадин и др.), но и по состоянию психики лица, подвергшегося физическому насилию.
Психическое насилие - это негативное воздействие на психику обучающегося, воспитанника, причиняющее ему нравственные страдания. Чаще всего, оно выражается в угрозах (в том числе угрозе, избиения), беспричинном оскорблении, разглашении позорящих сведений, глумлении, принуждении воспитанников или обучающихся совершать действия, унижающие их личное достоинство, грубом и пренебрежительном обращении и т.д.
Применение педагогическим работником РІ отношении обучающегос░Џ, ░І ░‚░ѕ░ј ░‡░░░Ѓ░»░µ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░░░І░€░µ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░░░»░° ░ї░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░Џ, ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░Ђ░±░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░… ░Ѓ░»░ѕ░І ░І ░ѓ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░░░»░░ ░ї░░░Ѓ░Њ░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░Ѕ░µ░ґ░ѕ░ї░ѓ░Ѓ░‚░░░ј░ѕ, ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░ї░Ѓ░░░…░░░‡░µ░Ѓ░є░░░ј ░Ѕ░°░Ѓ░░░»░░░µ░ј ░Ѕ░°░ґ ░»░░░‡░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ░Ћ ░░ ░І░»░µ░‡░µ░‚ ░ѓ░І░ѕ░»░Њ░Ѕ░µ░Ѕ░░░µ ░Ђ░°░±░ѕ░‚░Ѕ░░░є░° ░ї░ѕ ░ї. 2 ░Ѓ░‚. 336 ░ў░љ ░ ░¤.
░Ј░‡░░░‚░‹░І░°░Џ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░ґ░µ░»░°, ░ї░ѕ░Џ░Ѓ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░І░ѕ░Ѓ░ї░░░‚░°░Ѕ░Ѕ░░░є░ѕ░І ░ѓ░‡░░░»░░░‰░°, ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ░‡░░░‚░°░µ░‚, ░‡░‚░ѕ ░Ѓ░ѕ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹ ░¤░░ћ1 ░░░ј░µ░»░ѕ ░ј░µ░Ѓ░‚░ѕ ░„░░░·░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░µ ░░ ░ї░Ѓ░░░…░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░µ ░Ѕ░°░Ѓ░░░»░░░µ. ░¤░ѕ░Ђ░ј░ѓ ░░ ░Ѓ░‚░µ░ї░µ░Ѕ░Њ ░Ѕ░°░Ѓ░░░»░░░Џ, ░є░°░є ░ї░ѕ░Ѓ░»░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░Џ ░ґ░»░Џ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░µ░ґ░°░і░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░±░ѕ░‚░Ѕ░░░є░° ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ ░Ѕ░µ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░Џ░µ░‚.
░џ░Ђ░░░Ѕ░░░ј░°░Џ ░І░ѕ ░І░Ѕ░░░ј░°░Ѕ░░░µ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░Ѓ ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░Ѓ░ѕ░±░Ђ░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░ѕ░±░Љ░Џ░Ѓ░Ѕ░µ░Ѕ░░░№ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ, ░ї░ѕ░є░°░·░°░Ѕ░░░№ ░Ѓ░І░░░ґ░µ░‚░µ░»░µ░№, ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І, ░ї░ѕ░ґ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░°░Ћ░‰░░░… ░І░░░Ѕ░ѓ ░░░Ѓ░‚░†░° ░І ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░░ ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ґ░░░Ѓ░†░░░ї░»░░░Ѕ░°░Ђ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░Ѓ░‚░ѓ░ї░є░°, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚. ░Ѓ░‚. 15, 16, 336 ░ў░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░…░ѕ░ґ░░░‚ ░є ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ ░ѕ ░Ѕ░°░»░░░‡░░░░ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░ѓ░І░ѕ░»░Њ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░‚░†░° ░ї░ѕ ░ї. 2 ░Ѓ░‚. 336 ░ў░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░¤, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░„░°░є░‚ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░ј░µ░‚░ѕ░ґ░ѕ░І ░І░ѕ░Ѓ░ї░░░‚░°░Ѕ░░░Џ, ░Ѓ░І░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѓ ░„░░░·░░░‡░µ░Ѓ░є░░░ј ░Ѕ░°░Ѓ░░░»░░░µ░ј ░Ѕ░°░ґ ░»░░░‡░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ░Ћ ░ѕ░±░ѓ░‡░°░Ћ░‰░░░…░Ѓ░Џ, ░ї░ѕ░ґ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░ј░░, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░µ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‚ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј ░ґ░ѕ░ї░ѓ░Ѓ░‚░░░ј░ѕ░Ѓ░‚░░, ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░Ѓ░░░ј░ѕ░Ѓ░‚░░ ░░ ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░‚░ѕ░‡░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░‚░°░є░░░µ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░ј░ѕ░і░»░░ ░ї░ѕ░І░»░µ░‡░Њ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░µ ░є ░░░Ѓ░‚░†░ѓ ░ґ░░░Ѓ░†░░░ї░»░░░Ѕ░°░Ђ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Џ ░І ░І░░░ґ░µ ░ѓ░І░ѕ░»░Њ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ, ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░ѕ░є ░µ░і░ѕ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░Ѓ░‚. 193 ░ў░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░¤, ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѕ░ј ░Ѓ░ѕ░±░»░Ћ░ґ░µ░Ѕ.
░Ў░ѓ░ґ ░ѓ░‡░░░‚░‹░І░°░µ░‚, ░є░°░є ░…░°░Ђ░°░є░‚░µ░Ђ░░░·░ѓ░Ћ░‰░░░№ ░░░Ѓ░‚░†░° ░Ѕ░°░»░░░‡░░░µ ░ї░Ђ░░░і░ѕ░І░ѕ░Ђ░° ░’░»░°░ґ░░░І░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░є░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░і░°░Ђ░Ѕ░░░·░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░‚ 12.11.2010░і░ѕ░ґ░°, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░ј ░¤░░ћ1 ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ ░І░░░Ѕ░ѕ░І░Ѕ░‹░ј ░І ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░░ ░ї░Ђ░µ░Ѓ░‚░ѓ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї. ░«░°░» ░‡.3 ░Ѓ░‚.286 ░Ј░љ ░ ░¤ - ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ґ░ѕ░»░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Ѕ░‹░ј ░»░░░†░ѕ░ј ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░№, ░Џ░І░Ѕ░ѕ ░І░‹░…░ѕ░ґ░Џ░‰░░░… ░·░° ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░‹ ░µ░і░ѕ ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј░ѕ░‡░░░№ ░░ ░ї░ѕ░І░»░µ░є░€░░░… ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ї░Ђ░°░І ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ ░░░»░░ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░№ ░»░░░±░ѕ ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░Џ░µ░ј░‹░… ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░ѕ░±░‰░µ░Ѓ░‚░І░° ░░░»░░ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░°, ░Ѓ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░µ░ј ░Ѕ░°░Ѓ░░░»░░░Џ ░░░»░░ ░Ѓ ░ѓ░і░Ђ░ѕ░·░ѕ░№ ░µ░і░ѕ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ.
░ќ░µ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░µ░Ѕ ░ґ░ѕ░І░ѕ░ґ ░░░Ѓ░‚░†░° ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░ѕ░І░ѕ░ґ░░░»░ѕ░Ѓ░Њ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░»░µ░ґ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ ░ї░ѕ ░„░°░є░‚░ѓ, ░ї░ѕ░Ѓ░»░ѓ░¶░░░І░€░µ░ј░ѓ ░ї░ѕ░І░ѕ░ґ░ѕ░ј ░є ░ѓ░І░ѕ░»░Њ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░Ѕ░░ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░‹░ј ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѕ░ј, ░Ѕ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѕ░ј ░ѕ░± ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░‚░°░є░ѕ░№ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░є░░ ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░ѕ.
░џ░ѕ░Ђ░Џ░ґ░ѕ░є ░ѓ░І░ѕ░»░Њ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѕ░ј ░Ѓ░ѕ░±░»░Ћ░ґ░µ░Ѕ. ░”░░░Ѓ░†░░░ї░»░░░Ѕ░°░Ђ░Ѕ░ѕ░µ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░µ ░Ѕ░°░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░ѕ ░Ѕ░° ░░░Ѓ░‚░†░° ░Ѓ ░Ѓ░ѕ░±░»░Ћ░ґ░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ј░µ░Ѓ░Џ░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░Ђ░ѕ░є░°, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ў░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░‹░ј ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░ѕ░ј ░ ░¤.
░џ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░Џ ░ѓ░І░ѕ░»░Њ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░¤░░ћ1 ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░░ ░І░ѕ░Ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░µ░µ ░Ѕ░° ░Ђ░°░±░ѕ░‚░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░Ѕ░µ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░ѕ, ░‚░ѕ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ѕ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░░ ░·░°░Ђ░°░±░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░ї░»░°░‚░‹ ░·░° ░І░Ђ░µ░ј░Џ ░І░‹░Ѕ░ѓ░¶░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░і░ѓ░»░°, ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░░ ░ј░ѕ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░Ђ░µ░ґ░° ░ѕ░‚░є░»░ѕ░Ѕ░Џ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚. ░Ѓ░‚. 13, 194 ░Ђ“ 199 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ
░Ђ ░µ ░€ ░░ ░»:
░І ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░¤░░ћ1 ░є ░¤░“░љ░ћ░Ј ░«░ќ░°░…░░░ј░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░µ ░’░њ░Ј ░њ░ћ ░ ░¤░» ░І ░»░░░†░µ ░¤░░░»░░░°░»░° ░ќ░’░њ░Ј (░’░»░°░ґ░░░І░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░є░Ѓ░є░ѕ░µ ░џ░љ░Ј), ░ѕ ░І░ѕ░Ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░░ ░Ѕ░° ░Ђ░°░±░ѕ░‚░µ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░░ ░·░°░Ђ░°░±░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░ї░»░°░‚░‹ ░·░° ░І░Ђ░µ░ј░Џ ░І░‹░Ѕ░ѓ░¶░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░і░ѓ░»░°, ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░░ ░ј░ѕ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░Ђ░µ░ґ░°░Ђ“ ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░џ░Ђ░░░ј░ѕ░Ђ░Ѓ░є░░░№ ░є░Ђ░°░µ░І░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░џ░µ░Ђ░І░ѕ░Ђ░µ░‡░µ░Ѕ░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░і░ѕ░Ђ. ░’░»░°░ґ░░░І░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░є░°.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№: