66RS0006-01-2022-005882-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2023 года Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Калыгиной Р.М., при помощнике судьи Гаряевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Екатеринбургэнергосбыт» к Мамедовой А. С. о взыскании задолженности по договору энергоснабжения, судебных расходов,
установил:
акционерное общество «Екатеринбургэнергосбыт» (далее по тексту – АО «ЕЭнС») обратилось в суд с настоящим исковым заявлением к ответчику Мамедовой А. С. о взыскании задолженности по договору энергоснабжения, судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что между АО «Екатеринбургэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и Мамедовой А.С. (абонент) заключен договор энергоснабжения < № > от 11.07.2022 в соответствии с Приложением < № > (потребитель 1) объектом энергоснабжения является офисное помещение, расположенное по адресу: < адрес >. В соответствии с договором < № > от 11.07.2022 истец обязался осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии электроустановок должника, а ответчик обязался оплачивать приобретаемую энергию и оказанные услуги на условиях заключенного договора. Согласно выписке из ЕГРН право собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: < адрес > у Мамедовой А.С. возникло с 02.04.2020, именно с этого момента собственник обязан нести бремя содержания, принадлежащего ему имущества, однако, за заключением договора энергоснабжения Мамедова А.С. обратилась в АО «ЕЭнС» только 20.07.2022. В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности эл.сетей и эксплуатационной ответственности < № > от 06.12.2007, нежилое помещение, расположенное по адресу: < адрес > запитано от электрических сетей сетевой организации – АО «Екатеринбургская электросетевая компания». Таким образом, истец производил отпуск электрической энергии ответчику в период с 02.04.2020 по 31.07.2022. За отпущенную электроэнергию ответчику были выставлены счет-фактура и счет. Объем поставленной электрической энергии был определен гарантирующим поставщиком, исходя из фактических показаний прибора учета < № >, зафиксированных сетевой организацией – АО «Екатеринбургская электросетевая компания» в актах на замену (приемку, обследование) приборов коммерческого учета от 11.07.2022 и от 29.08.2022. Объем потребленной электрической энергии за период с 02.04.2020 по 11.07.2022 составил 286359 кВтч и был предъявлен к оплате в рамках договора энергоснабжения < № > от 11.07.2022. До настоящего времени потребленная электроэнергия ответчиком не оплачена в полном объеме, задолженность за спорный период составляет 2110446 руб. 36 коп., которую истец просит взыскать с ответчика.
Представитель истца Брауэр Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования по предмету и основаниям, просила иск удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя. Представитель ответчика - Родионова Ю.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, указала, что акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.03.2020 не является допустимым доказательством, поскольку составлен без участия потребителя.
Представитель третьего лица АО «Екатеринбургская электросетевая компания» Миронова Е.И., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Катаева Н.С. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном Кодексе.
Пунктом 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 310 того же кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из ЕГРН право собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: < адрес > у Мамедовой А.С. возникло с 02.04.2020.
В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Судом установлено и подтверждается письменными доказательствами по делу, что между АО «Екатеринбургэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и Мамедовой А.С. (абонент) заключен договор энергоснабжения < № > от 11.07.2022 в соответствии с Приложением < № > (потребитель 1) объектом энергоснабжения является офисное помещение, расположенное по адресу: < адрес >.
В соответствии с договором < № > от 11.07.2022 истец обязался осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии электроустановок должника, а ответчик обязался оплачивать приобретаемую энергию и оказанные услуги на условиях заключенного договора.
Доводы ответчика об отсутствии у ответчика обязанности оплачивать услугу «эл.энергия» за период до заключения между сторонами договора энергоснабжения, суд признает несостоятельным, противоречащим изложенным выше нормам материального права, поскольку потребление электроэнергии без заключения в установленном порядке договора энергоснабжения, рассматривается как бездоговорное потребление, которое в силу требований указанных выше статей порождает у лица, фактически получившего такую эл.энергию, обязанность оплатить ее в установленном законом порядке.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему. При этом в соответствии со статьей 153 ГК РФ в качестве сделки могут быть квалифицированы действия граждан и юридических лиц, которые направлены на установление гражданских прав и обязанностей.
Также согласно п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 № 30 отсутствие договорных отношений с энергоснабжающей организацией не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему эл.энергии, а фактическое пользование следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Президиум ВАС РФ в своем информационном письме от 05.05.1997 № 14 рекомендует данные отношения рассматривать как договорные.
Таким образом, именно с момента государственной регистрации права собственности, то есть с 02.04.2020, ответчик как собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу п. п. 1, 3 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
На основании п. п. 1, 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2).
В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности эл.сетей и эксплуатационной ответственности < № > от 06.12.2007, нежилое помещение, расположенное по адресу: < адрес > запитано от электрических сетей сетевой организации – АО «Екатеринбургская электросетевая компания».
Как указывает истец, АО «Екатеринбургэнергосбыт» производил отпуск электрической энергии ответчику в период с 02.04.2020 по 31.07.2022. За отпущенную электроэнергию ответчику были выставлены счет-фактура и счет. Объем поставленной электрической энергии был определен гарантирующим поставщиком, исходя из фактических показаний прибора учета < № >, зафиксированных сетевой организацией – АО «Екатеринбургская электросетевая компания» в актах на замену (приемку, обследование) приборов коммерческого учета от 11.07.2022 и от 29.08.2022. Объем потребленной электрической энергии за период с 02.04.2020 по 11.07.2022 составил 286359 кВтч и был предъявлен к оплате в рамках договора энергоснабжения < № > от 11.07.2022.
Как усматривается из материалов дела, 11.07.2022 в присутствии потребителя Мамедовой А.С. составлен акт обследования прибора коммерческого учета электроэнергии, согласно которому установлен прибор учета Меркурий 230ART-01КТ 6,2 < № > с показаниями Т1-153542,16, Т2-152982,48.
В соответствии с актом допуска в эксплуатацию прибора учета Меркурий 230ART-01КТ 6,2 < № > от 20.03.2020 показания Т1-012905,89, Т2-007295,70.
Выражая несогласие с заявленными требованиями, ответчик указывает, что акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.03.2020 не является допустимым доказательством, поскольку составлен без участия потребителя. Последний акт, которым зафиксированы показания приборов учета, составлен 10.03.2016, тем самым, истец пытается возложить на ответчика обязанность по оплате долга предыдущего собственника, что недопустимо.
Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее по тексту - Правила) и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее по тексту - Основные положения).
В силу п. 80 Правил N 354 учет объема коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно п. 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения прибора учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 20.03.2020 был составлен уполномоченным лицом, имеет все необходимые сведения, а отсутствие потребителя при составлении указанного акта от 20.03.2020, не является обстоятельством, освобождающим истца от обязанности производить начисления за коммунальную услугу по показаниям прибора учета, а ответчика оплачивать коммунальную услугу, исходя из показаний прибора учета.
На основании изложенного, акт от 20.03.2020 отвечает требованиям ст. 57 ГПК РФ, оснований для исключения данного акта из числа доказательств не имеется.
Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие сведения, содержащиеся в акте от 20.03.2020.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, объем поставленной электрической энергии, исходя из фактических показаний прибора учета < № >, зафиксированных сетевой организацией – АО «Екатеринбургская электросетевая компания» за период с 02.04.2020 по 11.07.2022 составил 286 359 кВтч. Задолженность за спорный период составляет 2 110 446 руб. 36 коп., и подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
На основании изложенного, суд взыскивает с ответчика в пользу истца задолженность по договору энергоснабжения < № > за период с 02.04.2020 по 31.07.2022 в размере 2110446 руб. 36 коп.
Согласно ст. 88, 98 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 18 752 руб.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования акционерного общества «Екатеринбургэнергосбыт» (ИНН 6671250899, ОГРН 1086658002617) к Мамедовой А. С. (< дд.мм.гггг > года рождения уроженке < данные изъяты >, паспорт серии < данные изъяты > < № > выдан 26.11.2015 ОУФМС России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга) о взыскании задолженности по договору энергоснабжения, судебных расходов, - удовлетворить.
Взыскать с Мамедовой А. С. в пользу акционерного общества «Екатеринбургэнергосбыт» задолженность по договору энергоснабжения < № > за период с 02.04.2020 по 31.07.2022 в размере 2110446 руб. 36 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 18752 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Мотивированное решение изготовлено печатным способом в совещательной комнате.
Судья Р.М. Калыгина