Дело № 5-1591/2021 Постановление в полном объёме
УИД 51RS0007-01-2021-003022-40 изготовлено 22 октября 2021 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 октября 2021 г. г. Апатиты
Судья Апатитского городского суда Мурманской области Алексеева Анна Александровна (184209, Мурманская область, город Апатиты, улица Ферсмана, дом 44),
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – Плешкова А.В.,
рассмотрев в помещении суда материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Плешкова Александра Владимировича, <.....>,
установил:
Плешков А.В. нарушил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно: 26 августа 2021 г. в 20 часов 45 минут находился в помещении объекта розничной торговли – магазине «Магнит», расположенном по адресу: Мурманская область, город Апатиты, улица Ферсмана, дом 28, без применения средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски или респиратора).
Указанные действия Плешкова А.В. должностным лицом квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Плешков А.В. в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не оспаривая, что находился в магазине без маски, вину не признал, просил производство по делу прекратить в связи с нарушением процедуры возбуждения и производства по делу об административном правонарушении, и отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Считает, что в действиях сотрудников полиции имеется служебный подлог, поскольку от подписи и получения протокола он не отказывался. Считает действия сотрудника полиции при возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении неправомерными с превышением должностных полномочий при исполнении должностных обязанностей. Находясь в магазине «Магнит» он не нарушал законы, постановления и правила, поскольку никто его о необходимости в обязательном порядке носить маску в данном торговом помещении не оповещал. Считает, что ношение средств индивидуальной зашиты в магазине «Магнит» носит рекомендательный характер. Указал, что маска им была надета при приближении сотрудника полиции.
Выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие указанного закона распространяется на правоотношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Законом установлено, что предупреждение от чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Федеральным Законом, принимаемым в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации (статья 10) отнесено издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение их исполнения, определение задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях реализации указанных полномочий, постановлением Правительства Российской Федерации № 417 от 2 апреля 2020 г. утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при ведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 1 вышеприведенного Постановления установлено, что граждане обязаны, в том числе выполнять решения должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к которым отнесено высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил при введении режима повышенной готовности, граждане обязаны соблюдать, в том числе требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнять законные требования указания руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 4 Правил при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровья, а также иных лиц, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц.
В силу статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 239 от 2 февраля 2020 г. высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь определив в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, а также установив особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц.
Режим повышенной готовности на территории Мурманской области в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введен постановлением Губернатора Мурманской области № 47-ПГ от 16 марта 2020 г.; продлен постановлением Правительства Мурманской области № 175-ПП от 4 апреля 2020 г.
Во исполнение вышеприведенных правовых актов, постановлением Правительства Мурманской области № 175-ПП от 4 апреля 2020 г., утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее по тексту - Правила).
Соответственно указанные Правила обязательны для исполнения при введении режима повышенной готовности в связи угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и устанавливают требования в поведению, обязательные для исполнения гражданами и организациями в условиях повышенной готовности, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, ликвидацию новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в окружающей среде, основаны на подходах разобщения граждан, минимизации контактов, не обусловленных жизненной необходимостью.
Пунктом 2.1.1 Раздела 2 Правил (в редакции, действовавшей на день совершения административного правонарушения) установлено, что граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты (маски или респираторы) (далее - СИЗ) при нахождении на парковках, в лифтах, в общественном транспорте, при посещении объектов розничной торговли, в том числе торговых центров, торгово-развлекательных центров, аптек, железнодорожных вокзалов, аэропортов, помещений иных организаций, правилами посещения которых установлено обязательное использование СИЗ, а также в случае, если использование СИЗ является обязательным условием осуществления трудовой деятельности гражданином. При использовании СИЗ граждане обязаны соблюдать условия использования изделия, указанные в инструкции (при наличии таковой), а также следующие рекомендации:
обязательная смена маски через два - три часа постоянного использования, смена респиратора или его фильтра, исключение повторного использования и какой-либо обработки одноразовых масок из нетканого материала, повторное использование многоразовой маски допускается только после проведения специальной обработки, утилизация использованных средств индивидуальной защиты осуществляется в герметично закрытых пакетах.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г. утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1, пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. №����������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????�������?????????????��?????????????��?????????????��???????????��??????J?J??�?????????J?J???????????????J?J??�??????????��???????????��????????��-?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?������������?�???????¤??????Z?�?????�????Z?????¤?¤?$???????Z???¤?¤?$?????Z???¤?¤?$?????Z?�???�??Z??�?�??$??Z??�
Событие и наличие административного правонарушения подтверждены представленными материалами: протоколом об административном правонарушении АА № 230982 от 26 августа 2021 г., рапортами сотрудников полиции от 26 августа 2021 г. об обстоятельствах выявления Плешкова А.В. в помещении магазина «Магнит» и пресечения в его действиях административного правонарушения, письменными объяснениями Плешкова А.В. от 26 августа 2021 г., в которых последний указал, что маска не была одета, при необходимости маску надел, видеозаписью.
Анализируя исследованные доказательства, судья приходит к выводу о том, что все они собраны с соблюдением требований норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласуются между собой и их достаточно для рассмотрения дела по существу.
Действия Плешкова А.В. судья квалифицирует по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
В рассматриваемом случае Плешков А.В. допустил действия, явно указывающие на нарушение им вышеприведенных Правил, учитывая, что он находился в общественном транспорте без средств индивидуальной защиты, грубо нарушив режим повышенной готовности, направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Довод Плешкова А.В. о том, что ношение СИЗ обязательно только при введении режима чрезвычайной ситуации, об обязанности носить маску на лице в магазине он не знал, ношение маски носит рекомендательный характер, основан на неправильном толковании норм права, а потому подлежит отклонению.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций издан Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из анализа норм подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1, пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417, в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В развитие приведенного правового регулирования 4 апреля 2020 г. Правительство Мурманской области издало постановление № 175-ПП «О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в котором определен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности.
С учётом изложенного, Плешков А.В. был обязан при посещении 26 августа 2021 г. магазина «Магнит» соблюдать приведенные выше Правила и использовать средства индивидуальной защиты.
Вопреки доводам Плешкова А.В., постановление Правительством Мурманской области принято в пределах его компетенции и в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г. № 9, и является обязательным к исполнению всеми гражданами Мурманской области.
Довод Плешкова А.В. о том, что он не подлежит административной ответственности, поскольку нарушение положений, изложенных в приложении к Постановлению Правительства Мурманской области № 385-ПП от 21 июня 2021 г., носит рекомендательный характер и не влечет административной ответственности, подлежит отклонению, поскольку материалами дела подтверждено неисполнение Плешковым А.В. положений пункта 2.1.1 Правил, обязательных для исполнения в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прямо предписывающих использование средств индивидуальной защиты (маски или респиратора) при нахождении, в том числе при посещении объектов розничной торговли.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 975-р утвержден Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В силу пункта 1 данного Перечня протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статей 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом – инспектором МВ ОРППС МО МВД России «Апатитский».
Вопреки доводам Плешкова А.В. протокол составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Плешкова А.В., отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит все необходимые сведения, имеющие значение для рассмотрения дела. Существенных недостатков, ставящих под сомнение допустимость протокола, не установлено. Плешкову А.В. при составлении протокола разъяснены права, у него отобраны в установленном порядке письменные объяснения. Копия протокола ему была вручена на месте, что им было подтверждено при рассмотрении дела.
Доводы Плешкова А.В. сводятся к несогласию с действиями должностного лица МО МВД России «Апатитский» и не могут быть рассмотрены по существу в рамках настоящего дела.
Оспаривание действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также нормативного правового акта осуществляется в ином порядке.
При принятии решения о назначении виновного административного наказания судья руководствуется правилами, предусмотренными статьёй 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Определяя вид и размер наказания, судья учитывает, что Плешковым А.В. совершено грубое административное правонарушение, посягающее на общественный порядок; ранее к административной ответственности за нарушение общественного порядка не привлекался; работает.
Принимая во внимание личность Плешкова А.В., обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств, нахожу необходимым назначить ему наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.5, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Плешкова Александра Владимировича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Назначенный штраф необходимо внести на расчётный счёт: УФК по Мурманской области (Межмуниципальный отдел МВД России «Апатитский») ИНН 5101110400, КПП 511801001, ОКТМО 47705000, номер счет получателя платежа 03100643000000014900, кор./сч. 40102810745370000041, БИК 014705901 в ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК//УФК по Мурманской области, г. Мурманск, КБК 18811601201010601140, УИН 18880451210012308929.
Предупредить Плешкова А.В. о том, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначенный ему административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить Плешкову А.В., что в соответствии со статьями 20.25, 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Квитанцию об уплате административного штрафа необходимо представить в канцелярию Апатитского городского суда Мурманской области, кабинет № 7.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья А.А. Алексеева