Дело № 2-1820/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский, 27 октября 2015 года
Свердловская область
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Толкачевой О.А.,
при секретаре Ехаловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», органу местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» о возложении обязанности проведения работ, направленных на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Каменска-Уральского обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» с требованием о возложении обязанности проведения работ, направленных на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Каменска-Уральского проверки соблюдения правил пожарной безопасности учреждениями с массовым пребыванием людей, был установлен факт длительного неисполнения образовательным учреждением МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» требований предписаний должностного лица ОНД г. Каменска_Уральского, Каменского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области по замене тепловых пожарных извещателей на дымовые, а также по установлению пожарных извещателей в части помещений здания учреждения. Утверждая, что не устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности может привести к пожару, несет угрозу жизни и здоровью работников, учащихся образовательного учреждения и его посетителей, то есть неопределенному кругу лиц, прокурор просил обязать ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» как учредителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», а также само МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.II. Кунавина» в срок до 10.06.2016 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- заменить тепловые пожарные извещатели на дымовые в помещениях первого этажа №№ 5, 7, 31, 36, 47, 48, 54, 55, 85; второго этажа №№ 95, 115, 118, 122, 124, 127, 103, 113 согласно техническому паспорту здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.II. Кунавина», распложенного но адресу: <адрес>;
- установить пожарные извещатели в помещениях №№ 35, 40, 43 первого этажа; помещениях №№ 139, 126, 97, 104, 124, 127, 103 второго этажа; помещениях №№ 192, 193, 197, 198 третьего этажа здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», распложенного по адресу: <адрес>.
(дата) прокурором в суд представлено уточненное исковое заявление, в котором прокурор поддерживает требования, предъявленные к ответчику МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина». В отношении ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» прокурор заявил требование о возложении на данного ответчика обязанности до (дата) направить бюджетные средства для организации работ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» по замене тепловых пожарных извещателей на дымовые, установке пожарных извещателей в здании школы.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Матвеев С.О. требования иска поддержал.
Представитель ответчика директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» Лосева Е.А., действующая на основании Устава, в судебном заседании не оспаривала обязанность устранения в здании школы нарушений обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в иске прокурора. В представленном отзыве на иск представитель ответчика указала, что указанные в иске требования пожарной безопасности невозможно исполнить в связи с отсутствием достаточного бюджетного финансирования учреждения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина». Учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование город Каменск-Уральский в лице ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского». Финансовое обеспечение функционирования школы осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, денежные средства муниципальным бюджетным образовательным учреждениям предоставляются в виде субсидии из местного бюджета на выполнение муниципального задания. На протяжении двух лет, с 2014 года по 2015 год, у МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» отсутствовала возможность осуществить замену тепловых пожарных извещателей и обеспечить исправное состояние автоматической системы пожарной сигнализации за счет субсидий, предоставляемых ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского». Учреждение было включено учредителем в план мероприятий на 2015 год по обеспечению первичных мер пожарной безопасности муниципальных бюджетных образовательных учреждениях г. Каменска-Уральского, однако денежные средства так и не были выделены. В свою очередь, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» платные услуги, за счет которых было бы возможно осуществить замену тепловых пожарных извещателей и обеспечить исправное состояние автоматической системы пожарной сигнализации не оказывает. Директором школы велись и ведутся работы по поддержанию в исправном состоянии имеющейся системы пожарной сигнализации, что подтверждается договорами с Каменск-Уральским городским отделением Общероссийской Общественной Организацией «Всероссийское Добровольное Пожарное Общество», актами проверки работоспособности АПС. Также принимаются все зависящие от директора меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания представитель ответчика ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» в суд не явился. Представителем С., действующей на основании доверенности от (дата), в суд представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского». В своем отзыве на иск представитель данного соответчика указала, что оставляет вопрос об удовлетворении иска прокурора на усмотрение суда. В соответствии с письмом главы города Каменска-Уральского М.С. Астахова от (дата) № х, направленным в адрес заместителя начальника Управления - начальника ОГПН и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области Ш., гарантировалось проведение работ по замене автоматической пожарной сигнализации в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» в 1 квартале 2016 года. При этом на данные цели планируется выделение из местного бюджета 800 000 рублей. Нарушения, указанные Прокуратурой города Каменска-Уральского в иске, будут устранены в процессе замены автоматической пожарной сигнализации в здании школы. Кроме того, при выделении средств из местного бюджета на замену автоматической пожарной сигнализации или на выполнение решения суда в соответствии с требованиями по настоящему гражданскому делу, ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» как главный распорядитель бюджетных средств незамедлительно их направит в качестве целевых субсидий МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» для организации проведения указанных работ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ГУ МЧС России по Свердловской области) Якимова О.Л., действующая на основании доверенности от (дата), требования иска прокурора по изложенным в нем основаниям поддержала.
Будучи также надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания представители третьих лиц ОМС «Городская Дума г. Каменска-Уральского», ОМС «Администрация города Каменска-Уральского» в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела – суду не представили, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В своем отзыве на иск представитель ОМС «Администрация города Каменска-Уральского» Б., действующая на основании доверенности от (дата), указала, что принятое по делу решение не повлечет возникновения обязанностей Администрации города Каменска-Уральского в отношении какой-либо из сторон по делу.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного округа физических лиц, поскольку действует в силу закона и в их интересах.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ № 4-П от 14.02.2002 года, прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 года № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» под правилами пожарной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О пожарной безопасности», в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов, в частности, стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара.
Конкретные требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, в частности Устава, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» (далее – школа) является самостоятельным юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс. Функции и полномочия учредителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» осуществляются ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» (п.п. 1.3, 1.6. Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина»). Согласно п. 4.3 Устава в компетенцию школы входит также обеспечение материально-техническим оснащением образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в пределах собственных финансовых средств. Пунктом 4.5 Устава предусмотрено, что школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса.
За МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» закреплено здание, расположенное по адресу: <адрес>, которое является муниципальным имуществом. В указанном здании учреждением осуществляет свою деятельность, ведет образовательный процесс.
Из материалов дела следует, что в июле 2015 года должностными лицами ОНД г.Каменска-Уральского, Каменского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области была проведана внеплановая проверка соблюдения правил пожарной безопасности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина». Основанием для проведения проверки послужило истечение срока ранее выданного предписания № х от (дата) со сроком исполнения до (дата). В ходе внеплановой выездной проверки установлен факт невыполнения руководителем школы требований п. 7,8 предписания № х от (дата), а именно, в здании школы не заменены тепловые пожарные извещатели на дымовые в помещениях первого этажа №№ 5, 7, 31, 36, 47, 48, 54, 55, 85; второго этажа №№ 95, 115, 118, 122, 124, 127, 103, 113, а также не установлены пожарные извещатели в помещениях №№ 35, 40, 43 первого этажа; помещениях №№ 139, 126, 97, 104, 124, 127, 103 второго этажа; помещениях №№ 192, 193, 197, 198 третьего этажа здания школы.
В связи с повторным выявлением данных нарушений должностным лицом Отдела государственного пожарного надзора на имя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» выдано предписание № х от (дата) со сроком исполнения до (дата).
Исследовав и оценив в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает нашедшим свое подтверждение наличие неисправного состояния системы автоматической пожарной сигнализации здания школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», что является нарушением требований ст.ст. 4, 15 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «О техническом регулировании», п. 61 п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, приложений А, А4, А3 к Своду правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 5.13130.2009).
Факт ненадлежащего состояния системы автоматической пожарной сигнализации здания школы и факт необходимости выполнения указанных прокурором мероприятий для устранения нарушений требований пожарной безопасности сторонами при рассмотрении дела не оспаривались.
На основании изложенного суд признает, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» в течение порядка двух лет осуществляло свою деятельность в здании с неисправной системой автоматической пожарной сигнализации. В свою очередь, длительное несоблюдение указанных выше требований пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а также своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне пожара, нарушает права работников, учащихся образовательного учреждения и его посетителей, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.
Как было указано выше, из представленного в материалы дела в копии Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» следует, что данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, ответственным за оборудование занимаемых помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. На основании изложенного, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора о возложении на данного ответчика обязанности выполнения мероприятий по устранению неисправности системы автоматической пожарной сигнализации. Отсутствие запланированного финансирования, недостаточность финансирования, на которые указывала сторона ответчика, не может являться основанием для освобождения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» от исполнения возложенных на данное образовательное учреждение законом обязанностей.
Относительно требований иска прокурора, предъявленного к ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» суд отмечает следующее.
В соответствии с п.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года « 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. Обязанность обеспечить соблюдение требований противопожарной безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.
В соответствии с Положением об ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского», утвержденного решением Городской Думы города Каменска-Уральского от (дата) № х данный орган местного самоуправления осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования детей, и муниципальных учреждений, осуществляет бухгалтерское, экономическое, методическое или хозяйственное обслуживание указанных учреждений. К полномочиям данного органа местного самоуправления относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление прав собственника в части учреждения муниципальных учреждений в соответствии с гражданским законодательством и муниципальными правовыми актами; осуществление правомочий собственника имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями, в пределах своих полномочий, установленных действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами города Каменска-Уральского (п. 2.2 Положения).
Учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» в силу положений его Устава является муниципальное образование город Каменск-Уральский в лице ОМС «Управление образования г.Каменска-Уральского». Согласно п.5.2. Устава МБОУ, последнее осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с планом, составленным Школой и утвержденным Учредителем, в порядке, определенном Учредителем, в соответствии с требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, утвержденными Минфином РФ. На основании п.п.5.3, 5.4. Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», деятельность указанного лица финансируется в соответствии с действующим законодательством. Финансирование школы осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Муниципальное задание для школы формирует и утверждает Учредитель. Согласно п.5.7 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания школой осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования город Каменск-Уральский. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за школой Учредителем или приобретенных школой за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
С учетом приведенных выше правовых норма, а также положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (в т.ч. ст. 78.1), Порядка предоставления субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, утв. постановлением Администрации города Каменска-Уральского от (дата) № х, Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям муниципального образования город Каменск-Уральский на иные цели, утв. постановлением Администрации города Каменска-Уральского от (дата) № х, учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», а также главным распорядителем бюджетных средств в отношении названного бюджетного учреждения, через которого осуществляется финансирование учреждения из местного бюджета, является ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского».
Как установлено судом, причиной длительного невыполнения требований предписания об устранении установленных нарушений требований пожарной безопасности явилось отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя.
Как следует из представленных в материалы дела представителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» документов, в период с 2014 года по 2015 год, у МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» отсутствовала возможность осуществить замену тепловых пожарных извещателей и обеспечить исправное состояние автоматической системы пожарной сигнализации за счет субсидий, предоставляемых ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского», поскольку средства направлялись на оплату работ, услуг необходимых для нормального функционирования учреждения. За указанный период МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» субсидии на выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора) не предоставлялись. В 2014 году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» выделялась целевая субсидия на выполнение противопожарных мероприятий в размере <*****>. Средства субсидии были потрачены на заправку огнетушителей и обслуживание радиоканальной системы «ОКО». Кроме того, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» была включена ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» в план мероприятий на 2015 год по обеспечению первичных мер пожарной безопасности муниципальных бюджетных образовательных учреждениях г. Каменска-Уральского, однако денежные средства так и не были выделены.
В настоящее время в муниципальной программе «Развитие муниципальной системы образования города Каменска-Уральского на 2014-2017 годы», утвержденной постановлением Администрации города Каменска-Уральского от (дата) № х (в редакции постановления Администрации города Каменска-Уральского от (дата) № х) не предусмотрено финансирование мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности муниципальных учреждений, в отношении которых ОМС «Управление образования горда Каменска-Уральского» выполняет функции и полномочия учредителя, в 2015-2017 годах. Ответственным исполнителем муниципальной программы «Развитие муниципальной системы образования города Каменска-Уральского на 2014-2017 годы» является ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского».
Указанное свидетельствует о том, что ни на момент проведения должностным лицом Отдела государственного пожарного надзора проверки в 2014 года, ни в настоящее время указанные в предписании от (дата) нарушения требования пожарной безопасности в полном объеме не устранены и причиной этого, как следует из никем не опровергнутых пояснений представителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», представленных доказательств, является отсутствие необходимых денежных средств.
Поскольку муниципальное образование город Каменск-Уральский в лице ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» является учредителем и собственником имущества МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», образовательное учреждение и орган местного самоуправления несут самостоятельную обязанность по созданию безопасных условий обучения в образовательной организации, в свою очередь ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» должно нести обязанность по осуществлению финансирования выполнения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности при недостаточности средств у самого учреждения.
Поскольку в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» не представлено достаточных и достоверных доказательств факта наличия у МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» собственных денежных средств, достаточных для выполнения указанных в иске прокурора мероприятий с целью устранения нарушений требований пожарного законодательства, данный орган местного самоуправления должен осуществить финансирование указанных мероприятий.
Тем самым иск прокурора в части требований, предъявленных к ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» подлежат удовлетворению путем возложения на данного ответчика обязанности обеспечить финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» для устранения нарушений требований пожарной безопасности по замене тепловых пожарных извещателей на дымовые, установке пожарных извещателей в здании школы.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом заявлены требования об обязании ответчиков произвести определенные действия для целей устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок до (дата).
Суд находит указанный срок с учетом вышеприведенных правовых норм, необходимости защиты прав и законных интересов учащихся, работников образовательного учреждения, его посетителей обоснованным. Стороной ответчика доказательств объективной невозможности устранения указанных требований в названный срок не приведено.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину, от уплаты которой прокурор был освобожден в силу закона при обращении в суд с иском. Соответчик ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» как орган местного самоуправления в силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от взыскания соответствующей государственной пошлины в местный бюджет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», органу местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» удовлетворить.
Обязать орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» в срок до (дата) обеспечить финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» для проведения работ, направленных на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности, по:
- замене тепловых пожарных извещателей на дымовые в помещениях первого этажа №№ 5, 7, 31, 36, 47, 48, 54, 55, 85; второго этажа №№ 95, 115, 118, 122, 124, 127, 103, 113 согласно техническому паспорту здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.II. Кунавина», распложенного но адресу: <адрес>;
- установлению пожарных извещателей в помещениях №№ 35, 40, 43 первого этажа; помещениях №№ 139, 126, 97, 104, 124, 127, 103 второго этажа; помещениях №№ 192, 193, 197, 198 третьего этажа здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», распложенного по адресу: <адрес>.
Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» в срок до (дата) устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- заменить тепловые пожарные извещатели на дымовые в помещениях первого этажа №№ 5, 7, 31, 36, 47, 48, 54, 55, 85; второго этажа №№ 95, 115, 118, 122, 124, 127, 103, 113 согласно техническому паспорту здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.II. Кунавина», распложенного но адресу: <адрес>;
- установить пожарные извещатели в помещениях №№ 35, 40, 43 первого этажа; помещениях №№ 139, 126, 97, 104, 124, 127, 103 второго этажа; помещениях №№ 192, 193, 197, 198 третьего этажа здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина», распложенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № х имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья: О.А. Толкачева
Решение изготовлено в окончательной форме 02.11.2015 года.
Судья: О.А. Толкачева