Дело № 2а-80/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Новоселово 06 февраля 2018 года
Новоселовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глушаковой Е.Н.,
при секретаре Кочминой О.В.
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Новоселовского района Пятова В.А.,
а также с участием представителя административного ответчика – главы Чулымского сельсовета Летникова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Новоселовского района Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации Чулымского сельсовета Новоселовского района Красноярского края в части не проведения оценки технического состояния и паспортизации автомобильных дорог сельского поселения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование своих требований указал, что в прокуратуру Новосёловского района 25.12.2017 года из ОГИБДД МО МВД России «Балахтинский» поступила информация о нарушениях законодательства о безопасности дорожного движения на территории сельских поселений Новосёловского района, выраженных в отсутствии оценки технического состояния и паспортизации автомобильных дорог в границах сельских поселений Новосёловского района. 14.12.2017 ОГИБДД МО МВД России «Балахтинский» в адрес главы Чулымского сельсовета направлялось требование о необходимости проведения оценки технического состояния и паспортизации автомобильных дорог сельского поселения, вместе с тем, согласно информации, представленной администрацией Чулымского сельсовета на данное требование ОГИБДД, указанная работа так и не проведена, при этом конкретных сроков и порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог и подготовки паспортов не указано.
Таким образом, по мнению прокурора Новосёловского района, изложенному в иске, органом местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на охрану жизни, здоровья, защиту их прав и законных интересов, в том числе, путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, нарушается принцип обеспечения безопасности дорожного движения.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просит признать бездействие администрации Чулымского сельсовета Новоселовского района Красноярского края в части не проведения оценки технического состояния и паспортизации автомобильных дорог сельского поселения незаконным, и обязать муниципальное образование в лице администрации Чулымского сельсовета Новоселовского района Красноярского края провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, а также провести их паспортизацию в срок до 30.06.2018 года.
В судебном заседании представлены уточнения по иску, в которых прокурор Новоселовского района срок для выполнения требований по проведению оценки технического состояния дорог местного значения и проведении их паспортизации просит установить администрации Чулымского сельсовета до 30.06.2019 года.
Помощник прокурора Новоселовского района Пятов В.А. в ходе рассмотрения дела заявленные прокурором Новоселовского района требования с учетом уточнений поддержал по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - глава администрации Чулымского сельсовета Новоселовского района Красноярского края Летников В.Н. в ходе рассмотрения дела иск прокурора Новоселовского района признал, при этом пояснил, что для проведения оценки технического состояния и паспортизации автомобильных дорог на 2018 год денежные средства в бюджет сельсовета не закладывались, денежные средства на эти цели планируется заложить при формировании бюджета поселения на 2019 год.
Заслушав стороны, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Положениями ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В п. «б» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 N 9-3724 (ред. от 16.11.2017) "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края", за сельскими поселениями Красноярского края закреплен, в том числе, вопрос местного значения, касающийся дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.15 ст. 57 Устава Чулымского сельсовета Новосёловского района Красноярского края, к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.8 ст.6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно части 9 статьи 5 указанного Закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1). В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч.4).
В соответствии приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (ч. 2). Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3). Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п. 4).
Согласно п. п. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в границах Чулымского сельсовета Новоселовского района Красноярского края имеются автодороги, в отношении которых администрацией сельсовета оценка их технического состояния и паспортизация не проведена, что нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах поселения, сказывается на безопасности дорожного движения, и затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог и паспортизация дорог общего пользования в границах сельского поселения как составляющая часть содержания дорог и дорожной деятельности в целом, относится к полномочиям органов местного самоуправления, суд полагает необходимым требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Чулымского сельсовета и о возложении на ответчика обязанности провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог удовлетворить.
Срок, который прокурор просит установить администрации Чулымского сельсовета для устранения выявленных нарушений законодательства, суд считает разумным и достаточным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░