Решение по делу № 8а-8983/2020 [88а-831/2021 - (88а-8587/2020)] от 21.12.2020

                       ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

                               ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                  № 88а-831/2021 (№ 88а-8587/2020)

                                                                                                  номер дела в суде первой

                                                                                                   инстанции № 3а-71/2020

                     КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пятигорск                                                                                          21 января 2021 г.

    Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Белоусовой Ю.К. и Нафикова И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя на решение Ставропольского краевого суда от 22 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Центросклад» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.

Заслушав доклад судьи Нафикова И.А., выслушав объяснения представителя закрытого акционерного общества «Центросклад» Вольнова А.Ю., предлагавшего отказать в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

                                                             установила:

закрытое акционерное общество «Центросклад» (далее ЗАО «Центросклад», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , вид разрешенного использования: под складскими помещениями (литеры «<адрес>» - административное, «<адрес>» складское), общей площадью 10359 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 7 244 000 рублей и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере 7 244 000 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка, который находится в пользовании Общества на основании договора аренды, в размере 22 113 564 рублей 48 копеек, установленная по состоянию на 1 января 2015 г., значительно превышает рыночную стоимость земельного участка. Согласно отчету, выполненному ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 7 244 000 рублей.

При рассмотрении административного дела судом первой инстанции с целью определения действительной рыночной стоимости объекта назначена судебная оценочная экспертиза, которая проведена экспертом ООО <данные изъяты>», согласно заключению которой за № 008-19-ОК от 19 декабря 2019 г. рыночная стоимость объекта оценки с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 9 167 000 рублей.

Решением Ставропольского краевого суда от 22 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от           20 октября 2020 г., административное исковое заявление ЗАО «Центросклад» удовлетворено. На основании проведенной по делу судебной оценочной экспертизы установлена кадастровая стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , вид разрешенного использования: под складскими помещениями (литеры «<адрес>» - административное, «<адрес>» - складское), общей площадью 10359 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию 1 января 2015 г. в размере                                   9 167 000 рублей. Указано, что заявление ЗАО «Центросклад» поступило в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 25 сентября 2019 г.

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 9 декабря 2020 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 21 декабря 2020 г., комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

ЗАО «Центросклад» представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых предлагается оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Участие представителя ЗАО «Центросклад» Вольнова А.Ю. в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференц-связи. Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса                                 (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлено.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , вид разрешенного использования: под складскими помещениями (литеры «<адрес>» - административное, «<адрес>» складское), общей площадью 10359 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, установлена на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Ставропольском крае» в размере 22 113 564 рублей 48 копеек по состоянию на 1 января 2015 г.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 22 октября          2019 г. № 4102 установлено, что оформление и содержание отчета об оценке, выполненного ООО «Центр экспертизы и оценки «<данные изъяты>», согласно которому рыночная стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на                           1 января 2015 г. определена в размере 7 244 000 рублей, не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и установленным федеральным стандартам, в связи с чем заявление Общества о пересмотре результатов кадастровой стоимости названного объекта недвижимости отклонено.

Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что ЗАО «Центросклад», будучи арендатором спорного земельного участка, является плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости, а также исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 245, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления ЗАО «Центросклад» об установлении кадастровой стоимости находящегося в его пользовании земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 9 167 000 рублей.

Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судами и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названного земельного участка.

Суды признали, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.

Изложенные в жалобе доводы относительно несогласия с результатом судебной оценочной экспертизы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств. Однако какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судами первой и апелляционной инстанций экспертного заключения, в том числе в части правильности применения сравнительного подхода к определению рыночной стоимости земельного участка, административными ответчиками ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлялись.

Не были представлены административными ответчиками, а также комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, обратившимся с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, при рассмотрении дела доказательства, подтверждающие, что запрашиваемая рыночная стоимость земельного участка несопоставима с реальными рыночными ценами на территории г. Ставрополя для земельных участков с аналогичным видом использования.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.

С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя не находит.

При передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции определением от 22 декабря 2020 г. исполнение решения Ставропольского краевого суда от 22 июня 2020 г. по настоящему административному делу было приостановлено до рассмотрения кассационной жалобы по существу.

В связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции, по результатам которого в удовлетворении кассационной жалобы отказано, судебный акт, исполнение которого было приостановлено, оставлен без изменения, приостановление исполнения решения Ставропольского краевого суда от 22 июня 2020 г. подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

                                                              определила:

решение Ставропольского краевого суда от 22 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя – без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения Ставропольского краевого суда от              22 июня 2020 г. по настоящему административному делу отменить.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий                                                        Р.Ф. Фахретдинова

Судьи                                                                                      Ю.К. Белоусова

                                                                                                 И.А. Нафиков

8а-8983/2020 [88а-831/2021 - (88а-8587/2020)]

Категория:
Гражданские
Истцы
ЗАО "Центросклад"
Ответчики
Управление Росреестра по СК
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя
Другие
Управление имущественных отношений Ставропольского края
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по СК
Администрация г. Ставрополь
Суд
Пятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Нафиков Ильдар Амирьянович
Дело на сайте суда
5kas.sudrf.ru
21.01.2021Судебное заседание
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее