Судья – Ефанов В.А. Дело № 33а-6722/2020 (№2а-5339/2019)
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•20 февраля 2020 РіРѕРґР° Рі. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Ефименко Е.В., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола помощником судьи Рысиным А.Ю.
слушала РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ апелляционной жалобе представителя администрации РњРћ Рі. Сочи РїРѕ доверенности Козаева Р.Рџ. РЅР° решение Центрального районного СЃСѓРґР° Рі. Сочи Краснодарского края РѕС‚ 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР°.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов малолетнего Зыболова Д.С. к администрации МО г. Сочи о признании бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в необеспечении местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Центрального района г. Сочи, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и возложении обязанности устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления Зыболову Д.С. места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г. Сочи. В обоснование требований указано, что прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению Зыболовой Е.А. по вопросу соблюдения прав ее малолетнего сына Зыболова Д.С., <...> года рождения, на доступное дошкольное образование. Установлено, что Зыболов Д.С. состоит на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с 10.01.2017 года. Однако до настоящего времени его право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано, в связи с отсутствием мест, возможных к предоставлению Зыболову Д.С. в муниципальных дошкольных образовательных организациях г. Сочи.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи от 12 ноября 2019 года суд признал незаконным бездействие администрации МО г.Сочи, выразившееся в необеспечении Зыболова Д.С., <...> года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Центрального района г. Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования. Суд обязал администрацию МО г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления Зыболову Д.С., <...> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г. Сочи.
Р’ апелляционной жалобе представитель администрации РњРћ Рі. Сочи РїРѕ доверенности Козаев Р.Рџ. РїСЂРѕСЃРёС‚ решение СЃСѓРґР° первой инстанции отменить, вынести РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± удовлетворении заявленных требований. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы указано, что решение РІ обжалуемой части незаконно Рё необоснованно, поскольку вынесено РїСЂРё неправильном определении СЃСѓРґРѕРј обстоятельств, имеющих значение для дела, СЃ нарушением РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права.
Р’ возражениях РЅР° апелляционную жалобу первый заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Краснодарского края – РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Сочи Грязнова Р.Рњ. РїСЂРѕСЃРёС‚ решение СЃСѓРґР° первой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что непредоставление ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование. Также, суд первой инстанции указал, что возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.
Однако судебная коллегия полагает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неполной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, без учета компетенции органа местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, Зыболов Д.С. состоит на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с 10.01.2017 года.
До настоящего времени его право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано, в связи с отсутствием мест, возможных к предоставлению Зыболову Д.С. в муниципальных дошкольных образовательных организациях г. Сочи.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.05.2006г. № 5-П применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Положения СЃС‚. 43 Конституции Р Р¤, гарантирующей право РЅР° дошкольное образование, находятся РІРѕ взаимосвязи СЃ положениями СЃС‚. 38 Конституции Р Р¤, согласно которым материнство Рё детство, семья находятся РїРѕРґ защитой государства, Р° забота Рѕ детях, РёС… воспитание - равное право Рё обязанность родителей. Рти предписания, адресованные одновременно родителям Рё государству, предопределяют многоплановую роль публичной власти РІ этой сфере, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· того, что естественное право Рё обязанность родителей воспитывать Рё содержать детей РЅРµ исключает конституционную обязанность государства заботиться Рѕ воспитании детей.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция РФ определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей, в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
Согласно ч. 1 ст. 64 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Обеспечение детского населения местами в дошкольных образовательных организациях города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.
Так, г. Сочи наделен Законом Краснодарского края от 01.04.2004г. №679-КЗ «Об установлении границ МО г. Сочи и наделении его статусом городского округа» статусом городского округа.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городских округов.
Согласно ч. 1 ст. 9 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 3).
Согласно Общим положениям Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов России по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, направленных Письмом Минобрнауки России от 31.07.2014 года № 08-1002, с 1 января 2014 года вступивший в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 № 273-Ф3, закрепил новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов.
Аналогичная позиция закреплена и в п. 13 ст. 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 1 и ч. 2 ст. 67 № 273-Ф3).
В силу п. 6 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
РР· анализа приведенных законоположений РІ РёС… системном единстве следует, что, закрепляя право РЅР° общедоступное Рё бесплатное дошкольное образование РІ государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность РІ том числе муниципальных образований обеспечивать прием РЅР° обучение РїРѕ основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право РЅР° получение образования соответствующего СѓСЂРѕРІРЅСЏ, РІ избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания РІ образовательном учреждении.
При достижении несовершеннолетним соответствующего возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.
Следовательно, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Сочи относится к компетенции администрации МО г. Сочи, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст. ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса РФ).
РР· этого следует вывод Рѕ том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность РІ местах РІ дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры Рє увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений Рё РёС… финансированию для создания всех необходимых санитарных Рё иных условий РїРѕ осуществлению РёРјРё образовательной деятельности.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР15.09.1990г.) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.
Заявления о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении законным представителем Зыболова Д.С. – Зыболовой Д.А. поданы в установленном законом порядке 01.07.2019 г., 03.08.2019 г. При подаче заявления о предоставлении места Зыболову Д.С. соблюдены необходимые условия для получения такого места (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законных представителей), вместе с тем, 31.07.2019, 30.08.2019 г., соответственно, в предоставлении места Зыболову Д.С. отказано по причине отсутствия мест, возможных к предоставлению, ребенок до настоящего времени не обеспечен дошкольным образованием.
Не предоставление ребенку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что орган местного самоуправления МО г. Сочи незаконно нарушает социальные права малолетнего Зыболова Д.С., создает препятствия к реализации им законных интересов в сфере защиты семьи и детства.
Однако вывод суда первой инстанции о необходимости возложения на администрацию МО г. Сочи обязанности предоставить Зыболову Д.С. место на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г. Сочи, судебная коллегия полагает ошибочным.
Так, исходя из требований действующего законодательства, предоставление места на полный день в дошкольной образовательной организации, должно осуществляться в соответствии с порядком комлектования муниципальных образовательных организаций г. Сочи специальной комиссией в установленный период, а также в соответствии с очередностью.
При этом, из представленных материалов дела судом апелляционной инстанции усматривается, что правом на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении малолетний Зыболов Д.С. не обладает.
В связи с чем, возложение на администрацию МО г. Сочи обязанности предоставить Зыболову Д.С. места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г. Сочи, является неправильным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным и обоснованным.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в части обязания администрацию МО г. Сочи предоставить Зыболову Д.С., <...> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г. Сочи и принять в этой части новое решение.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 ноября 2019 года отменить в части возложения обязанности на администрацию МО г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставлении Зыболову Дмитрию Сергеевичу, <...> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г. Сочи.
Принять в этой части новое решение.
Обязать администрацию МО г. Сочи рассмотреть вопрос о предоставлении Зыболову Дмитрию Сергеевичу, <...> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г. Сочи.
Р’ остальной части решение Центрального районного СЃСѓРґР° Рі. Сочи РѕС‚ 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР° оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Рі. Сочи РїРѕ доверенности Козаева Р.Рџ. - без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё