Дело № 2-320/2013

                 РЕШЕНИЕ

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхняя Пышма                             04 марта 2013 года

    Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи – Мочаловой Н.Н.

при секретаре – Созоновой Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Чумакова Николая Николаевича, к администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности по приобретению и предоставлению жилого помещения,

                 УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхняя Пышма, действующий в интересах Чумакова Николая Николаевича, первоначально, обратился в суд с иском к администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности по приобретению и предоставлению жилого помещения Чумакову Николаю Николаевичу.

В обоснование своих исковых требований прокурор ссылается на то, что Чумаков Н.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО4 лишена родительских прав решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 30.03.1998, отец юридически не значится.

Чумаков Н.Н. окончил обучение в ГУ НПО ПУ «Юность» по специальности мастер строительных работ, находящемся по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. Чумаков Н.Н. обратился в органы местного самоуправления по вопросу предоставления жилья. Постановлением главы ГО «Верхняя Пышма» № 1020 от 11.03.2003 Чумаков Н.Н. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Однако до настоящего времени Чумаков Н.Н. жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Частью 2 указанной статьи предусмотрено такое исключение в пп. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 01.01.2010г. возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» определен Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Исходя из указанного порядка в соответствии с областной целевой программой «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы» обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.

После приобретения жилья СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади, и органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Само распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

Неисполнение ответчиками требований федерального законодательства, устанавливающего дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает гарантированные федеральным законодательством права Мартынова Р.Ю., относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В ходе судебного разбирательства по данному гражданскому делу, прокурор г. Верхняя Пышма, действуя в интересах Чумакова Н.Н., уточнил предмет исковых требований, просил: обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для Чумакова Николая Николаевича благоустроенное жилое помещение, площадью до 45 кв.м., и передать его в муниципальную собственность городского округа Верхняя Пышма, с целью дальнейшего предоставления данного жилого помещения Чумакову Николая Николаевичу; обязать администрацию городского округа Верхняя Пышма предоставить, приобретенное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, благоустроенное жилое помещение Чумакову Николаю Николаевичу, на условиях договора найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда.

    В обоснование своих требований ссылался на обстоятельства, аналогичные – указанные в первоначальном исковом заявлении, изменив основание иска лишь в части статуса жилого помещения, которое должно быть приобретено Министерством строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области для Чумакова Н.Н., и предоставлено администрацией ГО Верхняя Пышма Чумакову Н.Н., на условиях специализированного жилищного фонда, в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального Закона Российской Федерации № 159-ФЗ от 21.12.1996. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29.02.2012. № 15-ФЗ), в соответствии с которой, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Истец Чумаков Н.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в его интересах поддержал, просил их удовлетворить. По обстоятельствам дела дал объяснения аналогичные, указанным в исковом заявлении, дополнив, что его мать лишена родительских прав в отношении него. Отец в свидетельстве о его рождении, был записан со слов матери. Сразу после рождения, его мать бросила, и он воспитывался в детском доме. До 1990 года он находился в детском доме в <адрес>, потом в детском доме в <адрес>. После окончания интерната он был зачислен в ГУПНО ПУ «Юность». В период обучения проживал в общежитии ПУ «Юность». После окончания ПУ «Юность», с ним был заключен договор краткосрочного найма жилого помещения в общежитии по <адрес> <адрес>, но фактически было предоставлено для временного проживания жилое помещение в данном общежитии, в виде комнаты №. Согласно договору краткосрочного найма, жилое помещение в общежитии ему предоставлено для проживания на период с 15.05.2012. по 15.04.2013. Какое-либо жилое помещение за ним, не закреплялось. Жилого помещения для постоянного проживания, он не имеет.

В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма – Лукьянец А.В., действуя в интересах Чумакова Н.Н., исковые требования поддержал в полном объеме. Дала объяснения, аналогичные – указанным в первоначальном, и дополнительном исковом заявлении. Просил, с учетом внесенных изменений в ст.8 Федерального Закона Российской Федерации № 159-ФЗ от 21.12.1996. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязать: Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для Чумакова Николая Николаевича благоустроенное жилое помещение, площадью до 45 кв.м., и передать его в муниципальную собственность городского округа Верхняя Пышма, с целью дальнейшего предоставления Чумакову Николаю Николаевичу; обязать администрацию городского округа Верхняя Пышма предоставить, приобретенное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, благоустроенное жилое помещение Чумакову Николаю Николаевичу, на условиях договора найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Представитель ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, хотя о времени, дате и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. В представленном суду письменном отзыве, временно исполняющий обязанности министра – В.Н. Киселев, просил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

    Представитель ответчика – администрации ГО Верхняя Пышма в судебное заседание не явился, хотя также, надлежащим образом, был извещен о времени, дате и месте судебного разбирательства. Как следует из представленного суду письменного заявления, представитель администрации ГО Верхняя Пышма - Черемных Е.В., действующая на основании доверенности № 6-02 от 09.01.2013., просит рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя администрации ГО Верхняя Пышма.

    С учетом требований ч.ч.4,5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей ответчиков: Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, администрации ГО Верхняя Пышма.

    Выслушав истца Чумакова Н.Н., помощника прокурора г. Верхняя Пышма Лукьянец В.А., действующего в интересах Чумакова Н.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 ст.8 вышеуказанного закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта п.1 ст.8 данного Федерального закона, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 ст.8 указанного выше федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.7 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. 8 ст.8 вышеуказанного федерального закона, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9 ст.8 указанного федерального закона).

    Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступившего в законную силу с 01.01.2013.), действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что Чумаков Н.Н. относится к категории детей из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается сведениями территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Верхняя Пышма.

Как следует из свидетельства о рождении Чумакова Николая Николаевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ<адрес> <адрес>, его матерью является ФИО4, в графе отец «отец» записан ФИО5 (л.д.25).

Согласно справке ОЗАГС по г. Верхняя Пышма, в книге записи рождений от ДД.ММ.ГГГГ. произведенная запись № о рождении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сведения об отце ребенка записаны по указанию матери. (л.д.25).

Как следует из решения Верхнепышминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 лишена родительских прав в отношении Чумакова Николая Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-28).

Согласно решению исполнительного комитета Верхнепышминского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. №, несовершеннолетний Чумаков Николай Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, определен в детский дом на полное государственное обеспечение (л.д.9).

Согласно постановлению главы МО Верхняя Пышма № от ДД.ММ.ГГГГ., Чумаков Николай Николаевич, включен во внеочередной список очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.7).

Из сведений договора краткосрочного найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между администрацией городского округа Верхняя Пышма и Чумаковым Николем Николаевичем, следует, что Чумакову Н.Н. во временное владение и пользование, сроком на 11 месяцев: с 15.05.2012. до 15.04.2013., предоставлено жилое помещение, расположенное в общежитии, по адресу: <адрес> (л.д.29).

Согласно сведениям адресной справки, представленной отделением УФМС России по Свердловской области в Верхнепышминском районе, оДД.ММ.ГГГГ., Чумаков Николай Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., по адресу: <адрес>.

Как следует из обращения директора детского дома – школы <адрес> ФИО11, на имя главы администрации городского округа Верхняя Пышма, за несовершеннолетним Чумаковым Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ, не была закреплена жилая площадь, при определении его в детский дом-школу (л.д.19).

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ., сведения о правах Чумакова Николая Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, на какие-либо объекты недвижимого имущества, отсутствуют.

Таким образом, оценив все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Чумакова Н.Н., предъявленных к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, к администрации ГО Верхняя Пышма о возложении обязанности по приобретению и предоставлению на условиях договора найма специализированных жилых помещений, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Чумаков Николай Николаевич относится к числу детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо закрепленного за ним, жилого помещения для проживания, не имеет, что подтверждается решением исполнительного комитета Верхнепышминского городского Совета народных депутатов от 12.03.1987. № 67.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Чумаков Николай Николаевич, в настоящее время занимает жилое помещение, на основании заключенного с ним администрацией городского округа Верхняя Пышма, договора краткосрочного найма жилого помещения, расположенного в общежитии, по адресу: <адрес>, срок пользования которым заканчивается 15.04.2013.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании как объяснениями истца – Чумакова Н.Н., помощника прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Чумакова Н.Н. – Лукьянца А.В., так и сведениями письменных документов, имеющихся в материалах дела, в том числе: заявлением Чумакова Н.Н. в отдел по учету и распределению жилой площади о принятии его на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади от 15.05.2003.; адресной справкой, представленной отделением УФМС России по Свердловской области в Верхнепышминском районе, 29.01.2013., сведениями указанного выше договора краткосрочного найма.

Как установлено в судебном заседании, Чумаков Николай Николаевич в установленном законом порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, и включен во внеочередной список очередности граждан, с целью предоставления жилого помещения, составом семьи из одного человека. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании также объяснениями истца Чумакова Н.Г., помощника прокурора г. Верхняя Пышма Лукьянца А.В., и письменными документами, в том числе: постановлением главы МО Верхняя Пышма № 1020 от 11.06.2003.

В судебном заседании также установлено, что Чумаков Николай Николаевич не является: ни нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; ни собственником жилых помещений, что подтверждается объяснениями истца и помощника прокурора г. Верхняя Пышма – Лукьянца А.В.., действующего в интересах Чумакова Н.Н.., сведениями представленных суду письменных документов, в том числе: сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 29.01.2013.

Вышеуказанные обстоятельства не оспорены, и фактически признаны ответчиком - Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ссылавшемся в представленном суду письменном отзыве на то, что Чумаков Николай Николаевич является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч.2 ст.68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

    Доводы представителя ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в представленном суду письменном отзыве на исковое заявление (от 12.02.2013.) о том, что право Чумакова Н.Н. на обеспечение жилым помещением по состоянию на 01.01.2013., не реализовано, а, следовательно, с учетом вступившего в законную силу с 01.01.2013. Федерального закона № 15-ФЗ, основания для обеспечения Чумакова Н.Н. жилым помещением во внеочередном порядке, как по договору социального найма, так и по договору найма специализированного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда, отсутствуют, суд считает несостоятельными, поскольку, во-первых, как следует из предмета требований прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Чумакова Н.Н. (в дополнительном исковом заявлении, уточнившим предмет требований, с учетом внесенных изменений в закон), прокурор г. Верхняя Пышма не просит предоставить Чумакову Н.Н. жилое помещение во внеочередном порядке, во-вторых, не содержит исковое заявление прокурора г. Верхняя Пышма (после уточнения предмета иска) и требований о предоставлении Чумакову Н.Н. жилого помещения по договору социального найма. Ранее заявленные прокурором г. Верхняя Пышма, действующим в интересах Чумакова Н.Н., исковые требования, уточнены прокурором в ходе судебного разбирательства по данному делу, с учетом изменений, внесенных в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом № 15-ФЗ от 29.02.2012. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступившим в законную силу с 01.01.2013.).

Что касается доводов Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, относительно применения ст.4 вышеуказанного Федерального закона № 15-ФЗ (вступившего в законную силу с 01.01.2013.), то данной нормой закона как раз предусмотрено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что жилым помещением Чумаков Н.Н., как лицо из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен, жилое помещение ему не предоставлялось, решение суда о предоставлении Чумакову Н.Н. жилого помещения по указанному основанию, ранее не принималось, следовательно, Чумаков Н.Н. принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, не реализовал, и должен быть обеспечен жилым помещением в соответствии с порядком, установленным ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013).

В соответствии с ч. 9 ст.8 вышеуказанного федерального закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Доводы представителя администрации ГО Верхняя Пышма, в представленном суду письменном отзыве на исковое заявление, о том, что администрация ГО Верхняя Пышма, является ненадлежащим ответчиком по данному спору, так как обязанность заключить договор найма жилого помещения, приобретенного Министерством строительства за счет средств областного бюджета, возникает у администрации ГО Верхняя Пышма только после выполнения своих обязательств Министерством строительства, развития инфраструктуры Свердловской области, и учитывая, что жилье для Чумакова Н.Н. Министерством не приобретено, обязанность администрации ГО Верхняя Пышма по предоставлению жилья для Чумакова Н.Н., отсутствует, суд считает несостоятельными, так как данные доводы противоречат требованиям закона.

    В соответствии с ч.7 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из содержания и смысла ч.1 ст.8 вышеуказанного федерального закона по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, такие жилые помещения предоставляются лицам из числа детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

На территории Свердловской области действует порядок, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011. № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в целях исполнения подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы».

На момент рассмотрения данного гражданского дела вышеуказанный порядок, не отменен, и не изменен, и действует на территории Свердловской области, в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011. № 84-ПП (в редакции от 29.08.2012. № 934-ПП).

Как следует из п.п.2,3 Постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011. № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.08.2012 № 934-ПП), в соответствии с областной целевой программой «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы», обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».

Согласно п.4 вышеуказанного Порядка, средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из п.5 Порядка следует, что средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.

Согласно п.5 вышеуказанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Как следует из п.9 Постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011. № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.08.2012 № 934-ПП), списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области ежегодно в срок до 1 февраля представляют в Фонд списки нуждающихся в жилье детей-сирот.

Фонд на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области списков, указанных в абзаце 2 настоящего пункта, формирует и ведет списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в разрезе муниципальных образований в Свердловской области.

(абзац введен Постановлением Правительства Свердловской области от 29.08.2012 N 934-ПП)

Согласно п.10 данного Порядка, для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений, Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади: по приобретенным жилым помещениям - в течение 10 рабочих дней, с даты регистрации государственного контракта на приобретение жилого помещения.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, как следует из п.11 указанного выше Порядка, в течение 10 рабочих дней, с даты получения адресного перечня жилых помещений, представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно приложению к настоящему Порядку. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

    С учетом детально проанализированного судом вышеуказанного Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011. № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.08.2012 № 934-ПП), в системном толковании со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», очевидно, что порядок приобретения жилых помещений для лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений для таких лиц, в том числе, в части органов, которые осуществляют предоставление таких жилых помещений указанной категории лиц, не изменился, и предусматривает, что обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей – органах местного самоуправления, в данном случае, на администрации ГО Верхняя Пышма.

    Не принимая во внимание доводы представителя администрации ГО Верхняя Пышма в представленном суду письменном отзыве, из содержания и смысла которых следует, что в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», изменился порядок предоставления жилых помещений, в части определения органа, который должен осуществлять предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд обращает внимание на то, что вышеуказанный Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011. № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», действует в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.08.2012 № 934-ПП, а указанный выше федеральный закон – в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012., то есть, редакция Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была утверждена вышеуказанным постановлением Правительства Свердловской области уже после принятия Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от 29.02.2012., что указывает на то обстоятельство, что Правительство Свердловской области утвердило Порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории, с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон, и иных органов, кроме органов местного управления (или вместо органов местного самоуправления), которые бы осуществляли предоставление лицам из числа детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилых помещений (приобретенных для них Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области), не предусмотрело и не определило. Следовательно, органом, который в соответствии с вышеуказанным Порядком, должен осуществлять функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, является орган местного самоуправления, в данном случае- администрация ГО Верхняя Пышма.

    Доводы администрации ГО Верхняя Пышма о том, что в настоящее время полномочия по постановке на учет и предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда должны осуществляться территориальным отделом Управления социальной политики по Свердловской области в г. Верхняя Пышма, также, с учетом вышеизложенного, несостоятельны, поскольку, во-первых, как указывалось выше, ни Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от 29.02.2012., ни порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области в редакции от 29.08.2012 № 934-ПП, полномочия органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений лицам указанной категории, на какой-либо иной орган не возложены. Во-вторых, Закон Свердловской области от 19.12.2012. № 107 –ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области»(принятый Законодательным Собранием Свердловской области от 18.12.2012.), на который представитель ответчика – администрации ГО Верхняя Пышма также ссылается, предусматривает, что к ведению органов опеки и попечительства, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования (территориальные органы Управления социальной политики), будет отнесено лишь ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. Часть 2 ст.2 вышеуказанного Областного Закона не предусматривает передачу полномочий указанным органам по предоставлению таким гражданам жилых помещений. Не предусматривает таких полномочий для указанного органа и Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом, как следует из ч.2 ст.2 Закона Свердловской области от 19.12.2012. № 107 –ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», документы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей–сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет до 01.01.2013. для целей предоставления жилых помещений, передаются органами местного самоуправления, органам опеки и попечительства, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования, до 01.03.2013. На момент рассмотрения данного гражданского дела в судебном заседании 22.02.2013., указанные полномочия также, как и полномочия по предоставлению жилых помещений, принадлежат органам местного самоуправления, в данном случае – администрации ГО Верхняя Пышма.

    Принимая решение по данному гражданскому делу, суд учитывает требования ч.1 ст.68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, в случае, если сторона, обязанная представлять доказательства своих возражений, относительно предъявленных исковых требований.

    Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчики: администрация ГО Верхняя Пышма, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, доказательств своим возражениям не представили, что позволяет суду обосновывать свои выводы объяснениями истца Чумакова Н.Н., помощника прокурора г. Верхняя Пышма - Лукьянца А.В., действующего в интересах Чумакова Н.Н., и пользующегося процессуальными правами истца, и представленными ими доказательствами, которые оценены судом в соответствии с ч.ч.3,5 ст.67, ч.ч.1,2 ст.71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и приняты во внимание как доказательства по делу. Объяснения истца Чумакова Н.Н., помощника прокурора Лукьянца А.В. соотносятся по содержанию друг с другом и письменными документами, содержащими сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, подписаны уполномоченными лицами, и исходят от органов, которые вправе представлять суду данный вид доказательств.

Руководствуясь ст. ст.12, 67, ч.ч.1,2 ст. 68, ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

                     РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ 45 ░░.░., ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.03.2013.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░.

2-320/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чумаков Николай Николаевич
Ответчики
Министерство строительства
Администрация ГО Верхняя Пышма
Суд
Верхнепышминский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
verhnepyshminsky.svd.sudrf.ru
11.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2012Передача материалов судье
14.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.02.2013Предварительное судебное заседание
04.03.2013Судебное заседание
26.03.2013Дело оформлено
26.03.2013Дело сдано в канцелярию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее