Решение по делу № 3а-2048/2021 от 29.09.2021

Дело ***а-2048/2021

22OS0000-01-2021-001971-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2021 года                              город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бакланова Е.А.,

при секретаре Степаненко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потапова С. И. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Потапов С.И. обратился в суд с административным иском к Правительству Алтайского края и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, требуя установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года. В обоснование требований, указано, что кадастровая стоимость арендуемого административным истцом земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащих уплате арендных платежей. Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд.

В судебном заседании представитель административного истца Шейко В.В. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, в связи с чем судебное разбирательство проведено в их отсутствие в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный ответчик Правительство Алтайского края в письменном отзыве оставило разрешение требований на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю в письменном отзыве оставило разрешение требований на усмотрение суда, подтвердив размер оспариваемой кадастровой стоимости и дату, по состоянию на которую она установлена.

Выслушав объяснения представителя административного истца, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Потапов С.И. является арендатором земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается договором аренды. При этом размер арендных платежей определятся исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, административный истец вправе оспорить утвержденную кадастровую стоимость объекта недвижимости.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости и постановлению администрации Алтайского края от 25 ноября 2016 года № 405 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Алтайского края", кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки объектов недвижимости и составляет 11105094 рубля. Датой определения кадастровой стоимости является 01 января 2016 года, сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости 15 декабря 2016 года.

На основании приказа управления имущественных отношений Алтайского края от 16 августа 2021 года № 89 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края" (вступил в силу с 18 сентября 2021 года) в Единый государственный реестр недвижимости 23 сентября 2021 года внесена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере 13879522 рубля 80 копеек. Определена данная кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2021 года и применяется с 01 января 2022 года.

Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость является архивной.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость подлежит применению для исчисления арендных платежей, то установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

Кроме того, в силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Учитывая, что на дату рассмотрения административного дела сведения о кадастровой стоимости земельного участка на 01 января 2016 года являются актуальными на основании статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценки», поскольку новая кадастровая стоимость данного объекта на 01 января 2021 года применяется при ее внесении в Единый государственный реестр недвижимости с 01 января 2022 года, суд считает, что срок для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка пропущен по уважительным причинам и подлежит восстановлению.

В подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом с соблюдением требований части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» представлен отчет об оценке, составленный оценщиком Пятышевым Е.С., согласно которому рыночная стоимость исследуемого земельного участка на 01 января 2016 года составляет 6875197 рублей.

Представленный отчет подготовлен лицом, имеющим право на проведение подобного рода исследований, обладающим специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости.

Из данного отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.

Объектом оценки являлся земельный участок категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для оздоровительной деятельности.

В качестве аналогов оценщиком избраны земельные участки того же сегмента рынка. При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход, мотивировав выбор подхода для исследования. При использовании сравнительного метода были применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов.

Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации.

В соответствии с пунктом 6 ФСО № 3 отчеты об оценке прошиты, пронумерованы, скреплены печатью и подписью оценщика.

Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.

Какие-либо возражения лиц, участвующих в административном деле, относительно достоверности отчета об оценке, не поступали.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

На основании приведенных норм и установленных обстоятельств административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость применяется на период с 15 декабря 2016 года до 31 декабря 2021 года включительно, поскольку с 01 января 2022 года применяется его новая кадастровая стоимость.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Потапова С. И. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская <адрес> <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 6875197 рублей по состоянию на 01 января 2016 года, на период действия с 15 декабря 2016 года до 31 декабря 2021 года включительно.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 сентября 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.

Судья                                 Е.А.Бакланов

Мотивированное решение составлено 08 ноября 2021 года.

3а-2048/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Потапов Сергей Иванович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
Правительство Алтайского края
Другие
Комитет администрации района по финансам, налоговой и кредитной политике
Шейко Виталий Викторович
администрация Калманского района Алтайского края
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
29.09.2021Регистрация административного искового заявления
29.09.2021Передача материалов судье
30.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2021Судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2021Дело оформлено
15.12.2021Дело передано в архив
28.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее