Дело №2-213/2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2021 г. г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Жуковой О.С.
при секретаре Герасимовой О.П.,
с участием прокурора Мирошниковой Е.А.,
представителя ответчиков Тарабан К.А.,
третьих лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга, Администрации г.Оренбурга о возложении обязанности устранить недостатки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к УЖКХ администрации города Оренбурга о возложении обязанности устранить нарушения, указав, что Прокуратурой г.Оренбурга проведен анализ деятельности Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга по обеспечению жилищных прав граждан, переселенных из аварийного жилья. Постановлением правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № – пп утверждена областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013 – 2017 годы. Постановлением правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № – пп утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «г.Оренбург» на 2013 – 2017 годы. Срок реализации программы установлен с 2013 по 01.09.2017г. В целях обеспечения реализации программных мероприятий, на основании заключенных муниципальных контрактов, на территории г.Оренбурга осуществлено строительство многоквартирных домов, расположенных по адресам <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес>. В последующем жилые помещения предоставлены гражданам. Установлено, что жилые помещения и общее имущество в выше указанных многоквартирных домах находится в состоянии, не обеспечивающем их безопасную эксплуатацию. Согласно справке №пр от ДД.ММ.ГГГГ предоставленной главным специалистом отдела нормативно-технического контроля Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, по результатам осмотра многоквартирных домов и жилых помещений в них выявлены значительные недостатки, свидетельствующие о надлежащем качестве предоставленного жилья, которые препятствуют его безопасной эксплуатации и требуют незамедлительного устранения. Просит обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга устранить недостатки и дефекты общего имущества жилых помещений в многоквартирных домах.
С учетом уточнений просит обязать УЖКХ администрации города Оренбурга и Администрацию г.Оренбурга устранить следующие недостатки и дефекты общего имущества и жилых помещений многоквартирных домов по адресу: 1) <адрес>:
- устранить трещины, просадки в отмостке;
- устранить просадки ступеней крыльца и пандуса, локальное разрушение асфальтобетонного покрытия крыльца;
2) <адрес>:
- устранить локальные просадки в отмостке;
- устранить причины попадания влаги через кровлю на участке прохождения ливневой канализации в помещениях общего пользования;
3) <адрес>:
- устранить локальные просадки в отмостке;
- устранить локальное повреждение элемента фасада, обеспечив его надлежащее крепление;
- устранить просадку пандуса и трещины в асфальтобетонном покрытии лестничных пролетов;
4) <адрес>:
- устранить просадки и трещины в отмостке;
5) <адрес>:
- устранить просадки и трещины в отмостке.
В отношении иных жилых домов, упомянутых в первоначальном иске, определением от ДД.ММ.ГГГГ. требования выделены в отдельное производство.
Определениями суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация г. Оренбурга, в качестве третьих лиц ООО "УК "Южно-Уральская", собственники и наниматели жилых помещений в спорных домах, НО «Фонд модернизации ЖКХ».
Представитель истца помощник прокурора г.Оренбурга Мирошниковой Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила удовлетворить иск с учетом последних уточнений.
Представитель ответчиков администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга Тарабан К.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, дополнительно указав, что являются не надлежащими ответчиками, так как исправлять строительные недостатки должны ООО «Уралстройсервис», а также собственники.
Третье лицо Рокутов А.И. в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что год назад был сделан обход, на основании которого заявлен иск, но сейчас стало хуже. Администрация г.Оренбурга объекты приняла, дороги нет, заезжать не на чем. Сливной канализации нет. Не работает вентиляция в домах. Подвальные входы не закрыты, дети падают. Во всех домах нет отопления в подъездах. Зимой не моют, потому что подъезд не отапливается. Место для ТБО в плохом состоянии, Управляющая Компания меры не принимает. Он обращался в Управление Жилищной Политики. Писал письма. Так как квартиру он приобрел сам, то они дали ему ответ, но мер не предпринимали. Он поднимал вопросы общедомового имущества. Ему сказали обратиться в Управляющую Компанию, они немного помогли по вентиляции и все. Претензии к Администрации г.Оренбурга в том, что они приняли непригодный для проживания дом.
Третье лицо Фролова С.М. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что в ее квартире неправильно сделан отлив подоконника. Склон в квартиру. Она подавала заявление в Управление Жилищной Политики и Управление Жилищно Коммунального Хозяйства, Прокуратуру. Они только приходили и смотрели, более никаких действий не предпринимали. Она получила квартиру по программе переселения. Сразу не заметила недостатки, в 2019 году стала писать во все инстанции. По недостаткам, связанным с общим имуществом согласна, поддерживает требования.
Третье лицо Воротилина Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что при переезде им обещали устранить неполадки, но не сделали этого. В квартире окна не открываются, полы проваливаются. Квартиру получила по программе переселения как собственник. По недостаткам, связанным с общим имуществом, согласна, поддерживает требования.
Третье лицо Крячков А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что вокруг дома просели ступени. Подвальные спуски не закрыты. Где-то 2 года назад в дом машина въехала, порвала сайдинг, в этом месте видно, что отсутствует утепление дома.
Третье лицо Мингазитдинова Ф.Б. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что у дома идет наклон в одну сторону, в связи с чем по одному стояку стала вздуваться и лопаться плитка. Предполагает, что трещина в подвале. Считает, что дом в аварийном состоянии, но обращалась только в управляющую компанию устно. Ей ответили, что будут исследовать, но безрезультатно. Сказали плитку делать самим. Крыша не утепленная, сразу идет натяжной потолок, дуют сквозняки. Зимой 18-19 градусов. Ее переселили с ветхого жилья, квартиру дали как нанимателю, потом приватизировала.
Третье лицо Гришина Г.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что она присутствовала, когда проводился осмотр прокуратурой. В иске осталось отражено мало недостатков. Они живут без вытяжки. Весь стояк прогнил. В квартире подоконник отошел, там пустота и одна стекловата. На балконе трещина большая, линолеум поднялся, плинтуса отошли.
Третье лицо Кожаева Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что она приобрела квартиру в 2019 году сама. Продавец не сообщил ей о недостатках квартиры.
Третье лицо Подгорный С.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что они обращались за устранением недостатков, но им ничего не исправили. Его переселили из аварийного жилья, он является нанимателем квартиры.
Третье лицо Подгорная Н.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить иск.
Третье лицо Иванова Н.М. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что у нее гниет вся квартира. Она обращалась к эксперту, два года ходила в Управление Жилищной Политики, ничего не было исправлено. В суд не обращалась, поскольку ждет устранения недостатков. Специалисты приезжали смотрели, но ничего не исправлено.
Третьи лица ГЖИ по Оренбургской области, ООО "УК "Южно-Уральская", Общероссийский народный фронт в Оренбургской области, Департамент градостроительства и земельных отношений в Оренбургской области, НО Фонд модернизации ЖКХ в Оренбургской области, ООО "Уралстройсервис", иные собственники и наниматели жилых помещений в спорных жилых домах в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу пункта 1 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
На основании ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно статье 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 2). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч. 3).
В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для постоянного проживания граждан. Пригодным для постоянного проживания жилым помещением признается жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 681 ГК текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Таким образом, на орган местного самоуправления законом возлагается обязанность по предоставлению гражданам в связи с их расселением по указанным выше основаниям жилья, которое должно отвечать требуемому уровню благоустроенности, достигнутому в данном населенном пункте; расселение граждан не должно привести к ухудшению их жилищных условий.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Жилищные права собственника в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Таким образом, собственник взамен аварийного жилья имеет право на предоставление другого благоустроенного жилого помещения. Исходя из указанных выше положений действующего законодательства, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Исходя из изложенных норм права, законодатель, устанавливая институт переселения граждан из аварийного жилья, подлежащего сносу, исходил из соблюдения конституционных жилищных прав граждан, не допущения их ухудшения, предоставляемое жилье должно соответствовать техническим нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям, отвечать его предназначению.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Надлежащее исполнение обязанности по переселению граждан из аварийного жилья (с учетом общего принципа добросовестности, установленного п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) предполагает предоставление жилого помещения гражданам в состоянии, пригодном для использования, то есть не имеющем недостатков.
Надлежащее исполнение функций заказчика предполагает при принятии объекта строительства предъявлять к застройщику требования по качеству принимаемого объекта в ходе приемки в порядке ст. 753 - 755 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Уралстройсервис» обязалось по заданию муниципального заказчика выполнить для муниципальных нужд работы по строительству и введению его в эксплуатацию объекта: малоэтажные многоквартирные жилые дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном: <адрес> в предусмотренный договором срок. Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ п.1.1 изложен в следующей редакции: «Малоэтажные многоквартирные жилые дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, а муниципальный заказчик обязуется принять от подрядчика в муниципальную собственность г.Оренбурга и в оперативное управление Управления жилищной политики администрации г.Оренбурга 120 жилых помещений в жилых домах № общей площадью 5716,5 кв.м. и инженерные коммуникации и оплатить результат выполненных работ».
В соответствии с разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № Управление градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешает строительство малоэтажных многоквартирных жилых домов № на земельном участке по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №. Проектная документация объекта капитального строительства подготовлена ООО «Архстройсервис» в 2015 году. Срок действия настоящего разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма Следственного Управления Следственного Комитета России по Оренбургской области усматривается, что проектная документация на жилые дома была возвращена в администрацию г.Оренбурга в соответствии с сопроводительным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако в настоящее время представлена не была.
Разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ., а также распоряжениями департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается, что жилые дома № (ныне жилые дома № № по <адрес>) являются введенным в эксплуатацию и им присвоены адреса.
Во исполнение вышеназванного муниципального контракта на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга приняты все квартиры в спорных жилых домах:
– жилые помещения (квартиры) № в жилом доме № (акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.); № в жилом доме № (акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.); № № в жилом доме № (акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.); № в жилом <адрес> (акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.); № в жилом доме № (акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.) по <адрес>.
В соответствии с распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ №-р, многоквартирному дому № присвоен адрес: <адрес>. Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ №-р, многоквартирному дому № присвоен адрес: <адрес>. Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ №-р, многоквартирному дому № присвоен адрес: <адрес>. Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ №-р, многоквартирному дому № присвоен адрес: <адрес>.
В акте приема-передачи имеется указание на то, что квартиры являются пригодными для постоянного проживания, отвечают санитарным и техническим правилам и нормам.
Сторонами по делу не оспаривалось, и подтверждается документами, что после приемки вышеназванных квартир право собственности на них было зарегистрировано на МО г.Оренбург, а право оперативного управления – за УЖКХ Администрации г.Оренбурга.
В последующем жилые помещения предоставлены гражданам по договорам социального найма либо в порядке обмена с собственниками аварийного жилья в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «<адрес>» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
В настоящее время часть квартир в жилых домах по адресам <адрес> по <адрес> находится в собственности физических лиц (оформленных в порядке меня, приватизации нанимателями, получившими жилье в спорных домах по основаниям социального найма, либо впоследствии приобретенных по договорам купли-продажи у лиц, оформивших право собственности).
До настоящего времени на условиях социального найма, либо принадлежат МО г.Оренбург без данных о предоставлении следующие жилые помещения: в д.№ – квартиры № (иные в собственности), в № – квартиры № (иные в собственности), в д.№ – квартиры №(иные в собственности), в д.№ квартиры № (иные в собственности), в № – квартиры № № (иные в собственности), что явствует из приложенных выписок из ЕГРН.
Согласно представленным суду договорам социального найма, заключенным администрацией города Оренбурга в лице Управления жилищной политики администрации города Оренбурга с нанимателями - гражданами, переселяемыми из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, (п.5) наймодатель обязался передать нанимателю по акту в срок, не превышающий 10 дней со дня подписания настоящего договора, свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Во всех договорах также содержится обязательство проводить капитальный ремонт жилого помещения (п.6в договоров социального найма), а также принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение (пункты 5б договоров соответственно).
В соответствии с п.1.5 Положения о нем, УЖКХ администрации города Оренбурга является правопреемником Управления жилищной политики администрации города Оренбурга в соответствии с передаточным актом.
В актах приема передачи жилого помещения имеется информация, что нанимателям передано жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, в удовлетворительном состоянии, претензий не имеется.
Между тем, прокуратурой города Оренбурга проведен анализ деятельности УЖКХ администрации города Оренбурга по исполнению обязанностей наймодателя по договорам социального найма.
Согласно представлениям Главе г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ., при осмотре домов по <адрес> обнаружены множественные строительные недостатки, которые прокурор требовал безотлагательно устранить.
Письмом Администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ. прокурору был направлен план по устранению выявленных недостатков, приложенный к материалам дела, в котором с большей частью недостатков ответчик выражал согласие и устанавливал срок исправления до 01.10.2017г. (кроме тех недостатков, которые, как указывает Администрация г.Оренбурга, не могут быть устранены, т.к. не предусмотрены проектом строительства).
Из справки ГЖИ по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. №пр усматривается, что специалистом проведен осмотр многоквартирных жилых домов и жилых помещений в них в целях определения их качества и соответствия законодательным нормам. В отношении спорных домов выявлены неустраненные следующие недостатки:
- в <адрес> – трещины и просадки; просадки ступеней крыльца и пандуса, локальное разрушение асфальтобетонного покрытия крыльца; линолеум не закреплен под плинтусами в кв.№, в кв№ отслоение слоя шпатлевки с отслоением полотен обоев.
- в <адрес> – локальные просадки; следы залития через кровлю на участке прохождения ливневой канализации;
- в <адрес> – просадки и трещины в отмостке; локальные повреждения элемента фасада (ненадлежащее крепление); просадка пандуса и трещины в асфальтобетонном покрытии; зыбкость пола в коридоре и кухне кв.№ контруклон отлива в кв.№
- в <адрес> – просадки и трещины в отмостке; в квартире верхнего этажа в помещении кухни на потолке пятна темного цвета, в жилой комнате на участках сопряжения окна и стены (откосы) пятна темного цвета.
- в <адрес> – просадки и трещины в отмостке.
Приложенными договорами управления подтверждается, что многоквартирными домами по адресам <адрес> по <адрес> управляет ООО «Управляющая компания «Южно-Уральская».
В рамках рассмотрения заявленных требований по ходатайству участников процесса судом была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении исследования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, установлено, что в них имеются дефекты, повреждения и несоответствия требованиям нормативно-технической документации.
Все выявленные дефекты и повреждения строительных конструкций вызваны нарушениями, допущенными при строительстве жилых домов. Все выявленные недостатки являются устранимыми.
Способы устранения недостатков распределяются по видам ремонта на текущий и капитальный. Требуются следующие виды работ по выявленными недостаткам: 1) капитальный ремонт по дефектам отмостки:
- демонтаж существующей отмостки;
- демонтаж существующей отделки цоколя;
- устройство новой отмостки с предварительным трамбованием грунта и обеспечением проектных величин ширины и уклона, а также герметичности ее сопряжения с несущими конструкциями стен в уровне цоколя;
- монтаж демонтированных панелей сайдинга цоколя.
2) Протечки кровли в зоне расположения водоприемных воронок в жилом доме по <адрес> необходимо устранить в рамках проведения капитального ремонта путем замены существующих водоприемных воронок на новые с обеспечением герметичности узла их сопряжения с кровлей. Кроме этого, необходимо заменить поврежденные слои кровельного «пирога» (утеплитель, стяжка, пароизоляция) и восстановить разрушенные участки бетона плит покрытия путем удаления поврежденных слоев с последующим обетонированием мелкозернистым бетоном.
3) Локальное повреждение элементов фасада (металлический сайдинг) жилого дома по <адрес> необходимо устранить в рамках капитального ремонта. Причиной образования дефекта послужила недостаточная длина панелей сайдинга, что привело к невозможности их фиксации в уголковом профиле фасадной системы. Для устранения указанного недостатка требуется замена отдельных панелей сайдинга на новые панели требуемой длины.
4) Выявленные дефекты и повреждения пандусов и входных площадок необходимо устранить в рамках проведения капитального ремонта обеспечив равномерность уклона пандусов и плоскостность пандусов и входных площадок. Трещины и локальные просадки асфальтобетонного покрытия необходимо зачеканить.
Суд не находит оснований не доверять экспертному заключению, составленному экспертами АНО научно-технологический парк Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ», так как экспертиза проведена с соблюдением процессуальных норм, с предупреждением экспертов по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, выводы экспертов аргументированы, компетентность экспертов не вызывает сомнений, заключение в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных и проведенных исследованиях, а также с использованием при проведении исследования научной и методической литературы.
При таких обстоятельствах экспертное заключение, не оспоренное никем из участников процесса, суд находит необходимым положить в основу выносимого решения.
Исследовав вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Администрацией города Оренбурга принятые на себя обязательства по договорам социального найма перед гражданами многоквартирных домов № по <адрес> не выполнены, предоставленные гражданам жилые помещения в указанном доме, не отвечают установленным строительным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, поскольку конструкции жилого дома, выделенные по договору гражданам жилые помещения, общее имущество многоквартирного жилого дома, находятся в ненадлежащем состоянии для проживания, требуется проведение ремонтных работ для устранения выявленных строительных дефектов и недостатков, при этом состояние жилых домов оценено экспертом как создающее угрозу жизни и здоровью граждан и повреждения имущества (в частности, таковыми являются дефекты обшивки сайдингом, дефекты отмостки и пандусов).
В ходе исследования многоквартирного дома экспертом были установлены заявленные нарушения, которые являются недостатками строительства и устраняются только проведением капитального ремонта.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что при наличии строительных недостатков и их последствий жилые помещения, представленные истцам под расселение органом местного самоуправления, не соответствуют установленным для жилых помещений требованиям, в связи с этим недостатки подлежат устранению за счет ответчика, предоставившего данные жилые помещения истцам.
Так, в жилые помещения, расположенные в указанном доме, наниматели вселялись не на основании самостоятельного решения, а вследствие действий ответчика, предпринимавшего меры по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.
Указанные действия ответчиком выполнялись на основании предписаний закона.
Каждый из многоквартирных домов строился полностью по заказу ответчика и первоначально принадлежал МО г.Оренбург, при этом в ходе рассмотрения дела по существу нашли свое подтверждение доводы истца о недостатках, вызванных нарушением строительных норм и правил, которые возникли до передачи квартир в собственность и на условиях социального найма переселенцам, следовательно, должны быть устранены администрацией.
По существу, функции заказчика строительства не были надлежащим образом исполнены должностными лицами, действовавшими от лица муниципального образования город Оренбург, поскольку имеются сведения о недостатках, характер которых свидетельствует о том, что приемка осуществлялась таким образом, что остались без внимания недостатки, допущенные застройщиком не только в отдельных жилых помещениях, но и в той части, которая является общим имуществом многоквартирных домов. Несмотря на то, что выявленные недостатки относятся к недостаткам общего имущества многоквартирных домов, суд не находит оснований для освобождения муниципального образования от ответственности за них, так как получив в собственность дома в полном объеме, Администрация г.Оренбурга стала собственником и всего общего имущества этих домов, при этом часть общего имущества многоквартирного дома до настоящего времени находится в муниципальной собственности, а часть общего имущества многоквартирного дома была передана в состоянии, требующем ремонта.
Поскольку муниципальное образование предоставило жилые помещения гражданам в состоянии, которое требует ремонта, соответственно, обязанность по устранению всех недостатков подлежит возложению на муниципальное образование.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что ответчик не предоставил и нанимателям жилые помещения, отвечающие установленным требованиям качества и безопасности, в то время как предоставленные жилые помещения имеют существенные недостатки, которые ввиду их скрытого характера не были выявлены истцом при принятии жилого помещения, суд приходит к выводу о правомерности требований в целом.
Факт передачи в муниципальную собственность жилого помещения со строительными недостатками от застройщика, сам по себе не исключает ответственность органа местного самоуправления по исполнению обязательств по договору найма, поскольку положения договора социального найма, заключенного между наймодателем (органом местного самоуправления) и нанимателем (гражданином), на застройщика не распространяются. Данное обстоятельство не лишает Администрацию г.Оренбурга права регрессных требований к застройщику в случае необходимости.
При изложенных обстоятельствах суд находит необходимым удовлетворить требования прокурора об обязании произвести устранение недостатков рассматриваемых многоквартирных домов за счет ответчика Администрации г.Оренбурга.
Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление имеет самостоятельный баланс, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п.п. 1.6., 1.9).
Осуществляет функции по владению, пользованию объектами муниципального жилищного фонда в части организации работ по их содержанию и ремонту (п. 2.50).
Согласно п.2.56, 2.94 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № УЖКХ администрации города Оренбурга осуществляет принятие к бюджетному учету муниципальных жилых помещений в составе имущества муниципальной казны муниципального образования «город Оренбург», заключает договоры социального найма жилых помещений и осуществляет иные полномочия наймодателя по указанным договорам.
В силу изложенного, поскольку УЖКХ администрации г.Оренбурга является функциональным органом, действующим по заданию и в рамках направлений деятельности, заданной Администрацией г.Оренбурга, в сфере предоставления и ремонта жилья, а также отражено в качестве наймодателя-2 в договорах социального найма, фактические полномочия органа местного самоуправления, которые он должен выполнить при обеспечении предоставления надлежащего жилья в рамках программы переселения, исполняются названным Управлением. Следовательно, до тех пор, пока соответствующие обязанности органом местного самоуправления возложены на УЖКХ, суд удовлетворяет иск к Администрации г.Оренбурга в лице указанного функционального органа, в случае же изменения функциональных обязанностей отраслевых органов Администрации г.Оренбурга обязанным по настоящему делу остается орган местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Оренбурга в лице уполномоченного органа Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить локальные просадки в отмостке путем демонтажа существующей отмостки, демонтажа существующей отделки цоколя, устройства новой отмостки с предварительным трамбованием грунта и обеспечением проектных величин ширины и уклона, а также герметичности ее сопряжения с несущими конструкциями стен в уровне цоколя, монтажа демонтированных панелей сайдинга цоколя;
- устранить причины попадания влаги через кровлю путем замены существующих водоприемных воронок на новые с обеспечением герметичности узла их сопряжения с кровлей, замены поврежденных слоев кровельного «пирога» (утеплитель, стяжка, пароизоляция) и восстановления разрушенных участков бетона плит покрытия путем удаления поврежденных слоев с последующим обетонированием мелкозернистым бетоном.
Обязать Администрацию города Оренбурга в лице уполномоченного органа Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить локальные просадки в отмостке путем демонтажа существующей отмостки, демонтажа существующей отделки цоколя, устройства новой отмостки с предварительным трамбованием грунта и обеспечением проектных величин ширины и уклона, а также герметичности ее сопряжения с несущими конструкциями стен в уровне цоколя, монтажа демонтированных панелей сайдинга цоколя;
- устранить повреждение элементов фасада путем замены панелей сайдинга, не закрепленных в уголковом профиле фасадной системы, на панели требуемой длины;
- устранить просадку пандуса и трещины в асфальтобетонном покрытии лестничных пролетов путем обеспечения равномерного уклона пандусов и плоскостности пандусов и входных площадок, зачеканивания трещин и локальных просадок асфальтобетонного покрытия.
Обязать Администрацию города Оренбурга в лице уполномоченного органа Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить просадки и трещины в отмостке путем демонтажа существующей отмостки, демонтажа существующей отделки цоколя, устройства новой отмостки с предварительным трамбованием грунта и обеспечением проектных величин ширины и уклона, а также герметичности ее сопряжения с несущими конструкциями стен в уровне цоколя, монтажа демонтированных панелей сайдинга цоколя.
Обязать Администрацию города Оренбурга в лице уполномоченного органа Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить трещины, просадки в отмостке путем демонтажа существующей отмостки, демонтажа существующей отделки цоколя, устройства новой отмостки с предварительным трамбованием грунта и обеспечением проектных величин ширины и уклона, а также герметичности ее сопряжения с несущими конструкциями стен в уровне цоколя, монтажа демонтированных панелей сайдинга цоколя;
- устранить просадки ступеней крыльца и пандуса, локальное разрушение асфальтобетонного покрытия крыльца путем обеспечения равномерного уклона пандусов и плоскостности пандусов и входных площадок, зачеканивания трещин и локальных просадок асфальтобетонного покрытия.
Обязать Администрацию города Оренбурга в лице уполномоченного органа Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить локальные просадки в отмостке путем демонтажа существующей отмостки, демонтажа существующей отделки цоколя, устройства новой отмостки с предварительным трамбованием грунта и обеспечением проектных величин ширины и уклона, а также герметичности ее сопряжения с несущими конструкциями стен в уровне цоколя, монтажа демонтированных панелей сайдинга цоколя.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья подпись Жукова О.С.
Мотивированное решение составлено 04 октября 2021г.