Судья Самошенкова Е.А. Дело № 33-3378

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2017 года г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего Коржакова И.П.

Судей: Коженовой Т.В., Козловой А.А.

при секретаре Потапченко С.И.

при участии истца Старостенкова Ю.В., представителя Государственного учреждения - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Жуковой О.А., представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Смоленской области Бодровой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Старостенкова Юрия Васильевича на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 16 июня 2017 года.

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Старостенкова Ю.В., представителя Государственного учреждения - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Жуковой О.А., представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Смоленской области Бодровой С.А.,

установила:

Старостенков Ю.В., уточнив требования, обратился в суд с иском к ГУ- Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиалу №1 ГУ Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконными действий должностных лиц ГУ Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по постановке его на учет на получение санаторно-курортного лечения под № 2482 на общих основаниях, восстановлении его права путем возложения на ГУ- Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанности по предоставлению ему путевки для прохождения санаторно-курортного лечения в соответствии с очередностью <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований указал, что является <данные изъяты> и имеет права и преимущества, установленные для <данные изъяты> в соответствии с ч.3. ст.14 ФЗ «О Ветеранах». В соответствии с ИПР № 790 от 13.09.2010 и медицинской рекомендации-справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме № 070/у от 21.07.2016, выданной <данные изъяты>, 30.11.2016 он обратился в Филиал № 1 ГУ Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В нарушение установленного законом 10-ти дневного срока ответчик не сообщил ему о возможности либо невозможности получения льготы. Являясь <данные изъяты> получающим меры поддержки, аналогичные мерам, предоставляемым ветеранам ВОВ, имеет первоочередное право на получение путевки. Поскольку ответчик неправомерно поставил его на очередь в общем порядке, не учел <данные изъяты>, что лишило его права на получение путевки в 2016г. и нарушило права как <данные изъяты> на своевременное прохождение реабилитационных мероприятий, установленных ИПР и гарантированных Конституцией РФ, просил суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель ГУ- Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ иск не признала. Не оспаривает право истца на получение санаторно - курортной путёвки, которое предоставлено ему на основании действующего законодательства как <данные изъяты>, установленная истцу в справке, не предоставляет ему первоочередное право на получение путевки, а доводы истца об обратном основаны на неверном толковании норма федерального законодательства, в том числе ФЗ «О ветеранах», который регулирует получение ветеранами и приравненными к ним лицам иных мер социального обеспечения, но не обеспечение их путёвками на санаторно-курортное лечение. 30.11.2016 истец обратился в Филиал № 1 ГУ СРО ФСС РФ, представил заявление и справку по № 070/у от 21.07.2016, выданную <данные изъяты> Заявление было зарегистрировано, о чем истцу в установленный законом 10-ти дневный срок направлено соответствующее уведомление. Считает необоснованными доводы истца о нарушении ответчиком его права не направлением ему сообщения о предоставлении либо непредставлении путевки, поскольку действующим законодательством предусмотрено направление льготнику сообщения о регистрации его заявления, а не о предоставлении путевки. Поскольку предоставление путёвки осуществляется в соответствии с очерёдностью льготников в пределах ежегодно предоставляемого финансирования, то ввиду отсутствия путевок в 2016 и отказом истца от получения данной социальной услуги в 2017 было принято решение об отказе в предоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение. Права истца на получение данной меры социальной поддержки не нарушены, поскольку он получил ее в виде денежной компенсации, и в соответствии с законом не лишен права на получение имеющихся у него льгот в натуральном виде, путем подачи соответствующих заявлений. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГУ- ОПФ РФ по Смоленской области оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Дело рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела представителя Филиала № 1 ГУ Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 16 июня 2017 года суд в удовлетворении исковых требований Старостенкову Ю.В. отказано.

В апелляционной жалобе Старостенков Ю.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывая обстоятельства, исследованные судом первой инстанции.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки урегулированы Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг".

В соответствии со ст. 6.1, п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.2 ст. 6.3 указанного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В соответствии с ч.5 ст. 6.3 этого же Федерального закона приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регламентирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п.3.3 Порядка).

Согласно п.3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (действовавшим на период подачи истцом заявления).

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п.3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 (далее - Правила) финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда, на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19-21 Правил).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч.1 ст.6.4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N1294).

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует и подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, приведенной в Определении от 3 апреля 2014 N 686-0, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

То есть, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст.17 (ч.3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Из материалов дела видно, что Старостенков Ю.В., являясь <данные изъяты>, 30.11.2016 обратился в Филиала № 1 ГУ СРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на основании полученной 21.07.2016 г. справки по форме № 070/у о необходимости получения такой путевки, которое было принято ответчиком, зарегистрировано под № 1254 и поставлено на учет.

30.11.2016 директором Филиала №1 ГУ СРОО ФСС принято решение о предоставлении истцу санаторно-курортной путевки по профилю заболевания, о чем 30.11.2016 ему направлено сообщение.

Согласно сведениям электронной базы данных ФСС ЕЕИС от 20.02.2017 Старостенков Ю.В. отказался от набора услуг, предоставляемых ему как <данные изъяты> на 2017 год.

Из копии заявления Старостенкова Ю.В. в ГУ УПФ РФ в Заднепровском районе г.Смоленска от 30.09.2017 видно, что он отказывается от получения социальной услуги, предусмотренной п.1.1. ч.1 ст.6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Признав, что в соответствии с ФЗ «О ветеранах» Старостенков Ю.В. имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных вышеуказанным законом, суд правильно посчитал несостоятельными доводы истца о предоставлении путевки в приоритетном (вне очереди) порядке.

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1, 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Возложение на ответчика обязанности предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение повлечет нарушение прав иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.

Поскольку заявление истца о предоставлении санаторно-курортной путевки было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке, Старостенков Ю.В. был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, путевка на санаторно-курортное лечение должна была быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Вышеуказанная норма не устанавливает обязанность ежегодного предоставления санаторно-курортного лечения, что подтверждает определение Конституционного суда Российской Федерации от 11 мая 2012 г. N 817-О, в котором указано, что установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, а положения ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном аспекте.

Учитывая, что из материалов дела не видно, что ответчиком было нарушено право истца на получение гарантированных законом социальных услуг, в частности, право на получение санаторно-курортного лечения, так как фактически отказ в предоставлении путевки по обстоятельствам, не связанным с волеизъявлением истца на получение определенного вида социальных гарантий, места не имел, а также принимая во внимание, что Старостенков Ю.В. не лишен права на получение санаторно-курортной путевки в другой период времени, а не предоставление ответчиком истцу путевки на санаторно-курортное лечение именно в 2016г. не свидетельствует о лишении истца принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказе в предоставлении ему государственной социальной помощи, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. В связи с чем, доводы жалобы в этой части не влияют на правильность принятого по делу решения.

Доводы жалобы истца о том, что он, являясь <данные изъяты>, в нарушение требования действующего законодательства, был поставлен в очередь на получение путевки на общих основаниях, фактически подтверждают правомерность действий ответчика. Требования, заявленные истцом (л.д.76) о приоритетности обеспечения истца санаторно-курортным лечением обоснованно отклонены судом первой инстанции.

По существу, доводы жалобы не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном понимании норм материального права, поэтому оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-3378/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Старостенков Ю.В.
Ответчики
ГУ Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования
Филиал № 1 ГУ Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования
Суд
Смоленский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
19.09.2017Судебное заседание
27.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее