Решение по делу № 2-110/2024 от 16.04.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Кикнур Кировской области 23 мая 2024 года

Санчурский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Назаровой И.Е.,

при помощнике судьи Куликовой Н.В.,

с участием помощника прокурора Кикнурского района Кировской области Винокуровой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-110/2024 (УИД № 43RS0032-01-2024-000186-02) по иску прокурора Кикнурского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о возложении обязанности провести капитальный ремонт дома,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кикнурского района Кировской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о возложении обязанности провести капитальный ремонт дома. В обоснование иска указано, что прокуратурой Кикнурского района в ходе проведения проверки соблюдения законодательства при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в деятельности некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» выявлены системные нарушения закона при осуществлении предоставленных полномочий. На территории области продолжается реализация региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», утвержденной постановлением Правительства области от 21.03.2014 № 254/210 (далее – Программа). В соответствии с Программой, постановлением Правительства области от 11.01.2023 № 1-П «Об утверждении Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, внесении изменения в постановление Правительства Кировской области от 22.06.2022 № 307-П» осуществление полномочий регионального оператора Программы возложено на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», функции и полномочия учредителя в отношении которой осуществляет министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области. На основании указанных Программ и Порядка Распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 201 от 28.12.2023 утвержден краткосрочный план реализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области на 2023-2025 год». До настоящего времени Фондом не завершены программные мероприятия по плану 2023 года в отношении многоквартирного дома по адресу: пгт Кикнур, ул. Советская, д. 30 (ремонт фундамента). По вышеуказанному дому аукционы объявляются с периодичностью лишь раз в два-три месяца (март, июль, сентябрь, ноябрь 2023 года, крайняя дата размещения аукциона 09.01.2024 г.). По состоянию на 10.04.2024 региональным оператором договоры на проведение работ по капитальному ремонту данных многоквартирных жилых домов не заключены, на протяжении последних 3-х месяцев текущего года соответствующие аукционы не проводились. Длительное бездействие регионального оператора может повлечь повторное неисполнение плана капитального ремонта в отношении вышеуказанных домов, срок капитального ремонта которых неоднократно переносился региональным оператором при актуализации краткосрочных планов.

В судебном заседании помощник прокурора Винокурова Е.М. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, просила обязать НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» организовать и обеспечить проведение работ по капитальному ремонту фундамента многоквартирного дома, расположенного по адресу: Кировская область, Кикнурский район, пгт Кикнур, ул. Советская, д. 30.Срок исполнения решения установить до 01.11.2024

Представитель    ответчика НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» Казарян Р.С. по доверенности в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, по существу дела указал, Фонд не согласен с исковыми требованиями прокурора, в силу ст. 181 Жилищного кодекса РФ и Устава самостоятельное выполнение Фондом каких-либо работ законодательством не предусмотрено, в целях выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме Фонд обязан привлечь для этого подрядные организации, заключив с ними от своего имени соответствующие договоры, в сложившейся ситуации Фонд продолжает предпринимать активные действия по объявлению и проведению электронных аукционов на заключение договора по проведению капитального ремонта МКД, при этом Фонд, действуя в рамках закона, не может повлиять или обязать подрядчика заключить с ним договор не иначе как через процедуру электронного аукциона, в случае удовлетворения требований прокурора, принимая во внимание время необходимое для соблюдения порядка по выбору подрядной организации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, сезонность выполнения работ, с целью разумности и достаточности срока исполнения решения суда, просит предоставить срок до 30.09.2025 года.

    Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, позицию по иску не представил.

Суд полагает возможным в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

    Заслушав мнение прокурора Винокуровой Е.М., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.    

Согласно ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

В соответствии с ч.ч. 1-8 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

В силу ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В силу требований п. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

В соответствии с Программой «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», утвержденной постановлением Правительства области от 21.03.2014 № 254/210, постановлением Правительства области от 11.01.2023 № 1-П «Об утверждении Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, внесении изменения в постановление Правительства Кировской области от 22.06.2022 № 307-П» осуществление полномочий регионального оператора Программы возложено на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», функции и полномочия учредителя в отношении которой осуществляет министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области.

На основании указанных Программ и Порядка Распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 201 от 28.12.2023 утвержден краткосрочный план реализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области на 2023-2025 год».

Как установлено судом и следует из материалов дела, НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» не завершила программные мероприятия по краткосрочному плану реализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на 2023-2025 год» по плану 2023 года в отношении многоквартирного дома по адресу: пгт Кикнур, ул. Советская, д. 30 (ремонт фундамента). По вышеуказанному объекту аукционы объявляли в марте, июле, сентябре, ноябре 2023 года, последняя дата размещения аукциона 09.01.2024 г. По состоянию на 10.04.2024 региональным оператором договоры на проведение работ по капитальному ремонту данных многоквартирных жилых домов не заключены, на протяжении последних 3-х месяцев текущего года соответствующие аукционы не проводились, указанное отражено в справке о результатах проверки прокурора Кикнурского района от 10.04.2024 года.

По итогам проверки прокурором района 29.02.2024 в адрес врио Генерального директора НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в 2023 году запланировано проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Кировская область, Кикнурский район, пгт Кикнур, ул. Советская, д. 30, региональным оператором с этой целью 15.03.2023, 24.07.2023, 28.09.2023, 18.11.2023, 09.01.2024 проведены электронные аукционы по установлению подрядчика для выполнения указанных работ, аукционные процедуры проводятся не регулярно, имеют значительный временной разрыв в истекшем периоде 2023 года, разработанные в марте 2022 года проекты на выполнение работ по проведению капитального ремонта дома в настоящее время с учетом сложившихся цен потеряли свою актуальность и коммерческую привлекательность для потенциальных подрядчиков, вследствие чего до настоящего времени не обеспечено заключение договоров.

Из информации врио Генерального директора НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» от 18.05.2024 на представление прокурора, следует, что у Фонда нет механизма по побуждению (принуждению) подрядных организаций заключать договор, многоквартирный дом, расположенный по адресу: пгт Кикнур, ул. Советская, д.30 размещался неоднократно. Размещенные ранее электронные аукционы, признанные не состоявшимися, в настоящее время размещаются повторно, задержка размещения аукциона связана с проведением переговоров с подрядными организациями с целью заключения прямого договора согласно Постановлению на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, виновные лица в данных нарушениях были уволены из Фонда.

Таким образом, учитывая обстоятельства, установленные судом, анализируя в совокупности все исследованные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Кикнурского района, поскольку указанное бездействие Фонда приводит к нарушению прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме на комфортное проживание.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия, обязывающие ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что для устранения нарушений законодательства требуются значительные финансовые средства и временные затраты, срок до 15.11.2024, в течение которого ответчику следует исполнить решение суда, является разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора Кикнурского района Кировской области удовлетворить.

Обязать НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» организовать и обеспечить проведение работ по капитальному ремонту фундамента многоквартирного дома, расположенного по адресу: Кировская область, Кикнурский район, пгт. Кикнур, ул. Советская, д. 30, в срок до 15 ноября 2024 года.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение

месяца путем подачи апелляционной жалобы через Санчурский районный суд с момента изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2024 года.

Судья И.Е. Назарова

Решение вступило в законную силу «______»_______________20__ г.

        

Судья -

2-110/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Кикнурского района
Ответчики
НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов"
Другие
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства
Суд
Санчурский районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
sanchursky.kir.sudrf.ru
16.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2024Передача материалов судье
16.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее