КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Швайгерт А.А. Дело № 33-9504/2019
А-045г
10 июля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Авходиевой Ф.Г.
с участием прокурора Воротынской О.О.
при секретаре Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Бекасовой Анны Геннадьевны к администрации Краснотуранского района Красноярского края о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Бекасовой А.Г.
на решение Краснотуранского районного суда Красноярского края от 05 июня 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Бекасовой Анны Геннадьевны к администрации Краснотуранского района Красноярского края о признании незаконным и отмене Приказа № 47-р/л от 26.03.2019 г. об увольнении Бекасовой А.Г. по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, признании незаконной записи № 6 от 27.03.2019 г. в трудовой книжке на имя Бекасовой А.Г. об увольнении по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, восстановлении на работе в должности уборщицы с 27.03.2019 г., взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с 27.03.2019 г. по день восстановления на работе и взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей, отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бекасова А.Г. обратилась в суд с требованиями к администрации Краснотуранского района Красноярского края о признании незаконным и отмене Приказа № 47-р/л от 26.03.2019 г. об увольнении, признании незаконной записи № 6 от 27.03.2019 г. в трудовой книжке, восстановлении на работе в должности уборщицы с 27.03.2019 г., взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с 27.03.2019 г. по день восстановления на работе, компенсации морального вреда в размере 300000 руб.
Требования мотивированы тем, что она с 05.09.1996 г. работала у ответчика в должности технички. Работа являлась основной с пятидневной рабочей неделей продолжительностью 40 часов. В ее должностные обязанности входила уборка помещений здания администрации Краснотуранского района в объеме и сроки, предусмотренные должностными обязанностями. 27.12.2018 года ответчиком было издано распоряжение № 153-р-/л о внесении изменений в трудовой договор в части наименования должности, снижения ставки оплаты труда и сокращения режима работы. В новой должностной инструкции перечень помещений уборки увеличился. Никаких изменений организационных условий, реорганизации производства не было. 11.01.2019 г. ей были вручены уведомление № 4 и текст должностной инструкции с приложением перечня помещений от 10.01.2019 г. Сам текст Распоряжения не вручался. 27.03.2019 г. она была уволена в связи с отказом работать в новых условиях. Считает, что в соответствии с действующими нормативами труда по уборке помещений существующий объем её работы существенно превышает допустимую величину рабочего времени в 40 часов в неделю. Полагает, что оспариваемые действия работодателя направлены исключительно на снижение оплаты труда с целью её увольнения. Неправомерными действиями ответчика ей причинены нравственные страдания.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бекасова А.Г. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав заключение по делу прокурора Воротынской О.О., находящей решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель вправе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора, не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев. Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации. Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 Трудового кодекса РФ).
Согласно правовой позиции, отраженной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (статья 74 ТК РФ), необходимо учитывать, что исходя из статьи 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.
При этом к числу организационных изменений могут быть отнесены: изменения в структуре управления организации; внедрение форм организации труда (бригадные, арендные, подрядные и др.); изменение режимов труда и отдыха; введение, замена и пересмотр норм труда; изменения в организационной структуре предприятия с перераспределением нагрузки на подразделения или на конкретные должности и как следствие изменение систем оплаты труда. В число технологических изменений условий труда могут входить: внедрение новых технологий производства; внедрение новых станков, агрегатов, механизмов; усовершенствование рабочих мест; разработка новых видов продукции; введение новых или изменение технических регламентов.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, с 05.07.1996 г. истец Бекасова А.Г. состояла в трудовых отношениях с администрацией Краснотуранского района Красноярского края, занимая должность технички. Условиями заключенного с истцом 27.09.2006г. трудового договора работнику установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов.
На основании заявления истца от 29.05.2018 года, распоряжением главы администрация Краснотуранского района Красноярского края № 59-р/л от 30.05.2018 года Бекасовой А.Г. уставлена 35-и часовая рабочая неделя и режим неполного рабочего времени: рабочие дни с понедельника по пятницу, выходные дни суббота, воскресенье, время работы с 12:00 до 17:00 час., в этой связи заключено дополнительные соглашение № 70 от 30.05.2018 года.
Распоряжением администрации Краснотуранского района Красноярского края № 153-р от 04.12.2018 года установлена норма убираемой площади 500 кв.м. уборщика служебных помещений (технички) из расчета на 1 единицу ставки с 01.12.2018.
Согласно приложению к протоколу № 01 от 10.12.2018 г. заседания комиссии администрации Краснотуранского района Красноярского края по утверждению норм убираемой площади за уборщиками служебных помещений, площадь служебных помещений, закреплённых за уборщиками в количестве 4 штатных единицы, составляет по 355 кв.м. на одного уборщика.
Распоряжением администрации Краснотуранского района № 150-р/л от 26.12.2018 г. в штатное расписание администрации района № 4 от 27.12.2017 г., внесены изменения, должность «техничка» переименована в должность «уборщик служебных помещений».
Распоряжением администрации Краснотуранского района Красноярского края
№ 153-р/л от 27.12.2018 г. уборщикам служебных помещений администрации района установлены: ставка по замещаемой должности 0,71 должностного оклада; 27-ми часовая рабочая неделя: рабочие дни - с понедельника по пятницу; выходные дни - суббота, воскресенье; время работы - с 15:30 час. до 21:10 час.
11.01.2019 года истцом было получено уведомление № 4 об изменении условий трудового договора от 27.09.2006 года, в соответствии с которым истец уведомлена о том, что в результате организационных мероприятий, обусловленных объемом работ, распоряжением администрации Краснотуранского района от 27.12.2018 № 153-р/л в существенные условия ее трудового договора от 27.09.2006 г. № 25 с 11.03.2019 г. будут внесены изменения: наименование должности - уборщик служебных помещений; изменения оплаты труда - ставка по замещаемой должности 0.71 должностного оклада уборщика служебных помещений; режим рабочего времени с 15:30 час. до 21:10 час.
Дополнительным соглашением № 5 от 10.01.2019 года, полученным истцом 16.01.2019 года, пункт 1.2. трудового договора истца № 25 от 27.09.2006 г. изложен в следующей редакции: «Работодатель поручает, а Работник принимает на себя обязательства выполнять работу в должности уборщик служебных помещений. Оплата Работника производится в размере 0,71 ставки от оклада по замещаемой должности»; пункт 3.4. договора изложен в следующей редакции: «Работнику устанавливается 27-и часовая рабочая неделя: - рабочие дни - с понедельника по пятницу; - выходные дни - суббота, воскресенье; - время работы - с 15:30 час. до 21:10 час.
Согласно акту об отказе продолжения работы на новых условиях, составленному 26.03.2019 г. комиссией работодателя, истец отказалась от заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, а также отказалась от работы в должности уборщика служебных помещений администрации района на условиях, предусмотренных распоряжением администрации района № 153-р/л от 27.12.2018 г.
Согласно представленной ответчиком в материалы дела справки, в период с 11.01.2019г. по 27.03.2019г. вакантные должности в администрации Краснотуранского района отсутствовали.
Приказом № 47-р/л от 26.03.2019 года действие трудового договора от 27.09.2006 года прекращено, Бекасова А.Г. уволена 27.03.2019г. на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ - в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
Считая свое увольнение незаконным, истец обратилась с иском в суд.
Разрешая требования истца о признании незаконным приказа о расторжении трудового договора, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что изменение условий заключенного с истцом трудового договора явилось следствием изменения организационных условий труда, при этом работать в изменившихся условиях истец отказалась, вакантных должностей, которые могли бы быть предложены истцу, у работодателя не имелось.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, из которых следует, что в организации действительно имело место изменение организационных условий труда, что выразилось в установлении Распоряжением администрации Краснотуранского района Красноярского края № 153-р от 04.12.2018 года уборщикам служебных помещений (техничкам) с 01.12.2018 года нормы убираемой площади 500 кв.м. из расчета на 1 единицу ставки, которым были пересмотрены нормы труда. При этом, уборщикам служебных помещений, имеющимся в штате администрации в количестве 4-х единиц, определены равные объемы убираемой площади в размере 355 кв.м., которые меньше нормы убираемой площади на 1 ставку. В этой связи Распоряжением администрации Краснотуранского района Красноярского края № 153-р/л от 27.12.2018 г., с учетом распоряжений администрации Краснотуранского района от 04.12.2018 №153-р «Об установлении норм по уборке служебных помещений», от 26.12.2018 №150-р/л «О переименовании должности», уборщикам служебных помещений администрации района установлена ставка по замещаемой должности 0,71 должностного оклада, установлена 27-ми часовая рабочая неделя: рабочие дни - с понедельника по пятницу; выходные дни - суббота, воскресенье; время работы - с 15:30 час. до 21:10 час., и как следствие изменена система оплаты труда, таким образом, произошло изменение определенных сторонами условий трудового договора, а именно изменения наименования должности, размера ставки по замещаемой должности, размера рабочей недели и времени работы и изменение размера оплаты труда, без изменения трудовой функции работника.
Проверяя порядок увольнения истца по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, суд правильно установил, что работодателем процедура увольнения соблюдена, поскольку о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель уведомил истца за два месяца, что подтверждается уведомлением № 4, с которым истец была ознакомлена и экземпляр которого получила 11.01.2019г., при этом в новых условиях работать не согласилась, от внесения изменений в трудовой договор отказалась, а вакантных должностей в администрация Краснотуранского района Красноярского края не имелось.
Таким образом, достоверно установив, что имелись объективные основания для изменения определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя в связи с произошедшими у ответчика организационными изменениями условий труда, от работы в изменившихся условиях истец отказалась, а возможность сохранить трудовые отношения с истцом путем перевода ее на другую должность отсутствовала, суд пришел к правомерному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о соблюдении работодателем порядка увольнения истца и о наличии у ответчика правовых оснований для ее увольнения по п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ, в связи с чем правомерно отказал истцу в требованиях о признании незаконным приказа об увольнении и его отмене, о восстановлении ее на работе.
В этой связи судебная коллегия считает, что являются безосновательными доводы апелляционной жалобы о том, что работодателем не было доказано изменение организационных условий труда, явившихся основанием для изменения условий трудового договора.
Не установив нарушения трудовых прав истца, связанных с ее увольнением, суд правомерно отказал в удовлетворении производных требований в полном объеме.
При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.
Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение работодателем СанПиН 2.1.21002-00 не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку на обоснованность и законность судебного решения не влияет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в обоснование иска ею оспаривались Распоряжение администрации Краснотуранского района Красноярского края № 153-р от 04.12.2018 г., Распоряжение администрации Краснотуранского района Красноярского края № 153-р/л от 27.12.2018 г., поскольку она не согласна с установленными нормативами, судебная коллегия находит несостоятельными, так как из материалов дела следует, что требования о признании незаконными указанных распоряжений работодателя при рассмотрении данного спора истцом не заявились. Нарушений работодателем при их издании не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Краснотуранского районного суда Красноярского края от 05 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бекасовой А.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Авходиева Ф.Г.