Председательствующий: Укачикова Д.Г.
19RS0010-01-2020-000978-07
дело № 33а-555/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Абакан 25 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Вениченко О.В.,
судей Долгополовой Т.В., Когай Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлюченко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафронова Василия Георгиевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия об оспаривании бездействия,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 24 декабря 2020 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения представителя административного истца Кочкина А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика УФНС России по Республике Хакасия Керн И.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Сафронов В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (далее – МИФНС России № 3 по Республике Хакасия) об оспаривании решения, которым ему отказано в перерасчете суммы налога на доходы физических лиц. Указывал, что налоговый орган начислил истцу налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 3855996,45 рублей, однако решением Верховного Суда Республики Хакасия от 20.04.2020 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 890000 рублей. Просил признать незаконным решение МИФНС России № 3 по Республике Хакасия от 19.06.2020 № 09-23/00918@, обязать произвести перерасчет суммы налога, подлежащего уплате на основании решения от 24.10.2019 № 1635, применить кадастровую стоимость, установленную решением суда от 20.04.2020 в сумме 890000 рублей, начиная с 29.03.2017, произвести перерасчет налога на доходы физических лиц в сумме 223626 рублей, пени - 14745,56 рублей, штрафа - 11181,25 рублей.
Определением суда от 09.12.2020 административный ответчик Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия в связи с реорганизацией заменена на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия.
В судебном заседании представитель административного истца Кочкин А.Г. требования уточнил, просил признать незаконным бездействие налогового органа, выразившиеся в отказе произвести перерасчет НДФЛ, пени, штрафа на основании кадастровой стоимости, измененной решением суда от 20.04.2020.
Представитель административного ответчика Керн И.А. требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в возражении на административное исковое заявление.
Административный истец Сафронов В.Г. в судебное заседание не явился.
Решением от 24.12.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением, административный истец в апелляционной жалобе просит его отменить. Считает решение незаконным, принятым с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, с неправильным применением норм материального права. Излагая фактические обстоятельства и ссылаясь на положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, считает, что бездействие налогового органа по производству перерасчета нарушает его права.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель УФНС по Республике Хакасия Керн И.А. выразила согласие с решением суда, приводя доводы в пользу законности оспариваемого решения.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель административного истца Кочкин А.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель административного ответчика УФНС России по Республике Хакасия Керн И.А. выразила согласие с решением суда.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются законодательством о налогах и сборах (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 138 НК РФ предусмотрено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.
В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 138 НК РФ).
Из материалов дела следует, что административным истцом, с учетом уточнения требований, обжалуется отказ (бездействие) МИФНС России № 3 по Республике Хакасия в перерасчете налога на доходы физических лиц в сумме 223626 рублей, пени в сумме 14745,56 рублей, штрафа за несвоевременную оплату налога в размере 11181,25 рублей, изложенный в ответе налогового органа от 19.06.2020 на обращение Сафронова В.Г. от 15.05.2020.
Данный отказ был обжалован Сафроновым В.Г. в порядке, предусмотренном статьей 138 НК РФ в УФНС России по Республике Хакасия, которое своим решением от 30.09.2020 № 67 оставило жалобу на ненормативный акт МИФНС России № 3 по Республике Хакасия от 19.06.2020 без удовлетворения.
С административным исковым заявлением в суд Сафронов В.Г. обратился 20.10.2020, то есть в установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ, с учетом положений пункта 3 статьи 138 НК РФ, срок.
Судом установлено, что в представленной Сафроновым В.Г. в МИФНС России № 3 по Республике Хакасия налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) по форме 3-НДФЛ за 2018 год налогоплательщик отразил доход в размере 50000 рублей от продажи находившегося в его собственности с 20.12.2016 по 25.12.2018 земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, основанием для которой послужила представленная налоговая декларация по НДФЛ за 2018 год, МИФНС России № 3 по Республике Хакасия 24.10.2019 вынесено решение №1635 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в которое впоследствии были внесены изменения решением от 12.10.2020.
В соответствии с решением от 24.10.2019 № 1635, с учетом внесенных решением от 12.10.2020 изменений, Сафронов В.Г. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, и ему начислены к уплате НДФЛ в сумме 220896 рублей, пени за неуплату НДФЛ в сумме 5330,68 рублей, штраф в сумме 11044,8 рубля.
Из решения от 24.10.2019 № 1635 следует, что Сафронов В.Г. привлечен к налоговой ответственности за занижение НДФЛ за 2018 год при продаже земельного участка с кадастровым № по цене ниже его кадастровой стоимости.
Пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2020, было предусмотрено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым № по состоянию на 29.03.2017 в размере 3855996,45 рублей, в соответствии с которой налоговым органом произведен расчет недоимки по НДФЛ и налоговых санкций Сафронову В.Г. за 2018 год, установлена актом определения кадастровой стоимости земельных участков в соответствии со значением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного приказом Минимущества Республики Хакасия от 28.10.2016 № 020-145-п (приложение № 4).
Сафроновым В.Г. в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», были оспорены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка и решением Верховного Суда Республики Хакасия от 20.04.2020 по административному делу № 3а-33/2020, вступившим в законную силу 26.05.2020, требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № определена равной его рыночной стоимости в размере 890000 рублей. Кроме того, судебным актом определено, что установленная решением кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 29.03.2017 до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Разъяснения налогового органа в оспариваемом ответе от 19.06.2020 на заявление Сафронова В.Г. от 15.05.2020 о пересчете НДФЛ за 2018 год о невозможности применения определенной решением Верховного Суда Республики Хакасия от 20.04.2020 кадастровой стоимости земельного участка недвижимости к спорным правоотношениям со ссылкой на положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности противоречат судебному акту, определившему надлежащую кадастровую стоимость земельного участка и период ее применения для целей налогообложения.
При таких обстоятельствах вывод суда о соответствии ответа налогового органа от 19.06.2020 нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, является необоснованным.
В то же время, оснований для отмены решения не имеется в силу следующего.
Заявление Сафронова В.Г. от 15.05.2020 о пересчете начисленной недоимки по НДФЛ за 2018 год, пени и штрафа предполагает отмену или изменение решения МИФНС России № 3 по Республике Хакасия от 24.10.2019 № 1635 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, однако административным истцом данное решение не обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 138, 139 НК РФ, а налоговый орган, к которому Сафронов В.Г. обратился с заявлением о перерасчете – МИФНС России № 3 по Республике Хакасия, в соответствии со статьями 101-101.4, 138, 139 НК РФ не наделено полномочиями по отмене своего решения.
Поскольку МИФНС России № 3 по Республике Хакасия не имело полномочий по осуществлению перерасчета сумм недоимки по НДФЛ, пени и штрафа, присужденных решением от 24.10.2019 № 1635, по заявлению Сафронова В.Г. от 15.05.2020, оснований для признания отказа (бездействия) по осуществлению перерасчета незаконным и обязания налогового органа произвести такой перерасчет не имеется.
Таким образом, допущенные судом ошибки в применении норм материального и процессуального права, а также в определении обстоятельств, имеющих значение для дела, не привели к принятию неверного решения и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 24 декабря 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Сафронова Василия Георгиевича - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | О.В. Вениченко |
Судьи | Т.В. Долгополова |
Г.А. Когай |