Дело №2а-1407/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В. при секретаре Тараненко Ю.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово
с участием административного истца Васильева В.Ф., представителя административного истца Тарасенко В.Г., представителя административного ответчика Вяткина О.П., представителей заинтересованных лиц Гемузова А.И. и Солодовникова М.П.,
13 апреля 2018 года
административное дело по административному исковому заявлению Васильева В.Ф. к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании незаконным решения, обязании устранить нарушение прав истца,
У С Т А Н О В И Л :
Васильева В.Ф. обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права истца на земельный участок, обязании устранить допущенное нарушение прав истца.
Заявленные исковые требования мотивировала следующим:
Истцу на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок площадью 1500 кв.м. по адресу ... для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и иных целей. Данный факт подтверждается распоряжением администрации территориального Тебинского сельского совета от 30.04.1993 г. №7-Р.
16.01.2018 г. истец обратилась с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество.
26.01.2018 г. Междуреченским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права ###.
Основанием для приостановления государственной регистрации права являлось наличие у регистрирующего органа сомнений в возможности передачи истребуемого земельного участка в частную собственность, то есть в наличии оснований для государственной регистрации права собственности.
В едином государственном реестре недвижимости нет сведений о границах земельного участка с кадастровым номером ###, в связи с чем не имеется возможности установить принадлежность земельного участка к землям лесного фона, которые отнесены к землям, ограниченным в обороте. Кроме того, регистрирующим органом был получен ответ администрации Междуреченского городского округа от 15.01.2018 г., согласно которому ст.Бориски никогда не входила в состав муниципального образования г. Междуреченска (Междуреченского района), земельные участка, указанные в представленном истцом для регистрации распоряжении, в бессрочное пользование гражданам, в ведение Тебинскому Сельсовету не передавались.. Земельный участок с кадастровым номером ### находится в границах муниципального образования, но расположен в зоне федеральных лесов, которые находятся в государственной собственности в соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ.
Административный истец считает принятое решение о приостановлении государственной регистрации её права на земельный участок незаконным и просит суд:
- признать действия Федеральный службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по приостановлению государственной регистрации права на земельный участок незаконными;
- обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области произвести государственную регистрацию права собственности истца на земельный участок.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования и пояснила суду, что ранее 14.03.2017 г. она уже обращалась за регистрацией права собственности на указанный земельный участок. По результатам рассмотрения её заявления 24.03.2017 г. было принято решение о приостановлении государственной регистрации права по тем же основаниям. В последствии регистрирующим орагном было принято решение об отказе в регистрации права, которое она в установленном порядке не оспаривала.
20.12.2017 г. она вновь обратилась за регистрацией права на земельный участок. 09.01.2018 г. было принято решение о приостановлении государственной регистрации права, после чего принято решение о прекращении государственной регистрации прав на основании заявления Васильева В.Ф. о прекращении государственной регистрации права.
В исковом заявлении ею была ошибочно указана дата последнего обращения как 20.12.2017 г. Фактически она обратилась за государственной регистрацией права на земельный участок 16.01.2018 г.
Кроме того, ранее она также обращалась в Междуреченский городской суд с иском о признании права собственности на земельный участок. Решением Междуреченского городского суда от 10.09.2012 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано, При этом суд разъяснил истцу, что для оформления предоставленного ей земельного участка в собственность, ей необходимо поставить земельный участок на кадастровый учёт и получить положительное заключение Тебинского территориального управления о целесообразности включения земельного участка в состав посёлка Теба. После постановки земельного участка на кадастровый учёт администрации необходимо обратиться в Департамент лесного комплекса Кемеровской области с ходатайством о переводе участка из земель лесного фонда в земли населённых пунктов.
28.12.2016 г. земельный участок был поставлен на кадастровый учёт с кадастровым ###, 20.09.2016 г. был составлен технический паспорт на жилой дом.
01.06.2017 г. истец подала заявление в Тебинское территориальное управление Администрации Междуреченского городского округа с просьбой предоставить заключение Тебинского Территориального управления о целесообразности включения земельного участка с кадастровым номером ### в состав земель поселка Теба и с просьбой после предоставления заключения обратиться в Департамент лесного комплекса с ходатайством о переводе участка земель из земель лесного фонда в земли населенных пунктов. 13.09.2017 г. от Тебинского ТУ АМГО был получен ответ, о том, что Тебинское ТУ АМГО не наделено полномочиями по подготовке заключения о переводе земель из одной категории в другую.
08.08.2017 г. истец обратилась с аналогичным заявлением в Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ». По результату обращения 13.09.2017 г. истцу сообщено, что выдача заключений о переводе земельного участка из одной категории в другую к компетенции КУМИ г. Междуреченска не относится. Более того, КУМИ г. Междуреченска в своем ответе указало, что по сведениям ЕГРН категория земель и границы земельного участка с кадастровым номером ### не установлены. Следовательно, и рассмотрение вопроса о переводе из одной категории земель в другую в настоящее время невозможен.
Истец считает, что принятое решение о приостановлении государственной регистрации нарушает её права на приобретение законно предоставленного ей земельного участка в собственность и просит удовлетворить её требования в полном объёме.
Представитель административного истца Тарасенко В.Г., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в полном объёме.
Суду пояснил, что 21.09.2017 г. Определением Конституционного суда Российской Федерации №1795-О был разработан правовой механизм разрешения противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. 29.07.2017 г. был принят Федеральный закон №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в ч3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 года (пункт 2 ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ).
Также в силу вышеуказанной нормы, земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями ЕГРН, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 08.082008 г. предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Несмотря на данные изменения, регистратор не применил их при обращении истца за государственной регистрацией права, в связи с чем его действия по приостановлению государственной регистрации права истца не могут быть признаны законными.
Для регистрации права по данным основаниям не требуется установление каких-либо иных обстоятельств, поскольку кадастровый паспорт и правоустанавливающий документ имелись в распоряжении административного ответчика. Представитель истца просил суд удовлетворить заявленные требования и пояснил, что истцом заявлено требование о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, принятого 26.01.2018 г. Требование об обязании ответчика произвести государственную регистрацию права истца заявлено как способ восстановления нарушенного права.
Представитель административного ответчика Вяткина О.П., действующая на основании доверенности от 22.12.2017 г. (л.д.34), просила оставить заявленные требования без удовлетворения, Суду пояснила, что, поскольку земельный участок административного истца не сформирован, не определены его границы, у ответчика не имеется возможности определить его статус и назначение использования, в связи с чем государственная регистрация прав истца не может быть выполнена. Для изменения категории земельного участка необходимо сначала установить такую категорию, что невозможно сделать без определения координат земельного участка и внесения их в кадастровый паспорт. Представителем административного ответчика представлены письменные возражения на заявленные требования, которые приобщены к материалам дела (л.д.37-42).
Представитель заинтересованного лица Администрации Междуреченского городского округа, заинтересованное лицо Дмитриева М.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Междуреченского городского округа представил суду письменные возражения на заявленные требования, которые приобщены к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица КУГИ КО Гемузова А.И., действующая на основании доверенности от 20.09.2017 г. в судебном заседании пояснила, что принятое решение не затрагивает права КУГИ по КО. Однако, из представленных материалов дела следует, что решение о приостановлении государственной регистрации земельного участка было обоснованным, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Департамента лесного комплекса Кемеровской области Солодовникова М.П., действующая на основании доверенности от 25.12.2017 г., просила оставить заявленные требования без удовлетворения. Суду пояснила, что Междуреченский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области неоднократно обращался в Департамент лесного комплекса КО с целью выяснения принадлежности земельного участка с кадастровым номером ### к землям лесного фонда в соответствии с государственным лесным реестром.
Однако указанный земельный участок поставлен на кадастровый учёт как ранее учтённый без указания координат границ. В отсутствие координат границ земельного участка департамент лесного комплекса КО не имеет возможности соотнести земельный участок с границами земель лесного фонда и установить его принадлежность к данной категории земель.
Согласно материалам лесоустройства Междуреченского лесничества, в границах кадастрового квартала ### имеются земельные участки из состава земель лесного фонда Междуреченского лесничества, участковых лесничеств Тебинского и Поднебесные зубья. В настоящее время департамент не располагает информацией об исключениях земельных участков из состава земель лесного фонда для индивидуального жилищного строительства, подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и иных целей. Также представитель заинтересованного лица пояснила суду, что для успешной регистрации права собственности на земельный участок истцу необходимо определить границы земельного участка и внести указанные сведения в кадастровый паспорт земельного участка. В таком случае будет возможно определить категорию земель и применить положения Федерального закона №173-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные суду письменные возражения и пояснения, другие материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим:
В соответствии с п.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Судом установлено, что Васильева В.Ф. в 1993 году предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и иных целей земельный участок площадью 1500кв.м. по адресу .... Указанный земельный участок предоставлен Васильева В.Ф. на основании распоряжения администрации территориального Тебинского сельского Совета от 30.04.1993 г. №7-Р (л.д.7,8).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учёт 28.12.2016 г. как ранее учтённый, ему присвоен кадастровый ###. Согласно сведениям публичной кадастровой карты (л.д.13) категория земель земельного участка с кадастровым номером ### не определена, вид разрешённого использования указан как для индивидуального жилищного строительства, подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и иных целей.
Как следует из представленной суду выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.14), земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу ..., имеет площадь 1500кв.м., категория земель не установлена, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, Сведения, необходимые для заполнения раздела 3, отсутствуют.
Как следует из представленного суду решения Междуреченского городского суда Кемеровской области от 10.09.2012 г. по гражданскому делу по иску Васильева В.Ф. к Администрации Междуреченского городского округа, Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» о предоставлении земельного участка в собственность, судом установлено, что закреплённый за истцом земельный участок расположен на землях государственного лесного фонда и не находится в муниципальной собственности, в связи с чем истцу отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судом установлено, что 16.01.2018 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером ### общей площадью 150кв.м., расположенный по адресу ... (л.д.90).
Для осуществления государственной регистрации истцом представлены распоряжение о предоставлении земельного участка (л.д.91), ответ на обращение истца Комитета по управлению имуществом Муниципального образования «Междуреченский городской округ» от 13.09.2017 г. (л.д.92), что подтверждается имеющейся в материалах дела описью документов (л.д.93).
26.01.2018 г. Междуреченским отделом Управления РОСРЕЕСТРА по Кемеровской области принято решение о приостановлении государственной регистрации прав ### (л.д.99-102).
В обоснование приостановления государственной регистрации права указано следующее:
Согласно п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с п.1 ст.49 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного, хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения пли постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
-
акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
-
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
В качестве правоустанавливающего документа заявителем представлено распоряжение администрации территории Тебинского сельского Совета «О закреплении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и иных целей в 1993 году» от 30.04.1993 г. №7-Р, согласно которому за заявителем закрепляется в 1993 году в бессрочное (постоянное) пользование для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и иных целей земельный участок площадью 1500. кв.м. по ст. Борсики. Распоряжение подписано главой администрации территории п.Теба ЛИЦО_10
В целях проверки легитимности Распоряжения, получения документов либо сведений, подтверждающих полномочия вышеуказанного должностного лица на выдачу документов, а также сведений о возможности оформления вышеуказанного земельного участка в частную собственность, в адрес администрации Междуреченского городского округа и Тебинского территориального управления администрации Междуреченского городского округа государственным регистратором ранее 09.01.2018 г. были направлены запросы.
15.01.2018г. из администрации Междуреченского городского округа поступил ответ, согласно которому ст. Борсики никогда не входила в состав муниципального образования г.Междуреченск (Междуреченский район). Земельные участки площадью но 1500 кв.м., указанные в Распоряжении, в бессрочное пользование гражданам, в том числе заявителю, в ведение Тебинскому сельсовету не передавались. Помимо этого, земельный участок с кадастровым номером ### находится в границах муниципального образования, однако он расположен в зоне федеральные лесов, которые находятся в государственной собственности в соответствие со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.11, ст.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не наделены полномочиями распоряжаться, земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Таким образом у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности, о которой ходатайствует заявитель, так как участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть переданы в частную собственность.
В соответствии с п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пп.2 ч.2 ст.27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Учитывая вышеизложенное и тот факт, что в Едином государственном реестре недвижимости у земельного участка с кадастровым номером ###, категория земель не установлена, государственным регистратором в адрес Департамента лесного комплекса Кемеровской области ранее 09.01.2018г. был направлен запрос об отнесении вышеуказанного земельного участка к землям лесного фонда.
23.01.2018г. из Департамента лесного комплекса Кемеровской области поступил ответ, согласно которому в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах вышеуказанного земельного участка невозможно установить принадлежность его к землям лесного фонда. Однако в соответствии с материалами лесоустройства Междуреченского лесничества в границах кадастрового квартала ### расположены участки земель из состава земель лесного фонда.
24.01.2018г. из Тебинского территориального управления администрации Междуреченского городского округа поступил ответ, согласно которому Распоряжение от 30.04.1993 г. №7-р на хранение в архивный отдел администрации Междуреченского городского округа не поступало. Поэтому предоставить сведения о том, выдавалось ли указанное распоряжение, а также подтвердить полномочия главы администрации территории п.Теба и легитимность распоряжения не представляется возможным.
В связи с изложенными обстоятельствами, государственным регистратором вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права.
Основания для приостановления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора установлены ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В данном случае основанием для приостановления государственной регистрации права являлось наличие у государственного регистратора сомнений в том, что представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами (пп.8 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ); представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам (пп.10 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ); акт государственного органа или акт органа местного самоуправления, являющиеся основанием государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, изданы вне пределов компетенции издавшего его органа и (или) подписавшего его лица (пп.18 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ).
Суд считает, что указанные причины препятствовали проведению государственной регистрации, в связи с чем административный ответчик правомерно приостановил государственную регистрацию на срок, предусмотренный ч.2 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ.
При этом положения ст.26 названного Федерального закона не возлагает на государственного регистратора обязанность указывать в уведомлении о приостановлении государственной регистрации конкретный перечень документов, которые могут быть представлены заявителем для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Суд считает, что ссылка административного истца и её представителя на наличие у государственного регистратора возможности самостоятельно определить категорию земель и произвести государственную регистрацию права не основана на законе.
Действительно, в соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ (в редакции от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В данном случае, земельный участок Васильева В.Ф. предоставлен до 01.01.2016 г. Границы земельного участка на момент обращения за государственной регистрацией не определены и сведения о границах земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. Таким образом, данный земельный участок до настоящего времени, несмотря на принятое Междуреченским районным судом Кемеровской области решение, не отнесён к землям лесного фонда или к иной категории земель. При этом в правоудостоверяющих документах истца (распоряжении о предоставлении земельного участка) категория земель не указана.
Кроме того, согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Таким образом, разрешение вопроса о переводе земель из одной категории в другую не отнесено к полномочиям административного ответчика, в связи с чем ссылка истца на то, что при разрешении вопроса о государственной регистрации права ответчик должен был самостоятельно применить положения Федерального закона №172-ФЗ не основана на законе.
Оценивая изложенное в совокупности, суд считает заявленные требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Васильева В.Ф. к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании незаконными действий по приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу ..., обязании устранить нарушение прав истца отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 17.04.2018 г.
Судья Гречановская О.В.