Дело № 2-1093/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2017 года город Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Слепцова И.В., единолично
с участием представителя истца Охлопкова Е.И. - Ломоносовой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Тюкавкиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Охлопкова Евгения Ильича к открытому акционерному обществу «МРСК Сибири - Читаэнерго», открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о признании незаконными действий по начислению платы на общедомовые нужды,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Охлопков Е.И. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что прибор учета по адресу: <адрес> устанавливался в 2009 году филиалом ОАО «МРСК Сибири - Читаэнерго» и Энергобаланс «Сибирь» и обслуживается сетевой организацией ОАО «МРСК Сибири - Читаэнерго». Указанный прибор учета во введение ООО «Забайкалье» не передавался.
Установленный общедомовой прибор учета в 2009 году сетевой организацией был установлен для целей, не связанных с начислением платы на общедомовые нужды, поскольку был установлен в коммерческих целях. Прибор является собственностью сетевой организации и не может использоваться для расчетов на общедомовые нужды.
Кроме того, прибор учета установлено первоначально в 2009 году, т.е. до истечения срока, установленного законодателем для добровольного оснащения многоквартирного дома прибором учета, в связи с чем, процедура установки не была соблюдена.
С учетом уточнений исковых требований просит суд признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию с истца платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в период с 01.01.2013 года до дня принятия решения судом; обязать АО «Читаэнергосбыт» прекратить действия по начислению и взиманию с истца платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды со дня принятия решения судом. От заявленных исковых требований к ответчику открытому акционерному обществу «МРСК Сибири - Читаэнерго» истец отказался.
Определением суда от 29.08.2017 г. производство по делу в части исковых требований к ответчику открытому акционерному обществу «МРСК Сибири - Читаэнерго» о признании общедомового прибора учета электроэнергии непригодным для начисления истцу платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
В судебное заседание истец Охлопков Е.И. надлежащим образом извещенный и о времени и месте рассмотрения дела не явился, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не предоставил.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Скобельцына Т.В., надлежащим образом извещенная о дне и времени проведения судебного заседания, не явилась, направив свой отзыв на исковое заявление, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» по доверенности Маркова О.Ю. надлежащим образом извещенная о дне и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание не явилась, представив письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «Забайкалье» надлежащим образом извещенный о дне и времени проведения судебного заседания, не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя не направило.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании представитель истца Охлопкова Е.И.- Ломоносова Е.Ю., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Из письменного отзыва представителя АО “Читаэнергосбыт” по доверенности Скобельцыной Т.В. следует, что расчет платы на общедомовые нужды производится по нормативу в случае отсутствия ОДПУ, выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечение срока эксплуатации ОДПУ. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Из письменного отзыва представителя ПАО «МРСК Сибири» Марковой О.Ю., действующей на основании доверенности, следует, что для рассмотрения данного гражданского дела является преюдициальным апелляционное определение Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому действия ПАО «МРСК Сибири» по установке прибора учета признаны законными. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность иска на основе установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец Охлопков Е.И. является собственником <адрес>.
АО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края по поставке электрической энергии покупателям электроэнергии по договорам энергоснабжения.
ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче по электроэнергии электрическим сетям потребителям электроэнергии, технологически присоединенным к электросетям ОАО «МРСК Сибири».
В силу статьей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч.4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Согласно подпунктам «и», «к», пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых приборов учета) электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Исходя из изложенного правового регулирования, при избрании в качестве способа управления управление управляющей компанией, такая организация является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и, в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из апелляционного определения Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Охлопкова Е.И. к ОАО «МРСК Сибири - Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт» о признании незаконной установку прибора учета, обязании произвести перерасчет объема потребления электроэнергии на ОДН общедомовой прибор учета установлен в многоквартирном доме для определения объема отпущенной электроэнергии и принят в эксплуатацию в качестве коммерческого прибора учета между ПАО «МРСК Сибири» и АО «Читаэнергосбыт» в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ.
Так же установлено, что услугу по электроснабжению в <адрес> предоставляет АО «Читаэнергосбыт». ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», в период с 2009г. по 2013 г. производило установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах <адрес>, и <адрес>, в том числе и в <адрес> в <адрес>. Общедомовой прибор учета установлен Борзинским РЭС ОАО «МРСК-Сибири». Изначально приборы учета были установлены для проведения расчетов между юридическими лицами ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и не предназначались для учета электроэнергии для общедомовых нужд. Собственникам жилых помещений многоквартирного дома оплата за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета не начислялась до ДД.ММ.ГГГГ
Данное обстоятельство подтверждается Актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным между ПО ЮЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» и ООО «Управдом» приборы учета, трансформаторы тока на фасаде здания по <адрес> находятся на балансе ПО ЮЭС. Обслуживанием дома занималось ООО «Управдом».
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу положений ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с п. 16 Правил надлежащее содержание общего имущества вне зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Подпунктом "к" п. 11 Правил 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В судебном заседании установлено, что истцу начисляется плата за электроэнергию на общедомовые нужды, с учетом расходов по общедомовому прибору учета электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ Общедомовой прибор учета электроэнергии в многоквартирном <адрес> принят в качестве расчетного на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ № проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии.
Показания установленного прибора электроучета используются гарантирующим поставщиком АО «Читаэнергосбыт» для определения объемов потребления электроэнергии и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений в указанном многоквартирном доме за услуги электроснабжения.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ, ст. 539 ГК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с данными учета энергии. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения - с момента заключения договора найма, у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Вместе с тем, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30.06.2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Исходя из пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
По смыслу приведенных норм, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 01 декабря 2013 года внесение оплаты за коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что управление домом № <адрес> в спорный период осуществляет ООО «Забайкалье».
Таким образом, действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию с истца платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, являются незаконными, поскольку в спорном период времени ресурсоснабжающая организация напрямую начисляла плату истцу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании действий АО «Читаэнергосбыт» по начислению истцу платы за электроэнергии на общедовые нужды в период с 01 мая 2013 года по день принятия решения судом, незаконными, поскольку управление домом осуществлялось управляющей организацией, являющейся исполнителем коммунальных услуг, тогда как ресурсоснабжающая организация не вправе начислять и предъявлять жильцам многоквартирных домов плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды, решение о внесении такой платы ресурсоснабжающей организации жильцами также не принималось.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного и, исходя из положений п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300,00 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению Охлопкову Евгению Ильичу платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.
Обязать АО «Читаэнергосбыт» прекратить действия по начислению и взиманию платы с Охлопкова Евгения Ильича за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд, с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В. Слепцов