Решение по делу № 2а-904/2020 от 22.01.2020

4

Дело № 2а-904/2020

УИД: 42RS0009-01-2020-000469-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

председательствующего Курилова М.К.,

при секретаре Сячине И.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

19 февраля 2020 года

административное дело по административному исковому заявлению Шинкаренко ЛИЦО_6 об оспаривании постановления администрации г. Кемерово от 09.12.2019 года ###,

У С Т А Н О В И Л:

Шинкаренко Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления администрации г.Кемерово от 09.12.2019 года ###.

Требования мотивированы тем, что Шинкаренко Н.В. с рождения относилась к категории детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывалась в детском доме. На основании распоряжения территориального управления ... администрации г. Кемерово от **.**.**** ### Шинкаренко Н.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей», так как являлась нуждающейся, не имела жилого помещения ни в собственности, ни на ином праве.

В связи с изменением законодательства в области обеспечения жильем детей-сирот в 2013 году администрация г. Кемерово Постановлением от 29.04.2013 №1328 включила всех детей-сирот, состоящих на учете и достигших возраста 14 лет в список в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996 г, Кемеровским областным законом №134-03 от 27.12.2012 года, постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 29.03.2013 №132. Под номером ### в приложении ### к данному постановлению числилась Шинкаренко Н.В., так как на момент включения в список она относилась к категории детей-сирот и имела нуждаемость в жилом помещении.

Решением Центрального суда г. Кемерово от **.**.**** вынесенным по делу ### удовлетворены требования Шинкаренко Н.В. к администрации города Кемерово об обязании предоставить жилое помещение по договору специализированного найма, **.**.**** решение вступило в законную силу.

В 2018 году Шинкаренко Н.В., так и не получив жилья от администрации приобрела два жилых дома: в ... и в ... за средства материнского капитала и при помощи заемных средств.

На основании Постановления администрации г. Кемерово от **.**.**** года ### Шинкаренко Н.В. была исключена из списка детей сирот в связи с отсутствием нуждаемости. При этом решение суда до настоящего времени не отменено, не изменено, не исполнено, ведется, исполнительное производство.

Постановлением администрации города Кемерово от 09.12.2019 №3284 были внесены изменения в постановление администрации г. Кемерово №1328 от 29.04.2013 года, согласно которым, пункт ### (Шинкаренко Н.В., **.**.**** г.р., ...) приложения ### к постановлению отменен. Таким образом, администрация г. Кемерово исключила административного истца из списка детей-сирот, составленного на 29.04.2013 года без указания даты фактического исключения (2019 год).

Административный истец считает постановление администрации г. Кемерово от 09.12.2019 ### незаконным, изданным с грубым нарушением норм и основ действующего гражданского законодательства, а также нарушающим законные права и интересы истца по нижеследующим основаниям.

В связи с тем, что Шинкаренко Н.В. с 2007 года состояла на учете нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Жилищным Кодексом РФ она была в 2013 году администрацией г. Кемерово правомерно и абсолютно законно включена в список. На момент издания постановления о включении в список ее нуждаемость была проверена специалистами комитета по жилищным вопросам (она действительно была сиротой и не имела пригодного для проживания жилья ни в собственности, ни на условиях социального найма).

В 2017 году истец получила решение суда, которым суд обязал администрацию предоставить ей жилое помещение на условиях специализированного найма, а в 2018 году она приобрела жилье на средства материнского капитала, что стало основанием для исключения ее из списка, о чем было издано Постановление №1667 от 03.07.2019 года. При этом, не смотря на попытки административного ответчика пересмотреть данное решение в порядке ст. 392 ГПК РФ по новым обстоятельствам данное решение до настоящего времени не отменено, не пересмотрено, не изменено, вступило в законную силу еще в 2017 году, ведется исполнительное производство (Определением Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.**** в удовлетворении заявленных требований было отказано, а апелляционным определением от **.**.**** определение оставлено в силе, в удовлетворении частной жалобы администрации - отказано).

После чего административный ответчик оспариваемым постановлением вторично исключает Шинкаренко Н.В. из списка детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, только иным способом, а именно - путем отмены пункта ### Постановления ### от 29.04.2013 года. При этом в самом постановлении не указано с какого времени она утратила право на обеспечение жильем.

Из буквального трактования постановления ### от 29.04.2013 в редакции после издания постановления ### от 09.12.2019 следует, что Шинкаренко Н.В. не числится в списках детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с 29.04.2013 года, т.е. с момента его издания, однако исключена была из него лишь в 2019 году, а в период с 2013 по 2019 годы она состояла в списках, так как была нуждающейся и имела категорию и имела законное право находиться в списке.

Кроме того, издавая постановление ### и отменяя п. ### в нем ответчик руководствовался все теми же основаниями, установленными в 2019 году -отсутствие нуждаемости в связи с приобретением жилья, однако в самом постановлении отсылка к постановлению от **.**.**** ### (которым она уже исключена из списка) отсутствует. Новых оснований для исключения ее из списка (например, недостоверность сведений, наличие подложных документов и др. при включении ее в список) не установлено, что свидетельствует о том, что в списке она состояла абсолютно законно.

Регламента администрации г. Кемерово об исключении из списка детей-сирот, оформленного в виде нормативного акта в общем доступе не имеется, а из буквального толкования данного закона дети-сироты, которые утратили право состоять в списке исключаются из него отдельным нормативным актом. Внесение изменений в ранее изданные нормативные акты, а именно, в постановление о формировании списка путем его частичной отмены является прямым нарушением законодательства и ничем не обосновано.

Данное постановление является для ответчика не более чем правовым механизмом, изданное с целью его использования в качестве оснований для вторичного пересмотра дела по новым обстоятельствам в соответствии со ст. 392 ГПК РФ (ч. 4 п. 1 - отмена постановления органа местного самоуправления, послужившего основанием для принятия судебного постановления по делу).

Таким образом, редакция постановления ### от 29.04.2013 года, существующая после внесения в нее изменений постановлением ### от 09.12.2019 года является незаконной в силу положений ст. 4 ГК РФ, Федерального закона № 159-ФЗ, а также лишает административного истца на защиту своих законных прав и интересов в судебных инстанциях и надежды на справедливое и законное решение.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд признать незаконным и отменить Постановление администрации города Кемерово ### от 09.12.2019 «Об отмене пункта ### приложения ### к постановлению администрации города Кемерово от 29.04.2013 ### «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».

В судебном заседании представитель административного истца Корчагина Н.М., действующая на основании доверенности от **.**.****, на удовлетворении административного искового заявления настаивала.

Представитель административного ответчика Кадошникова С.В., действующая на основании доверенности от **.**.****, административные исковое требования не признала.

Административный истец Шинкаренко Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В материалах дела имеется письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, учитывая мнение участников процесса, наличие заявления о рассмотрении дела в отсутствие Шинкаренко Н.В., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истца.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что Постановлением администрации г.Кемерово от 29.04.2013 года ### Шинкаренко Н.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (№ очереди 1078).

Как следует из заявления администрации г.Кемерово о пересмотре решения по новым обстоятельствам, зарегистрированным **.**.****, решением Центрального суда г. Кемерово от **.**.****, вынесенным по делу ### удовлетворены требования Шинкаренко Н.В. к администрации города Кемерово об обязании предоставить жилое помещение по договору специализированного найма, **.**.**** решение вступило в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 №134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ) детям-сиротам, включённым в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа.

Согласно ст. 2 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ уполномоченный орган - орган исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий управление в сфере образования; орган местного самоуправления городского округа или муниципального района - в случае наделения законом Кемеровской области указанных органов государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005
№ 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и
социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом Кемеровской области от 27.12.2012 №134-03.

Частью 2 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ предусмотрено, что при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.

Перечень данных документов установлен Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2013 № 132 «О некоторых вопросах в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди гелей, на жилые помещения» (действующим на момент решения вопроса об обеспечении Шинкаренко Н.В. жилым помещением), в том числе справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о наличии или отсутствии у гражданина жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации (п. 1.11). Аналогичные положения в настоящее время содержит Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса от 03.10.2019 № 568 «Об обеспечении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на жилые помещения».

Основания исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка предусмотрены частью часть 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, а именно: предоставление им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; утрата ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; включение их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства; прекращение у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; смерть или объявление их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям, содержащихся в выписке ЕГРН, Шинкаренко Н.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:

- жилой дом, площадью 26,6 кв.м., расположенный по адресу: ... на основании договора купли-продажи от **.**.****,

- жилой дом, площадью 39,4 кв.м., расположенный по адресу: ..., на основании договора купли-продажи от **.**.****.

В связи с приобретением права собственности на жилые помещения, Шинкаренко Н.В. утратила основания, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для предоставления ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,, что в силу пункта 2 части 3.1 указанного Федерального закона №159-ФЗ является основанием к исключению ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Так, на основании Постановления администрации г. Кемерово от 03.07.2019 года ### Шинкаренко Н.В. была исключена из списка детей сирот в связи с утратой оснований, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.

Постановлением администрации города Кемерово от 09.12.2019 ### отменен пункт ### приложения ### к постановлению администрации г.Кемерово от 29.04.2013 №1328 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».

Оспаривая постановление администрации г.Кемерово от **.**.**** ###, административный истец указывает, что в постановлении не указано с какого времени Шинкаренко Н.В. утратила право на обеспечение жильем, в связи с чем исходя из буквального толкования данного постановления следует, что Шинкаренко Н.В. не числится в списках детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением с 29.04.2013 года, то есть с момента его издания, несмотря на то, что исключена она была только в 2019 году.

Суд не может согласиться с данными доводами административного истца по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 3 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), представляет собой совокупность сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.

Поскольку постановлением администрации г. Кемерово от 03.07.2019 года ### Шинкаренко Н.В. была исключена из списка детей сирот, данное постановление Шинкаренко Н.В. оспорено не было, административным истцом пункт ### приложения ### к постановлению администрации г.Кемерово от 29.04.2013 ### отменен правомерно.

Поскольку Шинкаренко Н.В. утратила основания для предоставления ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, сведения в списках детей – сирот о ней как о лице, имеющим право на обеспечения жилым помещением по настоящее время являлись бы недостоверными.

В настоящее время регламента администрации г. Кемерово об исключении из списка детей-сирот, оформленного в виде нормативного акта в общем не имеется, вместе с тем действующим законодательством не запрещено оформлять исключение из списка детей – сирот в виде постановления об исключении из списка детей-сирот и постановлением об отмене пункта к приложению к постановлению органа местного самоуправления о формировании списка детей-сирот. То есть в данном случае, вынесение оспариваемого постановления является правом административного ответчика.

Кроме того, отсутствие в оспариваемом постановлении даты, с которой Шинкаренко Н.В. утратила право на обеспечение жилым помещением, не может служить основанием для его отмены.

Как уже было указано выше, в связи с приобретением права собственности на жилые помещения, Шинкаренко Н.В. утратила основания, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что стороной административного истца не оспаривалось в судебном заседании.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

  1. об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

  2. об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания незаконными действий (решений) соответствующего органа государственной власти необходимо одновременно наличие двух условий:

  1. несоответствие оспариваемого акта (действия) закону;

  2. установление факта нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым актом (действием).

Таких условий по делу судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Шинкаренко Н.В. об оспаривании постановления администрации г. Кемерово от 09.12.2019 года ###.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шинкаренко ЛИЦО_7 об оспаривании постановления администрации г.Кемерово ### от 09.12.2019 года «Об отмене пункта ### приложения ### к постановлению администрации г.Кемерово от 29.04.2013г. ### «О формировании списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: М.К. Курилов

В окончательной форме решение изготовлено 21.02.2020 года.

2а-904/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шинкаренко Наталья Викторовна
Ответчики
Администрация г. Кемерово
Другие
Корчагина Нина Михайловна
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Курилов М.К.
Дело на сайте суда
centralniy.kmr.sudrf.ru
22.01.2020Регистрация административного искового заявления
22.01.2020Передача материалов судье
24.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2020Подготовка дела (собеседование)
07.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее