Дело № 33-3534/2023 Докладчик Осипова Т.А.
Суд I инстанции № 2-363/2023 Судья Басова Е.С.
УИД № 33RS0015-01-2023-000100-37
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Д.В.
судей Осиповой Т.А., Швецовой Н.Л.,
при секретаре Рачковой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 14 сентября 2023 г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Товарищества собственников недвижимости «Загородная недвижимость» на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 16 мая 2023 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Петушинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Товариществу собственников недвижимости «Загородная недвижимость» о возложении обязанности обеспечить накопление твердых коммунальных отходов на территории Товарищества собственников недвижимости «Загородная недвижимость» – удовлетворить.
Обязать Товарищество собственников недвижимости «Загородная недвижимость» (****) обеспечить накопление твердых коммунальных отходов в ТСН «Загородная недвижимость» в соответствии с Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования «Петушинское сельское поселение», утвержденными Советом народных депутатов Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области 21 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Осиповой Т.А., представителя ответчика Прокудина В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Ефимовой Т.Н., полагавшей решение суда обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Петушинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд в исковым заявлением с последующим уточнением в порядке ст. 39 ГПК РФ к Товариществу собственников недвижимости «Загородная недвижимость» (далее – ТСН) о возложении обязанности обеспечить накопление твердых коммунальных отходов в ТСН в соответствии с Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования «Петушинское сельское поселение», утвержденными Советом народных депутатов Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области от 21 июля 2022 года № 29/6 (далее - Правила по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства).
В обоснование иска указано, что прокуратурой Петушинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации на территории ТСН «Загородная недвижимость», по результатам которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, выразившиеся в отсутствии мест накопления твердых коммунальных отходов на территории ТСН «Загородная недвижимость». Указанным юридическим лицом в нарушение требований п.п. 17.4, 6.3.2 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства не предприняты меры по обеспечению жилых домов на территории ТСН «Загородная недвижимость» контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов.
Помощник прокурора Петушинского района Парипа А.С. в судебном заседании суда первой инстанции поддержала доводы иска по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ТСН «Загородная недвижимость», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д. **** в судебное заседание суда первой инстанции не явился. Ранее в судебном заседании председатель правления товарищества Прокудин В.А. возражал против удовлетворения заявленных требований. В обоснование возражений указал, что товарищество не является садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением граждан. У товарищества отсутствуют земли общего пользования, на которых может быть размещена площадка для накопления твердых коммунальных отходов. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность обеспечить наличие и функционирование контейнерной площадки непосредственно в границах собственной территории. Кроме того, границы ТСН не установлены. В непосредственной близости со стороны **** оборудована муниципальная площадка накопления ТКО, на которую собственники земельных участков бывшего ДНТ «Приозерские дачи» осуществляют выброс твердых коммунальных отходов, в связи с чем с **** оплачивают услуги по обращению с отходами в ООО «Хартия» по тарифам согласно единому платежному документу как потребители. В ходе проведения многочисленных проверок складирование мусора на территории ДНТ «Приозерские дачи» вблизи **** не обнаружено.
Представитель третьего лица администрации Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (л.д. **** в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. **** Ранее в судебном заседании представитель исковые требования поддержал, ссылаясь на то, что территория ДНТ «Приозерские дачи» объединяет около 400 земельных участков, но не имеет контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Складирование коммунальных отходов членов ДНТ «Приозерские дачи» на муниципальной площадке **** не предусмотрено действующим законодательством. Контейнерные площадки в населенных пунктах, в том числе в **** и ****, созданы администрацией для населения деревень.
Представитель третьего лица ООО «Хартия», извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д. **** в судебное заседание в суд первой инстанции не явился.
Представитель третьего лица администрации Петушинского района Владимирской области Бормотов В.С., действующий на основании доверенности (л.д. ****), полагал исковые требования законными и обоснованными.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ТСН «Загородная недвижимость» просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что обжалуемое решение не отвечает установленным ст. 206 ГПК РФ требованиям ввиду отсутствия установленного срока, в течение которого оно должно быть исполнено. Также судом вынесено решение о возложении обязанности по соблюдению законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения без указания действий, необходимых к совершению, при этом какие-либо действия (бездействия) товарищества не были признаны незаконными. Напротив, решением Петушинского районного суда Владмирской области от 12 октября 2022 г. по делу **** отменено постановление административной комиссии МО «Петушинский район» № 86 от 27 июля 2022 г., которым товарищество привлечено к административной ответственности по п. **** Закона Владимирской области № 11-ОЗ от 14 февраля 2002 г. с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При рассмотрении дела суд не учел обстоятельства, установленные данным судебным решением. Товарищество не имеет земельных участков в собственности или на ином вещном праве либо в аренде обеспечения функционирования контейнерной площадки непосредственно в границах собственной территории, в связи с чем проект межевания отсутствует. Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих ТСН обеспечить наличие и функционирование контейнерной площадки непосредственно в границах собственной территории. На обращение от **** о согласовании создания мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов письмом администрации Петушинского сельского поселения от **** отказано. Также не рассмотрено обращение от **** о предварительном согласовании предоставления земельного участка для указанных целей в аренду (л.д. ****
Прокуратурой Петушинского района Владимирской области представлены возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых истец полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы необоснованными. В обоснование указано, что требованиями действующего законодательства установлено, что некоммерческие организации при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, а отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В случае неясности решения суда ответчик не лишен права обратиться в суд первой инстанции за его разъяснением в порядке ст. 202 ГПК РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц администрации Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области, ООО «Хартия», администрации Петушинского района Владимирской области, извещенные о времени судебного разбирательства по правилам ст. 113 ГПК РФ, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не явились (л.д. ****
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу без участия указанных лиц.
В силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, ТСН «Загородная недвижимость» зарегистрировано в качестве юридического лица ****, образовано путем слияния ДНТ «Приозерские дачи», ДНТ «Кукушкино», ДНТ «Богатый Лес», ДНТ «Старое Аннино», ДНТ «Династия», ДНТ «Пекшинское предместье», ДНТ «Лесной Массив» и является их правопреемником (т. ****
Пунктом 2.1 Устава ТСН «Загородная недвижимость» установлено, что основной целью деятельности товарищества является удовлетворение потребностей в общественных благах физических лиц, ведущих хозяйство в индивидуальном порядке, а также членов товарищества для наиболее эффективного целевого использования дачных и приусадебных земельных участков, комфортного проживания в индивидуальных жилых домах и эффективного результата индивидуальной некоммерческой сельскохозяйственной деятельности (т. 1 л.д. 38).
Предметом деятельности Товарищества являются содержание и благоустройство прилегающей территории (п.6), заключение договоров, проведение работ, оказание услуг, необходимых для достижения целей деятельности товарищества, в том числе обеспечение надлежащего санитарного состояния инфраструктуры и земель общего пользования Товарищества (п. 12).
**** администрацией Петушинского сельского поселения в адрес ТСН «Загородная недвижимость» направлено информационное письмо с предложением незамедлительно принять меры к созданию места (площадки) для накопления ТКО в ДНТ «Приозерские дачи» в связи с отсутствием контейнерной площади для накопления твердых коммунальных отходов в товариществе (т. ****
**** в ходе осмотра территории должностными отделоа охраны окружающей среды и экологического контроля администрации **** установлено, что на территории по адресу: вблизи **** ТСН «Загородная недвижимость» (ДНТ «Приозерские дачи») **** отсутствует контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов (т. ****
Из представленных суду ООО «Хартия» сведений следует, что по состоянию на **** 95 абонентов проживающих на территории ТСН «Загородная недвижимость» (ДНТ «Приозерские дачи») вблизи **** оплачивают услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (т. ****). Домовладения, относящиеся к ТСН «Загородная недвижимость» (ДНТ «Приозерские дачи»), в территориальной схеме не закреплены за контейнерными площадками **** (т. ****).
В реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Петушинское сельское поселение» ****, утвержденном постановлением главы администрации Петушинского сельского поселения **** **** от ****, в качестве собственника мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ТСН «Загородная недвижимость» отсутствует (т. ****
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и пришел к выводу, что ТСН «Загородная недвижимость», обязано надлежащим образом исполнять обязанности по обеспечению благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества, в том числе обеспечить накопление твердых коммунальных отходов для жителей товарищества в соответствии с установленными требованиями.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства ответчиком не опровергнуты представленные истцом доказательства, свидетельствующие о том, что в нарушение действующего законодательства ТСН «Загородная недвижимость» не приняты надлежащие меры к накоплению твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права, а также обстоятельствам дела.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется поименованным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет товарищество собственников недвижимости как добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункте 1 статьи 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в числе прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов
В соответствии с п. 3 и п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования «Петушинское сельское поселение», утвержденными решением Совета народных депутатов Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области № 29/6 от 21 июля 2022 г. (далее – Правила), предусмотрена обязанность физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и иных хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовой формы, образующих твердые коммунальные отходы в процессе предпринимательской, производственной, хозяйственной и иной деятельности, создать место (площадку) для накопления ТКО. Места (площадки) создаются указанными лицами на собственных, арендуемых земельных участках, либо предоставленных на ином вещном праве. Указанным лицам запрещается осуществлять складирование ТКО в мусоросборники, размещенные в местах (на площадках) для сбора и накопления ТКО, созданных администрацией для накопления ТКО населением (п.6.3.8).
Пунктом 6.10.1 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства установлено, что для накопления ТКО, образующихся в товариществах собственников недвижимости, используются контейнерные площадки для ТКО, оборудованные с учетом требований, предъявляемых действующим законодательством и настоящими правилами (том 1 л.д.84-153).
В соответствии с п. 10 Порядка осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов, установленного Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Кроме того, пунктом 6.3.8 Правил № 29/6 от 21 июля 2022 г. установлено, что в случае невозможности создания места (площадки) хозяйствующие субъекты по согласованию с администрацией могут осуществлять складирование ТКО в отдельный мусоросборник, предоставленный региональным оператором, который может размещаться на контейнерной площадке, созданной администрацией для населения.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о наличии альтернативных способов складирования твердых коммунальных отходов и не предполагает их исключительности.
С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о невозможности организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ ввиду отсутствия земельных участков в собственности или на ином вещном праве либо в аренде для обеспечения функционирования контейнерной площадки со ссылкой на установленные решением судьи Петушинского районного суда Владимирской области от 12 октября 2022 г. по делу **** обстоятельства (л.д. ****), являются несостоятельными, поскольку выбор предусмотренных законом способов исполнения возложенной обязанности по обеспечению накопления твердых коммунальных отходов, принадлежит ответчику.
Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на отказ органа местного самоуправления согласно ответам на заявления от **** и **** (л.д. **** в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для оборудования площадки и мест на оборудованных муниципальных площадках для накопления твердых коммунальных отходов не свидетельствуют об отсутствии у ТСН «Загородная недвижимость» возможности исполнения санитарных норм и Правил по организации накопления отходов иным предусмотренным установленными требованиями способом.
Кроме того согласно ответу комитета по управлению имуществом Петушинского района Владимирской области от **** заявление о предварительном согласовании земельного участка возвращено ТСН «Загородная недвижимость» по основаниям его несоответствия установленным требованиям, сведения об отказе в удовлетворении заявления отсутствуют (л.д.****
Довод апелляционной жалобы о том, что суд в нарушение положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ не указал срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, не может повлечь изменение состоявшегося судебного акта, поскольку положения ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривают право, а не обязанность суда устанавливать срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда.
Таким образом, по результатам рассмотрения дела судебная коллегия приходит к выводам, что обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ для отмены обжалуемого судебного акта, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петушинского районного суда Владимирской области от 16 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Товарищества собственников недвижимости «Загородная недвижимость» - без удовлетворения.
Председательствующий Яковлева Д.В.
Судьи Осипова Т.А.
Швецова Н.Л.